Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:23, курсовая работа
Цель исследования - изучение представительной и прямой демократии в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотерть понятие демократия.
2.Изучить историю возникновения демократии.
3. Охарактеризовать прямую демократию.
4. Рассмотреть представительную демократию.
5.Изучить соотношение прямой демократии и представительной.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты демократии…………………………………...5
1.1.Понятие демократия…………………………………………………………..5
1.2.История возникновения демократии………………………………………...8
Глава 2.Прямая и представительская демократия в современном периоде…11
2.1. Прямая демократия…………………………………..……………………..11
2.2. Представительная демократия…………………………………………….14
2.3.Соотношение прямой демократии и представительной………………......18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………………………………………...24
3) развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, её развитию в целом;
4) обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизации чиновничества.
Справедливости ради надо отметить, что у прямого правления есть не только сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на её слабых местах это:
1) низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов;
2) повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счёт равенства, сложности и дорогостоящности при практическом осуществлении;
3) невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.9
Граждане в подавляющем
На федеральном уровне предпочтение отдаётся представительным органам, а на местном уровне непосредственной демократии.
Традиционно прямая демократия рассматривалась
политической мыслью как удел примитивных
народов или небольших
Обзор исторических типов самоуправления как одной из форм прямой демократии позволяет установить некоторые их закономерности:
1. В доклассовых обществах
2. В общностях любой величины
самоуправление сочетало
3. Прямая демократия была
Писарева Т.Р. говорит о необходимости выработки новых, качественных характеристик институтов непосредственной демократии. Считает необходимым своеобразное вкрапление её форм в представительную систему:
1.Использование всех форм непосредственной демократии, прошедших апробацию не только в нашей стране, но и в других странах.
2.Максимальный учёт разнообразного опыта обогащает политическую жизнь, способствует её прогрессу.11
Широкое применение институтов непосредственной демократии на всех уровнях представительных органов власти, в работе депутатов, постоянных комиссий, президиумов превращение институтов непосредственной демократии в повседневный, стабильный элемент практики государственного строительства.
Следовательно, сделаем вывод, что прямая (непосредственная) демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственной власти должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.
2.2. Представительная демократия
Наиболее развитым и самостоятельным институтом демократии традиционно признается институт представительства. В то же время ни одна из политических форм демократии не несёт в себе столько противоречий содержания и формы, как представительная система.
Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы в центре и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересы различных классов, социальных слоёв, политических группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество.12
В современном демократическом обществе формирование государственной политики на всех уровнях происходит главным образом в представительных учреждениях, в которых работают профессиональные политики и управленцы. Это обусловлено возросшей сложностью присущих современной цивилизации экономических, социальных, политических и других проблем.
Главным является
Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется и представительным органам власти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют волю народа, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, ограничения компетенций органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.
Среди главных достоинств представительного правления являются:
1) свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач;
2) гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широкого круга населения ко всеобщей уравниловке.
Высокая эффективность
Основные законы представительства могут иногда иметь очень мало значения, могут быть простым орудием тирании и козней, когда большинство избирателей не достаточно заинтересовано в их собственном правлении, чтобы подавать голос, или, если подаёт, но когда этот голос не служит обществу, а подается за деньги или послушен мановению какого ни будь лица, власть над ним имеющего, или которого они хотят поддержать из личных интересов, такого рода народное представительство (представительное правление), вместо того чтобы быть ручательством против дурного правления, бывает только пружиной в его механизме, идеально лучший образ народного правления будет такой, в котором верховная власть, или право государственного контроля, принадлежит всему обществу.
Для оценки положения надо его рассмотреть по отношению к двум сторонам:
1. Насколько это правление
2. Насколько это правление
Народное правление есть то, где весь народ допускается к участию в управлении, что всякое участие, даже в самых мелких общественных должностях благотворно, что участие всего народа в управлении должно быть так важно, как только позволяет степень развития всего общества. Но так как в стране превосходящей размерами один маленький город, каждый может лично участвовать только в самой незначительной доле управления, то следовательно, идеально лучший образ народного правления есть правление представительное, везде где оно приложимо.
Чем менее развит народ (общество) тем менее будет к нему прикладываться это правление.
Представительство не возможно и от него нельзя ожидать прочного существования, когда нет трёх условий:
1. Чтобы народ был согласен её принять.
2. Чтобы народ имел желание и способность совершать всё необходимое для его сохранения.
3. Чтобы имел возможность и желание выполнять обязательства отправлять обязанности, какие она на него налагает.
Представительные учреждения только тогда могут существовать прочно, когда народ готов защищать их в случае, если им угрожает опасность. Если же народ находит, что они того не стоят, то они редко пускают корни, а если им это удаётся, то можно быть уверенным, что они будут уничтожены.14
Выше написанное относится к первым двум причинам неудачного применения представительного правления.
Третья причина есть та, когда народ неспособен выполнять того назначения, какое ему принадлежит представительном правлении. Если ни у кого или только у немногих есть доля сочувствия к общественным интересам, достаточное для того, чтобы образовать общественное мнение, то избиратели редко имеют ввиду общее дело; они пользуются правом голосования или для того, чтобы провести свои личные интересы, или интересы своего округа, или же тех лиц, с которыми они связаны, или от которых зависят.
При таком состояния общественного чувства тот небольшой класс, который добился господства в представительном собрании, употребляет по большей части свое влияние, только как средство нажиться.
Представительное правление
Самые основные слабости представительного правления:
1) фактическое отстранение
2) неизбежная бюрократизация, вследствие сложной иерархической системы управления, отрыв депутатов от рядовых граждан;
3) приоритетное влияние на
4) нарастание в государстве
5) слабая легитимизация власти вследствие почти полного отчуждения от неё граждан;
6) широкие возможности
7) основные звенья механизма представительного правления: избиратель парламент правительство- премьер- министр или президент принимают решения по своему усмотрению и в состоянии до неузнаваемости изменить волю граждан;
8) неизбежный перекос интересов депутатов в сторону столицы и другие.15
В итоге, сделаем вывод, что наиболее развитым и самостоятельным институтом демократии традиционно признается институт представительства. Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы в центре и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересы различных классов, социальных слоёв, политических группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество.
2.3.Соотношение непосредственной демократии и представительной
Прямую демократию отличают от представительной демократии, где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.
Главными особенностями
В отличие от прямой демократии это позволяет наиболее быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.
Главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой16:
1) подверженность коррупции;
2) борьба за власть и контроль за финансовыми потоками;
3) манипуляции общественным мнением и частым нарушением Прав и Свобод Человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.
В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот.
В идеальной форме
Информация о работе Прямая и представительская демократия в современном периоде