Федерация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:57, реферат

Краткое описание

Особенность формы государственного устройства в условиях Российской Федерации построены рядом как объективных, так и субъективных причин. Благоприятным моментом в процессе поступательного становления государственного устройства в России является соблюдение мирового опыта федерализма и выработка нормального пути для Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

федерация в россии.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

С точки зрения Р. Натана, «федерализм – это такая  форма организации правительства, которая стремится примирить  региональное разнообразие  с определённым уровнем коллективного единства и делает это таким путём, при котором региональные правительства играют вполне определённую роль». 

М. Бреджесс и  Ф. Грэсс считают, что термин «федерализм» употребляется в двух значениях: 

     Во-первых, это узкий, исключающий подход, состоящий в том, что федерализм рассматривается с позиции классического определения, в котором говорится о двух уровнях власти, существующих на основе зафиксированного в писанной конституции разграничения полномочий и распределения предметов ведения; 

     Во-вторых – более широкий, включающий подход, который является практически всеобъемлющим, так как предполагает рассмотрение федерализма как некой системы взаимоотношений, не ограничиваясь только лишь конституционной и законодательной основой». А суть этих отношений заключается в том, что «модель принятия властных решений по принципу

“сверху вниз”, практически не учитывающую противоречий и парадоксов реальной действительности, была с успехом заменена нацеленной на взаимодействие моделью осуществления политики по принципу “снизу вверх”». 

Весьма важным является определение соотношения  понятий «федерация» и «федерализм». Данная проблема ещё не получила полного  и системного исследования, существуют лишь некоторые подходы, обозначающие данную проблему. 

С точки зрения Л. Карапетяна, «Федерация – это  тип реальной государственной организации, соответствующей всем принципам  федерализма, и является воплощением  его философии. Другими словами, “федерализм” содержит теорию определенной формы государственного устройства, а “федерация” – реальный институциональный механизм ее организации и функционирования». 

Таким образом, данный подход обосновывает теоретический  характер федерализма и прикладной характер федерации. 

Иной взгляд на данную проблему Н. Глазуновой. Она считает, что «федерализм как принцип стал этимологической основой для производного от него и более узкого по смыслу понятия – “федеративное государство”. Подобная теория исходит из явного приоритета принципа федерализма над федерацией как формы государственно-территориального устройства.

Считается, что  федерация – это одна из форм государственно-территориального устройства, а федерализм – это один из принципов  организации  и деятельности органов  государственной власти в федеративном государстве, который предполагает, прежде всего – разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти федерации и субъектов федерации. 

Таким образом, по итогам данной работы можно сделать следующие выводы: 

     1. Проблема адекватного определения  сущности дефиниции «федерация» и «федерализм» – это непростая, но одновременно объективно необходимая для решения задача. В научной литературе не было и нет единых подходов к определению федерации и федерализма. 

     2. Автор не согласен с широко  распространённой концепцией, согласно которой федеративное государство – это союз

государств или  государствоподобных образований, так как в таком случае придётся признать принцип двойного суверенитета - суверенитета союзного государства  и суверенитета субъектов федерации. Кроме того, следует отметить, что в конституциях отнюдь не всех государств субъекты федерации наделяются статусом государств или государствоподобных

образований.  

     3. С нашей точки зрения, наиболее  адекватным является  определение  федеративного государства через его признаки.

Под федерацией следует понимать сложное государство, административно-территориальные единицы  которого являются субъектами федерации, в рамках данного государства  существует двойная система законодательства органов государственной власти, двухканальная система налогов и осуществляется разграничение  компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. 

     4. Весьма интересной является проблема  разграничения понятий «федерация»  и «федерализм». Данный вопрос  ещё не разработан в достаточной степени в научной литературе. Считается, что федерация – это одна из форм государственно-территориального устройства, а федерализм – это один из принципов организации и деятельности органов государственной власти в федеративном государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Федеративная природа современной России. 

Понятие  «форма государства» применяется  в разных значениях. В различных науках - этот термин используется для образования  такого явления (формы государства) из иных явлений  государственности; в термине выделенные в виде абстракции признаки отражают главные стороны формы государства в их взаимосвязях, которые образуют конкретную целостность. 

