Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 экзамнационных вопросов по дисциплине "Теория государства и права"
1. Предмет и метод теории государства и права.
2. ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП.
3. Происхождение и ранние формы государства.
4. Понятие и признаки государства.
...
70. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.

Файлы: 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

2. В  правосознании можно выделить  и эмоциональные структурные  элементы, которые называются правовой психологией.

     Анализ  отношения людей к законам  и иным норматив правовым актам позволяет

выделить  в правосознании и другие элементы.

     Первый  элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания — обязательная его структур часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

     Второй  элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или "обойти" его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, — все эти моменты входят в волевой элемент правосознания.

     Безусловно, в реальной жизни правосознание  проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

     Виды  правосознания.

     - индивидуальное, групповое и общественное.

     - обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      68. Конституция -  основной закон  государства.

     Конституция - основной закон страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории страны политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

     Практически во всех современных государствах (независимо формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Конституция — в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция — надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.

     Конституционное закрепление прав человека  и  гражданина, равно как и судебное признание (в решениях верховного или конституционного суда) конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности и собственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя  полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех отношений, в которых действуют эти конституционные гарантии. И если законодатель не соблюдает или упускает из виду это требование, то с точки зрения права возможен спор между любым гражданином и высшим органом государственной власти по поводу надлежащих гарантий свободы, самостоятельности и собственности.

       Первый советский Основной закон  - Конституция РСФСР 1918 г. —  был законом скорее реальным, чем фиктивным. Но этот Основной  закон закреплял формальное неравенство,  т. е. в принципе противоречил праву: избирательных прав были лишены “эксплуататоры и их пособники” (лица, прибегающие к наемному труду, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, коммерческие посредники, священнослужители и т. д.); на выборах рабочие имели преимущества перед крестьянами; гарантии свободы выражения мнений, свободы собраний и свободы ассоциаций трактовались как предоставление средств массовой информации, зданий и помещений и вообще всех необходимых технических и материальных средств “в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты”. Все так и было в действительности, правда, от имени “рабочего класса и крестьянской бедноты” выступала тоталитарная бюрократия. А вот Конституция СССР 1936 г., или “сталинская Конституция”, напротив, была фиктивным основным законом. В ее тексте были провозглашены многие из тех прав, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., причем права закреплялись как всеобщие и равные для всех “трудящихся” (имелось в виду, что “эксплуататоры и их пособники” были уже уничтожены). А в действительности человек был совершенно бесправен и бессилен перед лицом сверхмощной машины тотального террора.  Конституция РСФСР 1978 года введена в действие с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     69. Правовое государство и гражданское общество.

     Правовое  государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. Правовое государство – не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Принципы правового государства: господство закона во всех сферах жизни; связанность законом государства и его органов; незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность взаимная ответственность государства и личности наличие эффективных форм контроля за реализацией законов; разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов; верховенство и прямое действие конституционного закона; правовая организация системы органов гос-ой власти; единство прав и обязанностей гражданина; наличие развитого гражданского общества; соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

  Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, расположении результатами своего труда. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      70. Власть и ее  виды. Особенности  государственной  власти.

     Власть  в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

1. Власть  есть явление социальное, то есть общественное.

2. Власть  является атрибутом (неотъемлемым  компонентом) общества на всех  этапах его развития.

3. Власть  может существовать и функционировать  лишь в рамках общественного  отношения, то есть такого отношения,  которое существует между людьми (индивидами, их коллективами, иными социальными образованиями).

4. Осуществление  власти всегда представляет собой  интеллектуально-волевой процесс,  когда властный импульс, исходящий  от властвующего субъекта, прежде  чем детерминировать (обусловить, определить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием.

5. Общественные  отношения, в рамках которых  существует и реализуется власть, являются разновидностью общественных  отношений.

6. Важнейшим  признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего.

     Существуют  различные виды власти.

а) власть в масштабе всего общества;

б) власть внутри того или иного коллектива (организации);

в) власть в отношении между двумя индивидами.

Власть  можно поделить также на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить  средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы; государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Среди неполитических разновидностей власти можно выделить власть семейную (родительскую власть, властные отношения между супругами) как наиболее важную и имеющую давнюю историю.

     С точки зрения генетической обусловленности, зависимости в развитии явлений  государственная власть первична по отношению к государству. Государство выступает как носитель государственной власти, как та сила, на которую эта власть опирается, поэтому оно должно быть построено таким образом, чтобы иметь возможность продуцировать власть с особыми свойствами (признаками), то есть ту власть, которую и принято именовать государственной.

     К особым свойствам  государственной  власти можно отнести  следующие:

1. Для  государственной власти силой,  на которой она базируется, является  государство: никакая другая власть  подобными средствами воздействия не располагает.

2. Государственная  власть публична. Государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

3. Государственная  власть суверенна, что означает  ее независимость вовне и верховенство внутри страны.

4. Государственная  власть универсальна: она распространяет  свою силу на всю территорию  и на все население страны.

5. Государственная  власть обладает прерогативой, то  есть исключительным правом на  издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.

6. Во  времени государственная власть  действует постоянно и непрерывно.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"