Оглавление.
I. Введение
II. Понятие и виды национально-государственного
устройства
III. Российский федерализм.
Его принципы и особенности
IV. Развитие федерации и Конституция
России
IV.I. Симметричная или асимметричная
федерация
IV.II. Проблема разграничения
предметов ведения
и полномочий
IV.III. Повышение роли Совета
Федерации в развитии
федеративных отношений
IV.IV. Федеральное вмешательство
в права субъектов федерации
V. Заключение
Список использованной литературы
I. Введение.
Многие объективные
факторы обусловливают сегодня
возрастание роли и значения
взглядов на аспекты федерализма
1. Во-первых, в мире насчитывается более
двух десятков стран с федеративным политико-территориальным
устройством, среди которых такие крупные,
как Россия, США, ФРГ, Канада, Бразилия,
Австралия, Малайзия, а также Швейцария,
Австрия, ОАЭ и др. В общей сложности федеративные
государства, составляющие лишь чуть больше
десятой части всех стран мира, насчитывают
примерно треть населения Земли и охватывают
более половины территории земного шара.
Еще большее число стран мира имеют, условно
говоря, те или иные элементы федерализма
(автономии, те или иные самоуправляющиеся
территории, хотя несомненно, что наличие
автономий в государстве само по себе
не определяет его федеративного характера).
Накопленный богатый опыт мирового федерализма
создает исключительно благоприятные
предпосылки и условия для научного обобщения
взглядов на проблему современного федерализма.
Во-вторых, не только в историческом прошлом,
но и в современную эпоху в мире происходит
как распад старых федераций (например,
СССР, Югославии и Чехословакии), так и
создание новых (в частности, Бельгии,
новой Югославии). В-третьих, в современной
России происходит глубокое реформирование
старого федерализма и становление нового,
реального федерализма. В ряде других
стран СНГ остро стоит вопрос о политико-правовом
статусе различных территориальных образований
(Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия,
Приднестровье и др.), решение которого
может потребовать использования федерализма
или тех или иных его элементов. В самой
России на первый план выдвинулась проблема
статуса Чечни, которая также вряд ли разрешима
вне рамок конфедеративных и отношений.
В-четвертых, интеграционные процессы
в ряде регионов (объединяющаяся Европа,
страны СНГ) делают реальной возможность
создания в сравнительно близкой перспективе
конфедераций, а в более отдаленной - и
федераций. В-пятых, динамика интернационализации
и глобализации в масштабах всего мира
делает все более актуальными и значимыми
вопросы общего руководства развитием
мировых процессов в целом, прежде всего
в решении быстро обостряющихся экологических
и иных общих проблем современности, что,
вероятнее всего, потребует использования
конфедеративных и федеративных форм.
Все это и многое
другое вызывает вполне закономерное
и особенно пристальное внимание
научных и политических кругов
к вопросам теории и практики
федерализма. Данная тема показалась
и мне достаточно интересной,
и я не мог обойти ее своим
вниманием.
В представленной работе
я постараюсь дать развернутую
характеристику федерализма, показать
его применение в теории и на практике,
а также объективно оценить положительные
и отрицательные моменты рассматриваемой
проблемы, используя при этом ряд научных
трудов по данной проблематике
II. Понятие и виды национально-государственного
устройства.
Под формой государственного
устройства понимаются территориальное
его устройство (административно-территориальное
или национально-территориальное)
и характер взаимоотношений между
его составными частями и центральной
властью.
Существуют две основные
формы государственного устройства:
унитарная и федеративная. Унитарное государство
- простое по составу, имеет единые органы
государственной власти, построенные
по системе вертикального подчинения
(Польша, Италия и др.). Административные
образования в составе такого государства
не самостоятельны и подчинены центральным
органам власти.
