Разделение властей как главный принцип правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:47, контрольная работа

Краткое описание

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была в конституции Римской республики. Древние римские правительства были три основные силы, консулов, сената и сборки. Таким образом, каждая часть которой отдельные тела.
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Оглавление

1.История
2.Содержание и значение принципа разделения властей
3.Принцип разделения властей в законодательстве РФ
3.3.1 Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции
3.3.2 Разделение властей в субъектах Российской Федерации
4.Список использованной литературы, интернет статьи.

Файлы: 1 файл

тгип.docx

— 69.03 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное образовательное бюджетное

учреждение  высшего профессионального образования

Югорский  государственный университет

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Теория государства и права»

На тему: «Разделение властей как главный принцип правового государства»

«Вариант 3, тема 6»

 

Выполнил: студент  группы з-4870

А.П. Соловьев

 

 

Проверил  Профессор

Кафедры государственно-правовых дисциплин:

О.В. Власова

 

 

 

Ханты-Мансийск – 2013

1.История

2.Содержание и значение принципа разделения властей

3.Принцип разделения властей в законодательстве РФ

3.3.1 Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции

3.3.2 Разделение властей в субъектах Российской Федерации

4.Список использованной литературы, интернет статьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была в конституции Римской республики. Древние римские правительства  были три основные силы, консулов, сената и сборки. Таким образом, каждая часть которой отдельные тела.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с  именами Джона Локка и французских  просветителей, особенно Шарля Луи  Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого  принципа. Именно, начиная с этого  времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей  получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно  принцип разделения властей был  проведён в Конституции США 1787 года [1]. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances). Практическое воплощение этой системы получила мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с  попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции.[источник не указан 713 дней] Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.[источник не указан 713 дней]

В Советском государстве  господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная  власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения  в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей  является одним из важнейших принципов  организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей  означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при  этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный  контроль. Современное понимание  принципа разделения властей дополнено  также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных  органов трёхуровневая, разделена  на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и  органы власти на местах (местный уровень  власти).

Принцип разделения властей  заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части  в ведении единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный  Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями  власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип  разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

 

 

3.Принцип разделения властей в законодательстве РФ.

Статья 10 Конституции Российской Федерации [5] закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также  самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной  власти (единство системы государственной  власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов  федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции  РФ [5] государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции  РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, определяет основные направления  внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание —  парламент Российской Федерации - законодательный  и представительный орган.

Правительство Российской Федерации  возглавляет систему органов  исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент  в системе федеральных органов  власти поставлен на первое место  и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в  конституции Французской Республики.

Хотя формально Президент  Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с  ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят  исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке  зрения, президент рассматривается  только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий  «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти - "президентской". Но это противоречит статье 10 Конституции  Российской Федерации, где закреплен  принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается  в том, что президент, как глава  государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная  модель этого института соответствует  модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе  точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции  РФ ветвей власти, противоречит закрепленному  принципу разделения властей.

Согласно третьей точке  зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом  системы исполнительной власти, поскольку  не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих  нормативных указах и ежегодных  посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение  об отставке правительства.

Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение  направлений государственной политики, президентские программы, контрольные  функции, руководство внешней политикой  и силовыми ведомствами - являются функциями  исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия  глава исполнительной власти. Правительство "осуществляет исполнительную власть в РФ". "Председатель Правительства  в соответствии с законами и указами  президента определяет основные направления  деятельности и организует работу правительства."

По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Схема власти в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.1 Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции

Администрация Президента РФ — обеспечивает деятельность Президента РФ;

Полномочные представители  Президента Российской Федерации в  федеральных округах — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

Органы прокуратуры РФ - генеральный прокурор назначается  Советом Федерации — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением  действующих законов;

Центральный банк РФ - председатель Центрального банка назначается  Государственной Думой — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной  власти — защита и обеспечение  устойчивости рубля;

Центральная избирательная  комиссия РФ — проводит выборы и  референдумы, возглавляет систему  избирательных комиссий;

Счётная палата РФ — половина состава и председатель назначается  Государственной Думой, половина - Советом  Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  — рассматривает жалобы граждан  РФ и других заявителей на решения  и действия государственных органов  и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

другие федеральные органы.

3.3.2 Разделение  властей в субъектах Российской  Федерации

Помимо разделения властей  «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах  федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список использованной  литературы, интернет статьи.

Книги

  • Агабеков Г. Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. — М.: ИНИОН, 1992. — 54 с.
  • Баренбойм П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера: Учеб. пособие. — М.: РОССПЭН, 2003. — 285 с. — ISBN 5-8243-0452-1
  • Баренбойм П. Д. Дух Конституции России и восточное происхождение «западной» доктрины разделения властей / «Правовая реформа. Судебная реформа. Конституционная экономика», сборник статей, М., 2004 — ISBN 5-89194-171-6
  • Барнашов А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / Под ред. А. И. Кима. — Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева, 1988. — 100 с.
  • Бельский К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. — М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. — 167 с.
  • Козырев А. А. Принцип разделения и взаимодействия властей в субъектах Российской Федерации. — М.: Российская академия социальных наук, 2001. — 45 с. — ISBN 5-9421-001-10
  • Лузин В. В. Принцип разделения властей как основа конституционализма: Сравнительное исследование на примере США, Великобритании и Франции. — Н. Новгород, 1997. — 178 с.
  • Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. — М.: Наука, 1984. — 190 с.
  • Разделение властей и парламентаризм / Редкол.: Глушко Е. К. и др. — М.: Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, 1992. — 126 с.
  • Тарбер Дж., Мези М., Пфиффнер Д. и др. Разделённая демократия: Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом / Пер. с англ.; Под общ. ред. Дж. Тарбера. — М.: Прогресс; Универс, 1994. — 413 с. — ISBN 5-01-004056-5
  • Чеботарев Г. Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997. — 217 с — ISBN 5-88081-054-2
  • Шевцов В. С. Разделение властей в Российской Федерации. — М.: ПолиграфОпт, 2004. — 399 c. — ISBN 5-98553-013-2
  • Энтин Л. М. Разделение властей: Опыт современных государств. — М.: Юрид. лит., 1995. — 174 с. — ISBN 5-7260-0776-X
  • Barenboim, Peter Biblical Roots of Separation of Powers. — Moscow: Letny Sad, 2005. ISBN 5-94381-123-0, http://lccn.loc.gov/2006400578
  • David Epstein, Sharyn O’Halloran. Delegating powers: a transaction cost politics approach to policy making under separate powers. — Cambridge: Cambridge univ. press, 1999. — 319 p. — ISBN 0-521-66020-3222

Информация о работе Разделение властей как главный принцип правового государства