Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на 70 экзамнационных вопросов по дисциплине "Теория государства и права"
1. Предмет и метод теории государства и права.
2. ТГП в системе юридических наук. Функции ТГП.
3. Происхождение и ранние формы государства.
4. Понятие и признаки государства.
...
70. Власть и ее виды. Особенности государственной власти.
53. Реализация права. Понятие и формы.
Реализация
права – это претворение в
жизнь правовых норм, воплощение их
предписаний в поведении
Различаются
следующие формы реализации норм
права: осуществление (использование)
прав, исполнение обязанностей,
соблюдение обязанностей
и применение норм права (особая форма
их реализации). 1. Осуществление (использование)
прав выражается в реализации возможностей,
которые предоставляются участникам общественных
отношений нормами права. В этой форме
осуществляются, например, нормы, закрепляющие
за гражданами право участвовать в выборах
представительных органов гос-ой власти;
право владеть, пользоваться и распоряжаться
своим имуществом и другие. Особенность
данной формы реализации состоит в том,
что участники общественных отношений
могут совершать действия, которые дозволены
нормами права. 2. Исполнение обязанностей
выражается в обязательном совершении
действий, которые предписываются нормами
права. В такой форме реализуются нормы,
определяющие юридические обязанности
граждан, должностных лиц, государственных
и общественных организаций, их органов.
Например, обязанность поставщика в установленный
срок поставить заказчику продукцию; обязанность
должника возвратить долг; обязанность
свидетеля давать правдивые показания
правоохранительным органам. Особенность
этой формы реализации выражается в том,
что субъекты должны, независимо от собственного
желания, совершать активные действия,
предусмотренные нормами праве. 3. Соблюдение
обязанностей выражается в воздержании
от совершения действий, запрещенных юридическими
нормами. Суть этой формы реализации норм
права состоит в несовершении действий,
которые наносят вред обществу, государству,
личности. Так, не совершая действий, которые
запрещены нормами права, граждане реализуют
требования этих норм. В отличие от исполнения,
соблюдение обязанностей носит пассивный
характер, так как юридические обязанности
при этом реализуются посредством воздержания
от определенных действий. В первом случае
граждане должны активно действовать,
чтобы реализовать норму права, а во втором,
наоборот, не совершать запрещенных действий.
Указанные формы реализации правовых
норм считаются непосредственными, так
как правовые предписания реализуются
самими участниками общественных отношений.
Если же данные формы не позволяют в полном
объеме реализовать права и обязанности,
предусмотренные правовыми нормами, возникает
необходимость в использовании применения
права как особой формы его реализации.
Применение норм права необходимо тогда,
когда вышерассмотренные формы оказываются
недостаточными для полной реализации
правовых норм и требуется вмешательство
в этот процесс специальных компетентных
органов. Этот вопрос требует специального
и более внимательного рассмотрения.
54. Система законодательства: современный российский опыт.
Виды законов: 1) Конституция (закон законов) — основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти; 2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией; 3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества; 4) законы субъектов Федерации - издаются представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию.
Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ; 2) постановления и распоряжения Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: - нормативные акты государственных органов; - нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); - нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); - нормативные акты, принятые на референдуме.
В
зависимости от сферы действия нормативные
акты делят на: - общефедеральные; - нормативные
акты субъектов РФ; - нормативные
акты органов местного самоуправления;
- локальные нормативные акты. В
зависимости от срока действия нормативные
акты классифицируются как: - нормативные
акты неопределенно-длительного действия;
- временные нормативные акты.
55. Применение права: понятие и стадии. Акты применения норм права.
Применение норм права – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев индивидуально определенных лиц.
Применение права – властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Стадии: 1. Установление фактических обстоятельств юридического дела; 2. Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению; 3. Принятие решения по делу и документальное оформление. Стадии 1 и 2 – подготовительные, а 3 – заключительная (основная). Круг обстоятельств очень широк. Сущность юридической оценки обстоятельств состоит в том, чтобы выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую ситуацию. Содержание решения определяется его обстоятельствами.
Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями: - исходит от компетентных органов; - носит государственно-властный характер; - носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; - имеет определенную установленную законом форму. Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Классифицируют
правоприменительные акты по следующим
основаниям: 1) по форме - на указы, приговоры,
решения, приказы и т.п.; 2) по субъектам,
их издающим, - на акты государственных
и негосударственных (в частности, муниципальных)
органов; 3) по функциям права - на регулятивные
(приказ о повышении по службе) и охранительные
(постановление о возбуждении уголовного
дела); 4) по юридической природе - на основные
(выражают конечное решение юридического
дела, например, приговор) и вспомогательные
(подготавливают издание основных актов,
в частности постановление о привлечении
лица в качестве обвиняемого); 5) по предмету
правового регулирования - на акты уголовно-правовые,
гражданско-правовые и т.п.; 6) по характеру
- на материальные и процессуальные.
56. Толкование права. Понятия способы и виды.
Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других).
Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).
Акт толкования НП – с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предписаний. Особенность интерпретационных актов в том, что они действуют в единстве с теми НПА, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.
Акты толкования - правотворчество – будучи официальными разъяснениями действительного содержания норм права, в то же время являются источниками права, так как содержат конкретизирующие нормы.
Индивидуальные
акты толкования – акты, которые
содержат указания по поводу применения
правовой нормы к конкретным жизненным
ситуациям. Они не являются результатом
правотворческой деятельности компетентных
органов, а представляют собой своеобразную
форму юридической практики.
57. Пробелы в праве и способы их восстановления.
При выборе и юридическом анализе правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю иногда обнаруживается пробел. Пробел в праве – это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права. Ни одно законодательство не в состоянии учесть всё многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования. Поэтому в практике правоприменения может оказаться, что определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, не находятся в сфере правового регулирования. Налицо пробел в праве. Пробелы в праве возникают по 3 причинам: 1. В силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования, 2. в результате недостатков юр. техники (упущения при подготовке НПА), 3. Вследствие постоянного развития общественных отношений.
Единственным
способом устранения пробелов в праве
является принятие соответствующим
полномочным органом недостающей нормы
или группы норм права. Однако быстрое
устранение таким способом пробелов не
всегда возможно, т.к. связано с процессом
нормотворчества. Но органы, применяющие
нормы права, не могут отказаться от решения
конкретного дела по причине неполноты
законодательства. Во избежание этого
в праве существует институт аналогий,
означающий сходство жизненных ситуаций
и правовых норм. Он предусматривает 2
оперативных метода преодоления, восполнения
пробелов – аналогию
закона и аналогию права. Аналогия права
- это принятие решения по конкретному
делу на основе общих принципов и смысла
права. Аналогия права применяется тогда,
когда при наличии пробела невозможно
подобрать сходную, аналогичную норму
права. Аналогия закона - решение конкретного
дела на основе правовой нормы, рассчитанной
не на данный, а на сходный случай. Оно
полностью исключается при разрешении
уголовных дел. Уголовное законодательство
исходит из принципа, по которому
58. Коллизии в праве и способы их устранения.
В современных условиях с развитием общества и правотворческой деятельности государства значительно увеличивается объём нормативных актов. Между ними почти неизбежны противоречия – юридические коллизии, которые возникают в случаях, когда один и тот же вопрос урегулирован по-разному нормативными актами одинаковой юридической силы. И во многих случаях выбор одного из вариантов затруднителен и произволен. Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм.
Способы устранения коллизии права:
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"