Прямая и представительская демократия в современном периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение представительной и прямой демократии в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотерть понятие демократия.
2.Изучить историю возникновения демократии.
3. Охарактеризовать прямую демократию.
4. Рассмотреть представительную демократию.
5.Изучить соотношение прямой демократии и представительной.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты демократии…………………………………...5
1.1.Понятие демократия…………………………………………………………..5
1.2.История возникновения демократии………………………………………...8
Глава 2.Прямая и представительская демократия в современном периоде…11
2.1. Прямая демократия…………………………………..……………………..11
2.2. Представительная демократия…………………………………………….14
2.3.Соотношение прямой демократии и представительной………………......18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………………...24

Файлы: 1 файл

курсовая по теории го-ва и права.docx

— 53.05 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты демократии…………………………………...5

1.1.Понятие  демократия…………………………………………………………..5

1.2.История  возникновения демократии………………………………………...8

Глава 2.Прямая и представительская демократия в современном периоде…11

2.1. Прямая демократия…………………………………..……………………..11

2.2. Представительная  демократия…………………………………………….14

2.3.Соотношение прямой демократии и представительной………………......18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список  используемой литературы……………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема курсовой работы является актуальной, так как проблема демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России - в частности по целому ряду причин. Исторический опыт показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.

Правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия - это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Демократия не всегда способна выполнить эту защитную функцию. В условиях кризисов дают сбои и демократические механизмы, однако в развитых странах это все же исключения из правила.

Цель  исследования - изучение представительной и прямой демократии в современном мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотерть понятие демократия.

2.Изучить историю возникновения демократии.

3. Охарактеризовать прямую демократию.

4. Рассмотреть представительную  демократию.

5.Изучить соотношение прямой демократии и представительной.

Объектом исследования в курсовой работе является демократия.

Предметом исследования выступает представительная  и прямая демократия в современном мире.

 

При написании данной курсовой работы были использованы методы изучения и анализа научной литературы, изучения и обобщение отечественной и зарубежной практики.

Источником исследования данной работы являются учебные пособия и книги различных авторов, таких как Сырых В.М., Пиголкина А.С., Якушева А.В. и др.

Структура  данной работы такова: работа имеет введение, две главы, заключение и библиографические сведения по рассматриваемой теме. Курсовая работа изложена на 25 страницах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты демократии

 

1.1.Понятие демократия

 

Слово «демократия» греческого происхождения и образовано от слов «demos» - народ и «kratos» - власть и буквально означает «власть народа», «народовластие».

Термин «демократия» используется с различными смысловыми оттенками  и может обозначать1:

а) особую форму организации государственной власти, при которой власть принадлежит не одному лицу, а всем гражданам, пользующимся равными правами на управление государством (именно так демократия понималась в Древней Греции);

б) форму устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятии в них решений по большинству;

в) мировоззрение, основанное на идеалах свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета и др.;

г) социальное движение как форму воплощения в жизнь идеалов демократии.

Однако в любом случае демократия как социальное явление неразрывно связана с таким явлением, как  власть. Демократия есть способ (один из способов) организации власти.

Демократия означает прежде всего  признание права на равное участие  всех членов того или иного человеческого  коллектива в осуществлении функционирующей в этом коллективе (обществе, государстве, общественной организации и т. п.) власти. При этом демократия может быть как политической, так и неполитической. Первобытное общество уже было организовано демократически, поскольку представляло собой первобытное, естественное самоуправление.

Американский  президент Авраам Линкольн определял  демократическое государство как  «правление народа, избранное народом  и для народа».

Государственные формы демократии были распространены еще в античном мире. В Средние века существовали демократические города-государства  в Голландии, Венеции, Женеве, Новгороде  и др. Демократия проходит свой исторический путь через ряд определенных этапов, которые зафиксированы соответствующими теориями. В различные исторические эпохи в понятие «демократия» вкладывался различный смысл.

