Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:57, реферат
Особенность формы государственного устройства в условиях Российской Федерации построены рядом как объективных, так и субъективных причин. Благоприятным моментом в процессе поступательного становления государственного устройства в России является соблюдение мирового опыта федерализма и выработка нормального пути для Российской Федерации.
Введение.
Россия на протяжении
долгого времени входила в
состав другого федеративного
начала сотрудничать с тремя иными республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Законом РСФСР «О реабилитации репрессивных народов» от 26 апреля 1991 г.
(с изменениями от 1 июля 1993 г.).
Права народов,
которые были репрессированы, так же были
восстановлены, вновь созданы и их национально-государственные
образования.
Большинство автономных
республик объявили государственный
суверенитет; в настоящий момент
они определяются как республики
в составе Российской Федерации.
Нормировать национально-государственную
структуру РФ должен был Федеративный
договор – Договор «О разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти РФ и
органами власти республик в составе РФ
автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга»,
подписанный 31 марта 1992 г.
Позже принят новый федеральный закон от 24 июля 1999 г.
«О принципах и
порядке разграничения предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ».
Российское государство
и российское общество, утверждая
федеративное устройство страны, должны
рассматривать федеративную структуру
как средство более эффективного
государственного управления. Другими
словами, не федеративный принцип ради
самого федеративного принципа, а федерация
ради исполнения социального и экономического
положительного процесса.
Конституция
Российской Федерации 1993 года
устанавливает в России федеративное
устройство. Федерализм в России - это
далеко не разумная категория, это та реальность,
имеющая на сегодня ряд нерешенных аспектов.
И это касается как формы, так и содержания
федеративных отношений в России, сохранения
ее территориальной целостности.
Изменения
в нашей стране вызваны
необходимостью преодоления
Особенность
формы государственного
1. Понятие
федерации как формы государственного
устройства.
Для сегодняшней юриспруденции весьма интересным является как определение сущности дефиниции «федерация»,
«федерализм», так
и анализ соотношения между ними.
Современная
наука обосновывает различные
подходы к дефиниции «
1)
В многонациональных
2) Государство, основанное на
началах федерации.
3)
составная часть наименования
международной или
Но и в этом
аспекте дефиницию «федерация»
нельзя трактовать однозначно. Многие
авторы дают определение федерации
как союза (объединения) государственных
образований, а то и государств.
Так, например, В.
Любашиц считает, что «федерация
является союзным государством, которое
состоит из множества (как, например,
Россия и США) или нескольких (Канада)
государственных образований, которые
обладают конкретной степенью самостоятельности
в тех или других сферах социальной жизни.
Она органически сопоставляет в себе преимущества
государственной совокупности со сбалансированной
самостоятельностью членов. Именно то,
что именуется «общей волей», служащей
в качестве некой невидимой оси государства,
разрабатывается из двойного источника
– волеизъявления всех ее граждан, с одной
стороны, и государств-членов – с другой».
Ещё ряд авторов
обосновывает понимание федеративного
государства уже не как союз государств
и государствоподобных образований,
а как их объединение, или организацию,
частью которой являются подобные
образования.
Подобное понимание
федерации обосновывает и Д. Ковачев
в наиболее популярном исследовании
по проблемам федерации в
С точки зрения
Н.И. Глазуновой, «федеративное государство,
или федерация, – одна из основных форм
организации государства, сложная структура
которой состоит из многих государств
или государство-подобных образований,
которые обладают конституционно закреплённой
политической самостоятельностью вне
пределов и полномочий общего государства
в целом».
Э. Тадевосян
считает, что «федерация – одна из
основных форм политико-территориальной
организации государства, сложная структура
которой состоит из двух или более государств
или государственно-подобных образований
(штатов, провинций, земель), которые обладают
конституционно закрепленной политической
самостоятельностью вне пределов прав
и полномочий общего государства в целом».
Наиболее последовательно
концепцию федерации как
Таким образом,
Перевалов обосновывает концепцию
полного суверенитета субъектов федерации,
по сути, отождествляя субъект федерации
с самим государством. Но подобные концепции
довольно уязвимы для критики.
Можно сделать
несколько выводов:
1.
Понимание федерации как
согласно ст.
5 Конституции РФ только республики
имеют статус субъектов федерации.
Все иные субъекты лишены такого статуса.
А, например, Конституция Индии и вовсе
не определяет статус штатов как государств.
