Развитие федерации и Конституция России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

Многие объективные факторы обусловливают сегодня возрастание роли и значения взглядов на аспекты федерализма 1. Во-первых, в мире насчитывается более двух десятков стран с федеративным политико-территориальным устройством, среди которых такие крупные, как Россия, США, ФРГ, Канада, Бразилия, Австралия, Малайзия, а также Швейцария, Австрия, ОАЭ и др. В общей сложности федеративные государства, составляющие лишь чуть больше десятой части всех стран мира, насчитывают примерно треть населения Земли и охватывают более половины территории земного шара. Еще большее число стран мира имеют, условно говоря, те или иные элементы федерализма (автономии, те или иные самоуправляющиеся территории, хотя несомненно, что наличие автономий в государстве само по себе не определяет его федеративного характера).

Оглавление

I. Введение
II. Понятие и виды национально-государственного устройства
III. Российский федерализм. Его принципы и особенности
IV. Развитие федерации и Конституция России
IV.I. Симметричная или асимметричная федерация
IV.II. Проблема разграничения предметов ведения
и полномочий
IV.III. Повышение роли Совета Федерации в развитии
федеративных отношений
IV.IV. Федеральное вмешательство в права субъектов федерации
V. Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

рферат 2.docx

— 49.67 Кб (Скачать)

 

 

 Оглавление.

 

I. Введение 

II. Понятие и виды национально-государственного устройства

III. Российский федерализм. Его принципы и особенности

IV. Развитие федерации и Конституция России

IV.I. Симметричная или асимметричная  федерация

IV.II. Проблема разграничения  предметов ведения

 и полномочий

IV.III. Повышение роли Совета  Федерации в развитии

 федеративных отношений

IV.IV. Федеральное вмешательство  в права субъектов федерации

V. Заключение 

 Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение.

 

 Многие объективные  факторы обусловливают сегодня  возрастание роли и значения  взглядов на аспекты федерализма    1. Во-первых, в мире насчитывается более двух десятков стран с федеративным политико-территориальным устройством, среди которых такие крупные, как Россия, США, ФРГ, Канада, Бразилия, Австралия, Малайзия, а также Швейцария, Австрия, ОАЭ и др. В общей сложности федеративные государства, составляющие лишь чуть больше десятой части всех стран мира, насчитывают примерно треть населения Земли и охватывают более половины территории земного шара. Еще большее число стран мира имеют, условно говоря, те или иные элементы федерализма (автономии, те или иные самоуправляющиеся территории, хотя несомненно, что наличие автономий в государстве само по себе не определяет его федеративного характера). Накопленный богатый опыт мирового федерализма создает исключительно благоприятные предпосылки и условия для научного обобщения взглядов на проблему современного федерализма. Во-вторых, не только в историческом прошлом, но и в современную эпоху в мире происходит как распад старых федераций (например, СССР, Югославии и Чехословакии), так и создание новых (в частности, Бельгии, новой Югославии). В-третьих, в современной России происходит глубокое реформирование старого федерализма и становление нового, реального федерализма. В ряде других стран СНГ остро стоит вопрос о политико-правовом статусе различных территориальных образований (Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и др.), решение которого может потребовать использования федерализма или тех или иных его элементов. В самой России на первый план выдвинулась проблема статуса Чечни, которая также вряд ли разрешима вне рамок конфедеративных и отношений. В-четвертых, интеграционные процессы в ряде регионов (объединяющаяся Европа, страны СНГ) делают реальной возможность создания в сравнительно близкой перспективе конфедераций, а в более отдаленной - и федераций. В-пятых, динамика интернационализации и глобализации в масштабах всего мира делает все более актуальными и значимыми вопросы общего руководства развитием мировых процессов в целом, прежде всего в решении быстро обостряющихся экологических и иных общих проблем современности, что, вероятнее всего, потребует использования конфедеративных и федеративных форм.

 Все это и многое  другое вызывает вполне закономерное  и особенно пристальное внимание  научных и политических кругов  к вопросам теории и практики  федерализма. Данная тема показалась  и мне достаточно интересной, и я не мог обойти ее своим  вниманием.

 В представленной работе  я постараюсь дать развернутую характеристику федерализма, показать его применение в теории и на практике, а также объективно оценить положительные и отрицательные моменты рассматриваемой проблемы, используя при этом ряд научных трудов по данной проблематике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Понятие и виды национально-государственного  устройства.