Современными западными политологами демократия не рассматривается как  власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной  политики. Демократия, по их мнению, -это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

 Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются2:

1) народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ;

2) всякая власть исходит от народа и делегируется им;

3) свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок;

4) политический плюрализм;

5) гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам;

6) контроль представительных институтов за работой правительства;

7) устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

Принципы демократии:

1) принцип народного суверенитета, согласно которому единственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ

свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей

участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной);

2) конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом;

3) наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство;

4) принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

В зависимости от того, как народ  участвует в управлении, кто и  как непосредственно выполняет  властные функции, демократия делится на:

1) прямую;

2) представительную.3

В итоге, сделаем вывод, что демократия означает прежде всего признание права на равное участие всех членов того или иного человеческого коллектива в осуществлении функционирующей в этом коллективе (обществе, государстве, общественной организации и т. п.) власти. При этом демократия может быть как политической, так и неполитической. Первобытное общество уже было организовано демократически, поскольку представляло собой первобытное, естественное самоуправление.

 

1.2.История возникновения демократии

 

В западной политической традиции возникновение  идеи демократии ассоциируется с  городами-государствами Древней  Греции. Платон и Аристотель в своих изысканиях по созданию систематической теории политики характеризовали демократию как одну из пяти или шести главных типов правления.

Греческую историю в период ее расцвета можно рассматривать как историю  борьбы между демократическими и  олигархическими государствами, наиболее ярко выраженными представителями которых выступали Афины и Спарта.4

 Древнегреческая демократия  во многих своих аспектах существенно  отличалась от демократии наших  дней. Она представляла собой прежде всего систему прямого правления, при которой весь народ, а точнее, совокупность свободных граждан, являлся как бы коллективным законодателем и в которой не была известна система представительства.

В древних демократических городах-государствах каждый гражданин был наделен  правом участвовать в принятии решений, касающихся его жизни и деятельности. Значительная часть граждан в течении своей жизни так или иначе занимала один из множества существовавших в городе-государстве выборных постов. Не было разделения между законодательной и исполнительной властями – обе ветви сосредотачивались в руках активных граждан. 5

Другое важное различие между античной демократией и современной состоит  в трактовке равенства. Античная демократия не только была совместима с рабством, но и предполагала его  в качестве условия освобождения от физической работы свободных граждан, которые посвящали себя решению  общественных проблем. Современные  демократии не признают в политической сфере различий и привилегий, основанных на социальном происхождении, классе, расе и роле.

Различают демократическую теорию и демократические институты. Начиная  с античности, демократия претерпела существенные изменения. В средние  века, отчасти в результате открытия как бы заново Аристотеля, возрос интерес  к вопросам, касающимся принципов  наиболее совершенных по представлениям того периода форм правления.

Высказывались утверждения, что совершенной  может быть лишь та форма правления, которая служит общему благу и  основана на согласии всех членов сообщества. Но вместе с тем в средние века большинство мыслителей, озабоченных  проблемой достижения единства общества, не рассматривали монархию, как лучшую форму, пригодную для обеспечения  этого единства. Однако в Новое  время в контексте формирования идей свободы личности, гражданского общества, народного суверенитета, национального государства и  т. д. взамен феодальных хартий и вольностей возникают законодательные механизмы  ограничения единоличной власти монархов. 6

Основополагающее значение для  формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время  идея о прирожденных, неотчуждаемых  правах каждого человека на жизнь, свободу  и частную собственность. Неразрывная  взаимосвязь этой триады выражается в убеждении, что частная собственность  – основа индивидуальной свободы, которая  в свою очередь рассматривается  в качестве необходимого условия  самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения его  жизни.

 Несомненно, необходимым условием  демократии в любых ее формах  является политическая свобода.  Но она не может быть соответствующим  образом реализована там, где  нет реального выбора в социальной  и экономической сферах, где велико социальное неравенство. Свобода как идеал в условиях демократии всегда соотносится с принципом справедливости. Там, где социальное неравенство способствует подрыву принципа справедливости, необходима та или иная система перераспределения материальных благ. 7

Таким образом, в западной политической традиции возникновение идеи демократии ассоциируется с городами-государствами Древней Греции. Платон и Аристотель в своих изысканиях по созданию систематической теории политики характеризовали демократию как одну из пяти или шести главных типов правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Прямая и представительская  демократия в современном периоде

 

2.1. Прямая демократия

 

Прямая (непосредственная) демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа  и государственной власти должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.

По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь прямое правление  представляет собой подлинное народовластие, дает больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа.

Ее преимущества также в том, что непосредственное (прямое) правление обеспечивает8:

1) полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления;

2) расширяет за счёт участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации;

Информация о работе Прямая и представительская демократия в современном периоде