Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:57, реферат
Особенность формы государственного устройства в условиях Российской Федерации построены рядом как объективных, так и субъективных причин. Благоприятным моментом в процессе поступательного становления государственного устройства в России является соблюдение мирового опыта федерализма и выработка нормального пути для Российской Федерации.
Наиболее характерные признаки президентской
республики:
-
внепарламентский метод
-
ответственность правительства
перед президентом, а не перед парламентом;
-
более широкие, чем в
Президентская форма правления
в разных государствах имеет
свою специфику. В России президент
избирается всеобщим голосованием. Избранным
считается кандидат, который получает
абсолютное количество голосов. Такой
порядок избрания президента установлен
в России в 1991 г.
Характерным для всех
В современных странах президентскую
республику отличает сильная исполнительная
власть, наравне с которой по принципу
разделения властей нормально функционирует
законодательная и судебная власти. Эффективно
действующий механизм издержек и противовесов,
который существует в современных президентских
республиках, способствует возможности
гармоничного функционирования властей,
позволяет избежать произвола со стороны
исполнительной власти. Смешанная (парламентско-президентская)
республика — это такая форма правления,
в которой парламент и президент в той
или иной пропорции делят свой контроль
и свою ответственность по отношению к
правительству.
3. Статус
и компетенция России как федеративного
государства.
В 71 и 72 статья Конституции Российской Федерации отражают принятую в стране позицию разграничения предметов ведения и компетенции на находящиеся в собственно ведении Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ) и в совместном с ее субъектами велении (ст. 72 Конституции РФ). Данные статьи содержат списки предметов ведения и компетенции в целом, без указания на то, какими федеральными или субъектов федерации органами государственной власти они осуществляются, потому, как это решается сферой полномочий в отношении предметов ведения. В связи с этим, ст. 71 Конституции РФ дает ответ на проблему, что находится в ведении Российской Федерации, а какой федеральный орган государственной власти несет ответственность за поведение перечисленных предметов, - дело самих федеральных органов, кого одарять соответствующими полномочиями
в отношении
этих предметов.
Таким образом,
в Конституции РФ, к исключительной
компетенции Российской Федерации относится:
а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов,
контроль за их соблюдением. Обозначенные в п. «а» предметы ведения относятся к
тем учредительным прерогативам Федерации
как государства,
которые являются одним из
его неотъемлемых признаков.
б)
федеративное устройство и территория
Российской Федерации. Данный предмет
ведения ограниченно вытекает
из ст. 1, 5, 65 и др. и служит
доказыванием одной из главных характеристик
Российского государства – его федеративной
природы.
Федерализм выступает как форма государственной организации, осуществляющая равноправие всех ее составных частей.
Федеративное устройство изначально предполагает децентрализацию
обеспечения единой государственной власти посредством разделения
компетенции между
центром и регионами. В условиях
подлинно федеративного устройства
федерация в целом не обладает монополией
на власть, благодаря чему открываются
возможности для ее
субъектов действовать более
самостоятельно, в своих интересах, с учетом
особенностей своей территории,
населения и т.д.
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав
национальных
меньшинств. Обозначенные в этом пункте
предметы ведения связаны с одной из
основ конституционного строя –
«человек, его права и свободы являются
высшей ценностью».