 

 Под формой государственного  устройства понимаются территориальное  его устройство (административно-территориальное  или национально-территориальное)  и характер взаимоотношений между  его составными частями и центральной  властью. 

 Существуют две основные  формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарное государство - простое по составу, имеет единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения (Польша, Италия и др.). Административные образования в составе такого государства не самостоятельны и подчинены центральным органам власти.

 В то же время  в случае создания унитарного  государства в стране с многонациональным  составом населения возможно  преобразование отдельных административных  единиц в автономии. Автономия - право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства. Если в государстве, образованном одним многочисленным народом или народами, есть территория с компактно проживающим на ней населением иной национальности, то такой территории может быть предоставлена большая самостоятельность в решении вопросов местного значения путем передачи ее органам власти части полномочий вышестоящих органов. Это делается для защиты этнической целостности и создания больших гарантий и лучших условий для развития проживающего там народа. Причем автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств. (Пример - автономные области в унитарной Италии и автономии в федеративной России.).

 В отличие от автономии,  федерации образуются путем передачи  полномочий не сверху вниз, а  снизу вверх: от субъектов - федерации. Субъекты федерации,  как правило, равноправны.

 Федеративное государство - сложное образование, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования - члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности (штаты - в США, земли - в ФРГ, области и края - в России) или даже суверенитетом (кантоны - в Швейцарии, до недавнего времени республики - в России). Наряду с высшими органами государственной власти федерации субъекты федерации образуют самостоятельные органы государственной власти. Для защиты и представления интересов субъектов федерации на общегосударственном уровне создаются двухпалатные парламенты (США, Швейцария, Россия).

 Бытует распространенное  заблуждение, что унитарные государства  - мононациональные, а федеративные - многонациональные. В действительности  это не так. Болгария - многонациональное  унитарное государство, а США  - мононациональное федеративное. В  основе различия между унитарными  и федеративными государствами  лежит форма деления территорий  и система организации органов  государственной власти. Вместе  с тем национальный состав  населения оказывает определенное  влияние на форму государственного  устройства, поскольку можно выделить  административные федерации (США,  ФРГ, Мексика, Бразилия и др.) и национальные федерации (СФРЮ, ЧСФР, СССР, РФ). Различие между ними  состоит в том, что в административных  федерациях в основу деления  территории положены объективные  критерии: рельеф местности, климатические  условия, размещение полезных  ископаемых, плотность населения,  сложившиеся хозяйственно-экономические  связи, исторические традиции  и т.д. А в национальных федерациях  в основу территориального деления  положен субъективный фактор - национальный  состав населения. Поэтому национальные  федерации оказались непрочными  формами государственного устройства (СФРЮ, ЧСФР, СССР).

 Правовой основой большинства  существующих в мире федераций  является конституция (Основной  Закон) страны. Вместе с тем  существует и более редкая  ситуация, когда в основу федерации  положен договор (так называемые  договорные федерации). Особенность  договорных федераций проявляется  в большей самостоятельности  её субъектов. Конституционные  федерации построены преимущественно  в форме реализации воли "центра", закрепленной в принимаемых высшими  органами государственной власти  конституциях. Конечно, конституция  в той или иной форме закрепляет  определенную самостоятельность  субъектов федерации, но изменение  конституции - исключительное право  федеральных органов государственной  власти. Что же касается договорных  федераций, то основа их правового  положения - результат сопряжения  воли двух сторон (федерации и её субъектов), в равной степени способных влиять на изменение содержания договора.

 Исходя из данной классификации типов федерации, Россия в соответствии с действующей Конституцией (статьи 5 и 11) относится к числу федераций смешанного типа - конституционно-договорных, поскольку основа ее федеративного устройства заложена Конституцией РФ, но отдельные вопросы разграничения вопросов ведения между центральными и региональными органами государственной власти могут решаться на основании Федеративного и иных договоров.

 По внешним признакам  договорные федерации близки  к конфедерациям. Но это лишь  кажущаяся близость. Суть их принципиально  различна.