       Для современного права того  или иного государства, прежде всего для ее конституционного права, форма государства - это правовой институт (в различных характеристиках - совокупный институт или комплекс институтов), структура внутренне связанных норм этой отрасли права, которые регулируют реальное явление (форму), в их правовых взаимосвязях. 

       В различных странах государственные   формы имеют свои особенности,  характерные  признаки, которые  по мере общественного  развития  наполняются новым содержанием,  обогащаясь во взаимосвязи и  взаимодействии. Вместе с тем  форма существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет дать определение  каждому элементу формы государства. 

       Российская  Федерация представляет  собой демократическое  федеративное  правовое государство с республиканской  формой правления. 

       Форма правления - одна из главнейших  частей формы государства. Термин  формы государства зародился еще до нашей эры. Древнегреческий юрист - Аристотель писал о разделении формы правления в зависимости от того, «осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), определенным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)».  В принципе вплоть до настоящего времени данный критерий сохранился: формы правления разделяются в зависимости от того, организуется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. 

       Таким образом, под формой правления понимают  осуществление верховной государственной  власти, в специальности высших и центральных ее органов, систему, компетенцию, структуру, порядок образования  этих органов, длительность и объем их компетенции, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Исходя из этого, выделяют монархические и республиканские формы правления. 

Форма государственного правления дает необходимость понять: 

     Каким образом организуются высшие органы государства и какова их структура. 

     Каким образом устанавливаются взаимоотношения между высшими и иными государственными органами. 

     Каким образом устанавливаются взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны. 

     В какой степени организация высших органов государства дает возможность осуществлять права и свободы гражданина. 

       По  данным признакам формы государственного правления классифицируются на: 

     - монархические (единоличные, наследственные) 

     - республиканские (коллегиальные, выборные) 

       Современная Россия является республикой смешанного типа, потому как организацию Правительства РФ осуществляет Президент РФ с участием Государственной Думы. Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ возлагает компетенцию на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Но Председателя Правительства РФ Президент РФ может назначить только с согласия Государственной Думы. 

       Республиканская форма правления в Российской Федерации имеет специфику по сравнению со сходными  формами президентской и парламентской республик. “Гибридный” характер новой формы правления объясняется особенностью исторической эволюции института главы российского государства, социально-политических и социально-экономических условий организации реформ. Совмещая черты президентской и парламентарной республики, форма правления устанавливает большинство частей дуалистического режима с доминированием президента в структуре органов государственной власти. 

Общими  принципами республиканской формы правления являются: 

     - существование единоличного и  коллегиального главы государства; 

     - выборность на конкретный срок главы государства и иных верховных органов государственной власти; 

     - организация государственной власти не по своему велению, а по воле народа; 

     - юридическая ответственность главы  государства в случаях, установленных законом; 

     - обязательность решений верховной  государственной власти. 

       Существует несколько определенных разновидностей республиканского правления. Они делятся по форме государственного устройства на: 

     - парламентарные 

     - президентские 

       Парламентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, при которой верховная власть в осуществлении государственной жизни принадлежит парламенту. 

       В данной республике правительство   организуется парламентским путем из числа депутатов, которые принадлежат  к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет общую ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае потери доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. 

       Обычно глава государства в   таких республиках в процессе  выборов назначается парламентом  или специально созданной парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является основным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процесс избрания главы государства в сегодняшних парламентарных республиках неодинакова. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, разделяется с представителями членов федерации. Выборы главы государства в парламентарной республике могут создаваться и на основе всеобщего избирательного права. 

       Глава государства в парламентарной республике обладает компетнцией: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. 

       Глава правительства (премьер  - министр, председатель совета  министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он организует возглавляемое им правительство, осуществляющее верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. 

Главной задачей  парламента является законодательная инициатива и контроль за исполнительной властью. Парламент имеет важные финансовые полномочия, потому как он исследует и принимает государственный бюджет, определяет перспективы  становления социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую систему высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, организует справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. 

       Сильные стороны парламентской   республики — единство высших  эшелонов власти, поскольку глава  исполнительной власти и его  кабинет назначаются и контролируются  парламентским большинством. 

       Слабые  стороны — фрагментарность  партийной системы, обрекающей правительство на неустойчивость; реальная угроза тирании, которую может создать парламентское большинство. 

       Президентская республика - одна  из разновидностей актуальной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом совмещает в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. 

Информация о работе Федерация в России