Похожая ситуация и в Германии. Основной
закон Германии не определяет, что земли
имеют статус государств. Хотя конституции
таких земель, как Бавария, Гессен, называют
земли государствами, но, с точки зрения
Б. Страшуна, «правовая доктрина ФРГ не
выработала по этому вопросу единой точки
зрения. Представляется, что земли нельзя
считать государствами в общепринятом
значении этого слова». Что же касается
государствоподобных образований, то
наука не выработала даже чёткого подхода
к данной дефиниции.
С точки зрения
М. Баглая, «федеративное государство
– более сложное государство,
чем унитарное. Структурные части
этого государства, называемые субъектами
федерации, обладают известным политическим
суверенитетом. Им присущи определённые
признаки государства».
Фактически в
рамках государствоведения приводится
только один пример государствоподобного
образования – это государство
Ватикан.
2. Признание субъектов федерации государствами логично ведёт к признанию за ними суверенитета (что прямо обосновывает Перевалов). Но это ведёт к признанию принципа двойного суверенитета, что, по нашему мнению, противоречит основополагающей теории суверенитета, если под суверенитетом понимать главенство государственной власти внутри
страны.
К сведению, в
мировой конституционной практике,
констатирует В. Чиркин, существуют две
позиции к проблеме о государственном
суверенитете федерации и её
субъектов. «В федерациях, основанных
на союзе государств-членов, суверенитет
исторически может принадлежать и федерации,
и каждому субъекту. В федерациях же, построенных
не на союзе государств-членов, а на автономии
их составных частей, суверенитет принадлежит
только федерации».
Последнее положение
было принято за фундамент при
вынесении постановления
В данном постановлении
трактуется, что Конституция РФ «не
допускает какого-либо иного носителя
суверенитета и источника власти, помимо
многонационального народа России, и,
следовательно, не предполагает какого-либо
иного суверенитета, помимо суверенитета
Российской Федерации. Суверенитет РФ
в силу Конституции РФ исключает явление
двух уровней суверенных властей, которые
находятся в единой структуре государственной
власти, которые обладали бы верховенством
и независимостью, то есть не допускает
суверенитета ни республик, ни других
субъектов Российской Федерации».
Таким образом,
ставится под сомнение трактовка
федеративного государства как
объединения государств или государствоподобных
образований.
Другая группа
концепций определяет федерацию
через его структуру, и специфику
по сравнению с иными формами
государственно-
Так, Н. Матузов
считает, что федеративное государство
есть сложное государство, которое
состоит из многочисленных субъектов,
объединившихся для решения совместных
задач.
В.Н. Лысенко
понимает под федерацией следующее -
«организация политической системы государства,
где суверенная воля народа находит своё
воплощение в конституционном или договорном
образовании единого государства, где
гармонически совмещаются интересы всего
федерального государства, его субъектов
и граждан этого государства».
М. Марченко вообще
считает, что наиболее продуктивным
является путь «решения вопроса об
определении понятия федерации
с помощью выделения и анализа
её специфических признаков, её черт».
В целом это адекватная концепция,
которая может быть использована при анализе
проблем федерации.
Обобщая вышеназванные
концепции, мы считаем, что под федерацией
следует понимать сложное государство,
административно-
Наряду с понятием
«федерация», выделяется и понятие
«федерализм».
Существуют различные
подходы к пониманию данной дефиниции.
Одни авторы
определяют федерализм как одну из
характерных черт и проявлений государственного
управления и их структур.
Так, Н. Глазунова
считает, что «федерализм – это обособленность
систем, норм и методов государственного
управления, которые устанавливают взаимодействие
центра и мест, обеспечивающих рациональное
и эффективное стимулирование федеративного
государства в интересах как федерации
в целом, так и её субъектов». С точки зрения
Глазуновой, к основным признакам федерализма
относятся: государствоподобный характер,
объединённых в единое государство
территориальных единиц – субъектов федерации;
конституционное разделение полномочий
между ними и центром; недопустимость
изменений границ без их согласия.
К главным признакам
федерализма относятся: добровольность
соединения государств и подобных образований
в единое государство; принятие федеральных
конституций и конституций субъектов
федерации; однопорядковый конституционный
статус субъектов федерации и их равноправие;
конституционно-правовые разделения суверенитета
федерации и суверенности её субъектов;
общие территория и гражданство; единая
денежная и таможенная системы, федеральная
армия и иные институты государства, обеспечивающие
его безопасное существование и функционирование.