Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 70 экзамнационных вопросов по дисциплине "Теория государства и права"
1. Предмет и метод теории государства и права.
2. ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП.
3. Происхождение и ранние формы государства.
4. Понятие и признаки государства.
...
70. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.

Файлы: 1 файл

Ответы по ТГП.doc

— 568.50 Кб (Скачать)

     53. Реализация права. Понятие и формы.

     Реализация  права – это претворение в  жизнь правовых норм, воплощение их предписаний в поведении субъектов  права. Реализация права всегда связана  с правомерным поведением т.е. нормы  права реализуются только тогда, когда участники общественных отношений не нарушают правовые нормы т.е. ведут себя правомерно. В юридической науке реализацию права рассматривают как процесс и как результат. Как процесс это претворение правовых норм в жизнь с момента их вступления в силу и до воплощения их в поведении конкретных субъектов правоотношений (процесс изучен ещё слабо). Как результат – это воплощение требований правовых норм в поведении конкретных субъектов права. (чаще всего реализацию употребляют в этом смысле).

     Различаются следующие формы реализации норм права: осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение обязанностей и применение норм права (особая форма их реализации). 1. Осуществление (использование) прав выражается в реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие за гражданами право участвовать в выборах представительных органов гос-ой власти; право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другие. Особенность данной формы реализации состоит в том, что участники общественных отношений могут совершать действия, которые дозволены нормами права. 2. Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении действий, которые предписываются нормами права. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций, их органов. Например, обязанность поставщика в установленный срок поставить заказчику продукцию; обязанность должника возвратить долг; обязанность свидетеля давать правдивые показания правоохранительным органам. Особенность этой формы реализации выражается в том, что субъекты должны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами праве. 3. Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими нормами. Суть этой формы реализации норм права состоит в несовершении действий, которые наносят вред обществу, государству, личности. Так, не совершая действий, которые запрещены нормами права, граждане реализуют требования этих норм. В отличие от исполнения, соблюдение обязанностей носит пассивный характер, так как юридические обязанности при этом реализуются посредством воздержания от определенных действий. В первом случае граждане должны активно действовать, чтобы реализовать норму права, а во втором, наоборот, не совершать запрещенных действий. Указанные формы реализации правовых норм считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, возникает необходимость в использовании применения права как особой формы его реализации. Применение норм права необходимо тогда, когда вышерассмотренные формы оказываются недостаточными для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов. Этот вопрос требует специального и более внимательного рассмотрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     54. Система законодательства: современный российский опыт.

     Виды  законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный  политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией; 3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы субъектов Федерации - издаются представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.

     Виды  подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ; 2) постановления и  распоряжения Правительства РФ —  акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

     В зависимости от особенностей правового  положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: - нормативные акты государственных органов; - нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); - нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); - нормативные акты, принятые на референдуме.

     В зависимости от сферы действия нормативные  акты делят на: - общефедеральные; - нормативные  акты субъектов РФ; - нормативные  акты органов местного самоуправления; - локальные нормативные акты. В  зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как: - нормативные акты неопределенно-длительного действия; - временные нормативные акты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     55. Применение права: понятие и стадии. Акты применения норм права.

     Применение норм права – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев индивидуально определенных лиц.

     Применение  права – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

     Стадии: 1. Установление фактических обстоятельств юридического дела; 2. Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению; 3. Принятие  решения по делу и документальное оформление. Стадии 1 и 2 – подготовительные, а 3 – заключительная (основная). Круг обстоятельств очень широк. Сущность юридической оценки обстоятельств состоит в том, чтобы выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую ситуацию. Содержание решения определяется его обстоятельствами.

     Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

     Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной  деятельности и обладает следующими особенностями: - исходит от компетентных органов; - носит государственно-властный характер; - носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; - имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

     Классифицируют  правоприменительные акты по следующим основаниям: 1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; 2) по субъектам, их издающим, - на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; 3) по функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела); 4) по юридической природе - на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5) по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; 6) по характеру - на материальные и процессуальные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     56. Толкование права.  Понятия способы  и виды.

      Толкование  норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других).

     Результаты  толкования могут быть различными в  зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

      Акт толкования НП – с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предписаний. Особенность интерпретационных актов в том, что они действуют в единстве с теми НПА, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

      Акты  толкования - правотворчество –  будучи официальными разъяснениями действительного содержания норм права, в то же время являются источниками права, так как содержат конкретизирующие нормы.

      Индивидуальные  акты толкования – акты, которые  содержат указания по поводу применения правовой нормы к конкретным жизненным ситуациям. Они не являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов, а представляют собой своеобразную форму юридической практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     57. Пробелы в праве и способы их восстановления.

     При выборе и юридическом анализе правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю иногда обнаруживается пробел. Пробел в праве – это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права. Ни одно законодательство не в состоянии учесть всё многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования. Поэтому в практике правоприменения может оказаться, что определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, не находятся в сфере правового регулирования. Налицо пробел в праве. Пробелы в праве возникают по 3 причинам: 1. В силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования, 2. в результате недостатков юр. техники (упущения при подготовке НПА), 3. Вследствие постоянного развития общественных отношений.

     Единственным  способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, т.к. связано с процессом нормотворчества. Но органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства. Во избежание этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает 2 оперативных метода преодоления, восполнения пробелов – аналогию закона и аналогию права. Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права. Аналогия закона - решение конкретного дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай. Оно полностью исключается при разрешении уголовных дел. Уголовное законодательство исходит из принципа, по которому  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     58. Коллизии в праве и способы их устранения.

      В современных условиях с развитием общества и правотворческой деятельности государства значительно увеличивается объём нормативных актов. Между ними почти неизбежны противоречияюридические коллизии, которые возникают в случаях, когда один и тот же вопрос урегулирован по-разному нормативными актами одинаковой юридической силы. И во многих случаях выбор одного из вариантов затруднителен  и произволен. Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм.

       

      Способы устранения коллизии права:

  1. правотворчество
  2. толкование закона (в особенности судебное)
  3. применение коллизионной нормы КН - норма, которая указывает, право какого государства должно быть применено. В РФ применяются: аналогия права, аналогия закона, верховенство конституции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"