Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 экзамнационных вопросов по дисциплине "Теория государства и права"
1. Предмет и метод теории государства и права.
2. ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП.
3. Происхождение и ранние формы государства.
4. Понятие и признаки государства.
...
70. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.

Файлы: 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

2) когда  нормативный акт смягчает уголовную  ответственность;

3) когда  нормативный акт отменяет уголовную  ответственность.

Исключение  составляет и «переживание» старого  норматив акта, при котором утративший юридическую силу норма акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

     Действие нормативных  актов в пространстве  осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов. Территориальный принцип предполагает действие норматив правового акта в пределах государственных или административно-территориальных границ деятельности правотворческого органа. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов. Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

     Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальным пределами функционирования актов. Существу общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

     1 действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящих на территории России, но и на ее граждан за границей;

     2 некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, и т.д.);

     3 в отношении иностранцев и лиц без гражданства: не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы,обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.).

     48. Непосредственное  правотворчество  народа. Референдум как правовой институт.

     Правотворчество — это очень сложная деятельность по формулированию общих правил поведения  и правотворчество можно подразделять на виды по разным основаниям:

Непосредственное  правотворчество (референдум) принято  относить к самостоятельному виду правотворчества, поскольку является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества. Наиболее ярким его проявлением является референдум — голосование граждан Российской Федерации по важным (наиболее важным) вопросам государственного или местного значения. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредственное волеизъявление граждан по установлению правовых норм. Именно поэтому решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. В соответствии с действующим российским законодательством в нашей стране могут проводиться три вида референдумов: референдум Российской Федерации, референдум субъектов Российской Федерации, местный референдум.

     По  своему характеру референдум может  быть:

·        Контрольным — это всенародное  согласование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в Конституции;

·        Консультативный референдум — то голосования, проводимое по требованию определенного числа избирателей;

·        Плебисцитарный референдум — это  референдум, результаты которого не обязательны  для исполнения в силу того, что имеют рекомендательный характер;

     Для непосредственного правотворчества  характерны следующие особенности:

1) решения  референдума обладают высшей  юридической силой; 

2) эти  решения не нуждаются в каком-либо  утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;

3) референдум  основывается на принципах свободы  и добровольности участия, отсутствии  какого-либо контроля за волеизъявлением  участников голосования, недопустимости  принуждения к выражению своего  мнения и убеждения или отказу  от них;

4) организация  и проведение референдума осуществляются  государством. Оно же обеспечивает  финансирование и гарантирует  реализацию права граждан на  участие в референдуме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          49. Систематизация законодательства и ее виды. Кодификация права.         

     В ходе общественного развития государство  активно осуществляет правотворческие  функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как  взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

     Целями  систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступ и удобства пользования нормативными актами, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обнов законодательства.

     Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

     Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без из их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу). Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президента и Правитель за определенный период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К неофициальной инкорпорации от сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных органах.

     Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно-обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании. Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (нормы какого-либо правового института). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      50. Учет законодательства: современные методы и системы.

     Правовая  информатизация направлена, в том  числе, и на решение задач систематизации законодательства. В настоящее время при осуществлении учета и систематизации нормативных правовых актов необходимым инструментом юриста становятся различные информационно-поисковые (ИПС), информационно-справочные правовые системы, а также автоматизированные рабочие места (АРМ). Современные правовые информационные системы обладают развитыми поисковыми возможностями, позволяют проводить текстуальное сравнение нормативных правовых актов с учетом внесенных в них изменений и дополнений, сверять их с проектами новых законодательных актов, анализировать связи между различными нормативными документами с помощью гипертекстовых ссылок, запрашивать справочные материалы по законодательству и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      51. Субъект права. Правоспособность, дееспособность.  

     Субъектами  права являются индивиды или организации, которые на основании юридических  норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и  обязанностей. Субъектами права могут быть индивиды (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством), организации и сообщности.

     Правосубъектностъ есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником права. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов — правоспособности и дееспособности.

     Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

     Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и использовать их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     52. Законодательная (юридическая) техника.

     Юридическая техника – это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов. Исходя из этого определения  можно выделить 2 основных вида юридической  техники. Во 1ых правотворческая техника, во 2ых техника индивидуальных правовых актов. Правотворческую технику составляют правила, средства и приемы которые используются  при подготовке, оформлении и систематизации НПА. Разновидностью правотворческой техники является законодательная техника. 2ой вид – техника индивидуальных правовых актов – это совокупность правил, средств и приемов которые используются при подготовке и оформлении индивидуальных правовых актов (актов применения права, индивидуальных договоров и т.п.). Содержание юридической техники складывается из 3х основных элементов: 1. правила юридической техники 2. средства юридической техники 3. приемов или способов юридической техники. Правила юридической техники – подразделяются на 3 категории или части: 1ую составляют правила относящиеся к внешнему оформлению НА. Каждый НА должен иметь заголовок указывающий на вид НА. Должно быть название (о чём), место и время принятия, нередко регистрационный номер и подпись официальных лиц. 2ую категорию составляют правила относящиеся к содержанию и внутренней структуре НА. 3ая категория правил – правила относящиеся к изложению самих норм права. Средства юридической техники – подразделяются на общие и специальные. К общим средствам юридической техники относят терминологию т.е. это язык который является государственным. Терминология подразделяется на общеупотребительную (литературный язык), но есть и специальная юридическая терминология (выражающаяся юридической наукой). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"