В то же время
в случае создания унитарного
государства в стране с многонациональным
составом населения возможно
преобразование отдельных административных
единиц в автономии. Автономия
- право какой-либо части государства самостоятельно
решать свои внутренние вопросы. Автономии
порождены неодинаковым уровнем развития
и численности народов, проживающих совместно
в составе одного государства. Если в государстве,
образованном одним многочисленным народом
или народами, есть территория с компактно
проживающим на ней населением иной национальности,
то такой территории может быть предоставлена
большая самостоятельность в решении
вопросов местного значения путем передачи
ее органам власти части полномочий вышестоящих
органов. Это делается для защиты этнической
целостности и создания больших гарантий
и лучших условий для развития проживающего
там народа. Причем автономные образования
могут создаваться в составе как унитарных,
так и федеративных государств. (Пример
- автономные области в унитарной Италии
и автономии в федеративной России.).
В отличие от автономии,
федерации образуются путем передачи
полномочий не сверху вниз, а
снизу вверх: от субъектов -
федерации. Субъекты федерации,
как правило, равноправны.
Федеративное государство
- сложное образование, имеющее в своем
составе административно-территориальные
или национальные образования - члены
(субъекты) федерации, обладающие значительной
степенью самостоятельности (штаты - в
США, земли - в ФРГ, области и края - в России)
или даже суверенитетом (кантоны - в Швейцарии,
до недавнего времени республики - в России).
Наряду с высшими органами государственной
власти федерации субъекты федерации
образуют самостоятельные органы государственной
власти. Для защиты и представления интересов
субъектов федерации на общегосударственном
уровне создаются двухпалатные парламенты
(США, Швейцария, Россия).
Бытует распространенное
заблуждение, что унитарные государства
- мононациональные, а федеративные
- многонациональные. В действительности
это не так. Болгария - многонациональное
унитарное государство, а США
- мононациональное федеративное. В
основе различия между унитарными
и федеративными государствами
лежит форма деления территорий
и система организации органов
государственной власти. Вместе
с тем национальный состав
населения оказывает определенное
влияние на форму государственного
устройства, поскольку можно выделить
административные федерации (США,
ФРГ, Мексика, Бразилия и др.)
и национальные федерации (СФРЮ,
ЧСФР, СССР, РФ). Различие между ними
состоит в том, что в административных
федерациях в основу деления
территории положены объективные
критерии: рельеф местности, климатические
условия, размещение полезных
ископаемых, плотность населения,
сложившиеся хозяйственно-экономические
связи, исторические традиции
и т.д. А в национальных федерациях
в основу территориального деления
положен субъективный фактор - национальный
состав населения. Поэтому национальные
федерации оказались непрочными
формами государственного устройства
(СФРЮ, ЧСФР, СССР).
Правовой основой большинства
существующих в мире федераций
является конституция (Основной
Закон) страны. Вместе с тем
существует и более редкая
ситуация, когда в основу федерации
положен договор (так называемые
договорные федерации). Особенность
договорных федераций проявляется
в большей самостоятельности
её субъектов. Конституционные
федерации построены преимущественно
в форме реализации воли "центра",
закрепленной в принимаемых высшими
органами государственной власти
конституциях. Конечно, конституция
в той или иной форме закрепляет
определенную самостоятельность
субъектов федерации, но изменение
конституции - исключительное право
федеральных органов государственной
власти. Что же касается договорных
федераций, то основа их правового
положения - результат сопряжения
воли двух сторон (федерации и её
субъектов), в равной степени способных
влиять на изменение содержания договора.
Исходя из данной классификации
типов федерации, Россия в соответствии
с действующей Конституцией (статьи 5 и
11) относится к числу федераций смешанного
типа - конституционно-договорных, поскольку
основа ее федеративного устройства заложена
Конституцией РФ, но отдельные вопросы
разграничения вопросов ведения между
центральными и региональными органами
государственной власти могут решаться
на основании Федеративного и иных договоров.
По внешним признакам
договорные федерации близки
к конфедерациям. Но это лишь
кажущаяся близость. Суть их принципиально
различна.
Конфедерация - это союз
суверенных государств, образованный
для решения совместных политических,
экономических или военных задач.
Конфедерация в отличие от
федерации не образует единого
государства, поскольку государства,
образовавшие конфедерацию, не утрачивают
своего суверенитета. К тому же
и цели образования конфедерации
не имеют ничего общего с
федеративными. Ведь в последней ставится
задача обеспечить наиболее эффективное
управление территорией единого государства,
максимально приблизить органы власти
к управляемой территории и населению.
