Проблемы правовой культуры современного Российского общества и возможные пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение понятия правовой культуры, ее структуры, уровней проявления, видов, функций, понятий, связанных с ней, а именно: правового нигилизма, идеализма, правового воспитания; а также выделение основных проблем национальной правовой культуры и возможных путей их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Правовая культура: понятие, структура и виды 5
Понятие правовой культуры 5
Структура правовой культуры 7
Виды правовой культуры 9
Функции правовой культуры 11
ГЛАВА II. Правовой нигилизм и правовой идеализм 12
Понятие правового нигилизма и правового идеализма 12
ГЛАВА III. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры 13
Понятие правового воспитания 13
Связь правового воспитания и правового обучения 14

ГЛАВА IV. Проблемы правовой культуры современного Российского общества и возможные пути их решения 15
Проблемы формирования национальной политико-правовой культуры 15
Пути повышения правовой культуры российского общества 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 57.28 Кб (Скачать)

     Эти три элемента  тесно взаимосвязаны, и каждый  из них проявляется в двух  других, поэтому их выделение  весьма условно. Важно подчеркнуть,  что при характеристике уровня  правовой культуры речь может  идти не о самих правовых  явлениях – правосознании, правовой  деятельности, системе правовых  актов, а об их  уровневых  состояниях, т. е. степени прогрессивного  развития.

     Структура правовой  культуры в конкретно-социологическом  аспекте включает следующие наиболее  крупные элементы, которые у юристов-профессионалов  имеют свое определенное содержание  и качественный уровень:

  • право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;
  • правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности;
  • правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;
  • правовое поведение, деятельность.

     Чаще всего в структуре  правовой культуры выделяют три  составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанном на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму, стандарт поведения, а в целом – правовой менталитет общества.

 

 

1.3 Виды (формы) правовой  культуры

     Правовая культура  подразделяется на правовую культуру личности, группы и общества в целом. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

      Правовая культура личности подразумевает уважительное отношение к праву, достаточный уровень правовой информированности. Лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется 1) определенным уровнем знания юридических норм; 2) позитивным правосознанием, т. е. уважением права; 3) поведением, основанном на уважении права. Следовательно, правовая культура личности – это единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения. Источниками правовых знаний личности служат практический опыт, окружающая среда, СМИ и др. Они непосредственно зависят от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т. п. Знание закона является стимулом правомерного поведения. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без навыков правомерного поведения и правовой активности.

     Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам, прежде всего – профессионалам-юристам. Она зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей. Самостоятельную и очень важную часть групповой культуры составляет правовая молодежная культура, которая формируется в учебных заведениях, и в таких сферах, как, например, неформальные объединения. Данная правовая культура носит маргинальный характер по отношению к обществу, в ней отмечаются элементы социальной дезорганизации, тяготение к отклоняющемуся от общепринятых норм поведению.

    

     Профессионально-правовая культура – это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

   

 Правовая культура общества – это составная часть созданных им духовных ценностей. Она охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она зависит от уровня общественного сознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культурным уровнем населения, функционирует во взаимодействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения и характеризуется полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина; реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.

     Правовую, в том числе  профессионально-правовую, культуру  юристов можно рассматривать  в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Исходя из этого, наиболее полным и типичным  принято считать определение понятия правовой культуры общества,  как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества7.

 

1.4 Функции правовой культуры

Принято выделять шесть функций  правовой культуры:

  1. Познавательно-преобразовательная функция . Ее содержание – это цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество – формирование правового государства. Поэтому данная функция направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценностью.
  2. Праворегулятивная функция ставит своей задачей обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.
  3. Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение. Другими словами, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.
  4. Правосоциализаторская функция направлена на формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.
  5. Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других стран и народов.
  6. Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождение новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

     Все названные функции  тесно взаимосвязаны, и нередко  бывает трудно разграничить, где  кончает свое действие одна  функция и начинается действие  другой.   

 

 

 

 

ГЛАВА II. Правовой нигилизм и правовой идеализм

Следствием юридического невежества, деформации правосознания, низкого  уровня общей и правовой культуры являются правовой нигилизм и правовой идеализм.

    1. Понятие правового нигилизма и правового идеализма

    Нигилизм (от лат. nihil – ничто, ничего) означает отрицательное отношение субъекта или группы субъектов к определенным ценностям, нормам, общественным институтам. Нигилизм является одной из форм мировоззрения и поведения.

 Нигилизм, в том числе и  правовой, не является просто  отрицанием чего-либо. Это отрицание  разрушительное, деструктивное, бескомпромиссное. Нигилизм означает и отсутствие  какой-либо позитивной программы. 

     Правовой нигилизм  представляет собой сформировавшееся  на государственном и бытовом  уровнях отрицание значимости  и ценности права, пренебрежительное  и неуважительное отношение к  способам его реализации, к правовым  учреждениям. Отношение к праву  может быть и просто безразличным.

     Причины правового  нигилизма коренятся в отсутствии  правового воспитания, юридическом  невежестве основной массы людей,  незнании ими законов своей  страны. Крайними проявлениями правового  нигилизма в поведении могут  являться умышленные нарушения  действующего законодательства. Но  он может проявляться и в  других формах: произвол со стороны  должностных лиц, издание нормативных  актов, противоречащих конституции  и законам, коррупция, нарушение  прав человека, внесудебных репрессиях, неуважении к суду, адвокатуре  и т.п. 

    Противоположной формой  юридического невежества, деформации  правосознания, низкого уровня  общей и правовой культуры  является правовой идеализм. Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм – его переоценку. На право возлагаются непомерные, несбыточные надежды, с помощью права, например, новых законов, стремятся решать любую проблему. В этом плане сущность правового идеализма можно выразить фразой «законы могут все». Опасность правового идеализма заключается в том, что чрезмерные требования к праву впоследствии сменяются разочарованием и правовым нигилизмом.

    Для того чтобы общество  обладало высоким уровнем правовой  культуры, необходимо свести к  минимуму  правовой нигилизм. В  качестве средств, призванных  решить эту задачу, следует назвать:  обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы, правовое воспитание населения, профессиональное обучение и воспитание юристов, других должностных лиц, повышение правовой культуры субъектов правоохранительной системы.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  III. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры.

 

    1.  Понятие правового воспитания.

 

     Правовое воспитание – это целенаправленное, систематическое воздействие на сознание и поведение человека со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм8.

     Правовое воспитание  обладает относительной самостоятельностью  целей, спецификой методов их  достижения и организационных  форм. Оно является многоцелевой  деятельностью, которая предполагает  наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Эти цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание.

     Содержанием правового воспитания является распространение знаний о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Это сложный процесс, который реализуется в конкретных способах организации воспитательного процесса и включает в себя ряд составных частей:

  • субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и т.д.);
  • объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.п.);
  • содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
  • методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);
  • формы воспитания:
  1. правовое обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;
  1. правовая пропаганда заключается в распространении правовых идей и требований среди населения посредством телевидения, радио, иных средств массовой информации;
  2. юридическая практика способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе, прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.;
  3. самовоспитание связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений.

Информация о работе Проблемы правовой культуры современного Российского общества и возможные пути их решения