 Конфедерация - это союз  суверенных государств, образованный  для решения совместных политических, экономических или военных задач.  Конфедерация в отличие от  федерации не образует единого  государства, поскольку государства,  образовавшие конфедерацию, не утрачивают  своего суверенитета. К тому же  и цели образования конфедерации  не имеют ничего общего с  федеративными. Ведь в последней ставится задача обеспечить наиболее эффективное управление территорией единого государства, максимально приблизить органы власти к управляемой территории и населению. Конфедерации - достаточно редкое и неустойчивое образование. Как правило, конфедерации либо распадаются после реализации целей, ради которых они создавались (так произошло с Египтом и Сирией, которые во время арабо-израильского конфликта образовали Объединенную Арабскую Республику (ОАР), распавшуюся после нормализации отношений на Ближнем Востоке), либо превращаются в федерацию (пример такого преобразования - Швейцарская федерация, существовавшая до 1848 г. в форме конфедерации).

 Принципиальное отличие  федерации от конфедерации состоит  в юридической нерасторжимости  федеративного государства.

 Своеобразной формой  конфедерации является Содружество  Независимых Государств (СНГ). Своеобразие  его состоит в том, что оно  образовалось в результате распада  некогда единого государства  - СССР. В силу этого в основу  процесса объединения государств  СНГ положены не только военные,  экономические и политические  цели, но и историческая, этническая  и культурная их близость, не  характерная для субъектов обычных  конфедераций. СНГ создан в условиях  столкновения двух противоречивых  тенденций - стремления к суверенитету  бывших союзных республик СССР  и их хозяйственно-экономической  зависимости друг от друга,  явившейся результатом многолетнего  совместного развития. И эти две  тенденции - объединительная и  разделительная - делают этот союз  непрочным, а его субъектов  - незавершенными государствами:  с одной стороны, ни одно  из государств. образовавшихся на месте бывшего СССР, не может похвастаться своей полной самостоятельностью, то есть назвать себя полностью суверенным, а с другой стороны, СНГ не является конфедерацией в полном смысле этого слова, поскольку его договорно-правовая природа весьма неопределенна и находится лишь в стадии формирования.

 Говоря о различиях  форм государств в зависимости от формы правления, нельзя не упомянуть такое распространенное в прошлом, но не свойственное новому времени образование, как империя. Империи - это сложные многонациональные государства, создаваемые с помощью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством. К такому типу государств можно было отнести Южно-африканскую республику, удерживавшую в течение десятилетий в своем составе Намибию. Несмотря на развитие цивилизации и демократии в мире, полностью исключить попытки создания империй в будущем, очевидно, нельзя.

 

 Вот, в общем, краткая  характеристика понятия и видов  национально-государственного устройства. Ниже в данной работе будут  рассмотрены проблемы федерализма  конкретно на примере России.

 

III. Российский федерализм. Его принципы и особенности.

 

 Одно из важнейших  направлений сегодняшнего этапа  реформирования российского государства  - перестройка государственно-политической  системы страны на подлинно  федеративных началах, формирование  модели федерации, которая отвечала  бы историческим традициям и  современным реалиям России.

 Идея федерализма возникла  в России как апосредующее звено двух тенденций: национального сепаратизма и российского унитаризма. Территориально-этнический состав России с самого начала был весьма сложным. В ее состав входили нации и народности самых разных культур и с различным уровнем развития. В дореволюционный период единство российской империи сдерживалось мощной интегративной волей русского народа и недостаточным уровнем национального развития подавляющего большинства входящих в ее состав народов. Максимум, на что претендовали тогда входившие в состав России народы, - это требование культурно-национальной автономии.

 Начиная с 1918 года наша страна официально становится федеративным государством. Но советский, а сегодня российский федерализм - уникальное явление в мировой теории и практике федерализма. В его основу был положен национально-территориальный принцип, когда федеративное устройство выступало как способ разрешения национального вопроса, реализации права наций на самоопределение.

 Советский федерализм  не был результатом объединения  уже существовавших в прошлом  национальных государств, а, наоборот, сами эти государства были  созданы по инициативе Центра. Затем по воле этого же Центра  одни из них заключили Союзный  договор о создании союзного  государства, в которое они  вошли как в качестве союзных  республик, а другие стали автономными  государственными образованиями  в рамках союзных республик.  В результате образовалась сложная  многоуровневая федерация, включавшая  в структуре федеративных отношений  и национально-территориальные образования,  и оказавшиеся за их пределами  территориальные образования - области  и края.

Информация о работе Развитие федерации и Конституция России