Конфедерации - достаточно редкое и неустойчивое
образование. Как правило, конфедерации
либо распадаются после реализации целей,
ради которых они создавались (так произошло
с Египтом и Сирией, которые во время арабо-израильского
конфликта образовали Объединенную Арабскую
Республику (ОАР), распавшуюся после нормализации
отношений на Ближнем Востоке), либо превращаются
в федерацию (пример такого преобразования
- Швейцарская федерация, существовавшая
до 1848 г. в форме конфедерации).
Принципиальное отличие
федерации от конфедерации состоит
в юридической нерасторжимости
федеративного государства.
Своеобразной формой
конфедерации является Содружество
Независимых Государств (СНГ). Своеобразие
его состоит в том, что оно
образовалось в результате распада
некогда единого государства
- СССР. В силу этого в основу
процесса объединения государств
СНГ положены не только военные,
экономические и политические
цели, но и историческая, этническая
и культурная их близость, не
характерная для субъектов обычных
конфедераций. СНГ создан в условиях
столкновения двух противоречивых
тенденций - стремления к суверенитету
бывших союзных республик СССР
и их хозяйственно-экономической
зависимости друг от друга,
явившейся результатом многолетнего
совместного развития. И эти две
тенденции - объединительная и
разделительная - делают этот союз
непрочным, а его субъектов
- незавершенными государствами:
с одной стороны, ни одно
из государств. образовавшихся на месте
бывшего СССР, не может похвастаться своей
полной самостоятельностью, то есть назвать
себя полностью суверенным, а с другой
стороны, СНГ не является конфедерацией
в полном смысле этого слова, поскольку
его договорно-правовая природа весьма
неопределенна и находится лишь в стадии
формирования.
Говоря о различиях
форм государств в зависимости от формы
правления, нельзя не упомянуть такое
распространенное в прошлом, но не свойственное
новому времени образование, как империя.
Империи - это сложные многонациональные
государства, создаваемые с помощью захвата
и насильственного удержания в своем составе
суверенных соседних государств мощным
деспотическим государством. К такому
типу государств можно было отнести Южно-африканскую
республику, удерживавшую в течение десятилетий
в своем составе Намибию. Несмотря на развитие
цивилизации и демократии в мире, полностью
исключить попытки создания империй в
будущем, очевидно, нельзя.
Вот, в общем, краткая
характеристика понятия и видов
национально-государственного устройства.
Ниже в данной работе будут
рассмотрены проблемы федерализма
конкретно на примере России.
III. Российский федерализм.
Его принципы и особенности.
Одно из важнейших
направлений сегодняшнего этапа
реформирования российского государства
- перестройка государственно-политической
системы страны на подлинно
федеративных началах, формирование
модели федерации, которая отвечала
бы историческим традициям и
современным реалиям России.
Идея федерализма возникла
в России как апосредующее звено
двух тенденций: национального сепаратизма
и российского унитаризма. Территориально-этнический
состав России с самого начала был весьма
сложным. В ее состав входили нации и народности
самых разных культур и с различным уровнем
развития. В дореволюционный период единство
российской империи сдерживалось мощной
интегративной волей русского народа
и недостаточным уровнем национального
развития подавляющего большинства входящих
в ее состав народов. Максимум, на что претендовали
тогда входившие в состав России народы,
- это требование культурно-национальной
автономии.
Начиная с 1918 года наша страна
официально становится федеративным государством.
Но советский, а сегодня российский федерализм
- уникальное явление в мировой теории
и практике федерализма. В его основу был
положен национально-территориальный
принцип, когда федеративное устройство
выступало как способ разрешения национального
вопроса, реализации права наций на самоопределение.
Советский федерализм
не был результатом объединения
уже существовавших в прошлом
национальных государств, а, наоборот,
сами эти государства были
созданы по инициативе Центра.
Затем по воле этого же Центра
одни из них заключили Союзный
договор о создании союзного
государства, в которое они
вошли как в качестве союзных
республик, а другие стали автономными
государственными образованиями
в рамках союзных республик.
В результате образовалась сложная
многоуровневая федерация, включавшая
в структуре федеративных отношений
и национально-территориальные образования,
и оказавшиеся за их пределами
территориальные образования - области
и края.