Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:25, курсовая работа
Цель исследования – изучение понятия правовой культуры, ее структуры, уровней проявления, видов, функций, понятий, связанных с ней, а именно: правового нигилизма, идеализма, правового воспитания; а также выделение основных проблем национальной правовой культуры и возможных путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Правовая культура: понятие, структура и виды 5
Понятие правовой культуры 5
Структура правовой культуры 7
Виды правовой культуры 9
Функции правовой культуры 11
ГЛАВА II. Правовой нигилизм и правовой идеализм 12
Понятие правового нигилизма и правового идеализма 12
ГЛАВА III. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры 13
Понятие правового воспитания 13
Связь правового воспитания и правового обучения 14
ГЛАВА IV. Проблемы правовой культуры современного Российского общества и возможные пути их решения 15
Проблемы формирования национальной политико-правовой культуры 15
Пути повышения правовой культуры российского общества 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Эти три элемента
тесно взаимосвязаны, и каждый
из них проявляется в двух
других, поэтому их выделение
весьма условно. Важно
Структура правовой
культуры в конкретно-
Чаще всего в структуре
правовой культуры выделяют
1.3 Виды (формы) правовой культуры
Правовая культура подразделяется на правовую культуру личности, группы и общества в целом. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.
Правовая культура личности подразумевает уважительное отношение к праву, достаточный уровень правовой информированности. Лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется 1) определенным уровнем знания юридических норм; 2) позитивным правосознанием, т. е. уважением права; 3) поведением, основанном на уважении права. Следовательно, правовая культура личности – это единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения. Источниками правовых знаний личности служат практический опыт, окружающая среда, СМИ и др. Они непосредственно зависят от уровня образования личности, возраста, рода занятий и т. п. Знание закона является стимулом правомерного поведения. Высокий уровень правовой культуры немыслим без высоких нравственных качеств личности, без навыков правомерного поведения и правовой активности.
Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам, прежде всего – профессионалам-юристам. Она зависит от правосознания данной группы и испытывает непосредственное влияние принятых в обществе правовых ценностей, правовых ориентаций отдельных личностей. Самостоятельную и очень важную часть групповой культуры составляет правовая молодежная культура, которая формируется в учебных заведениях, и в таких сферах, как, например, неформальные объединения. Данная правовая культура носит маргинальный характер по отношению к обществу, в ней отмечаются элементы социальной дезорганизации, тяготение к отклоняющемуся от общепринятых норм поведению.
Профессионально-правовая культура – это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.
Правовая культура общества – это составная часть созданных им духовных ценностей. Она охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и использованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она зависит от уровня общественного сознания, состояния и характера законодательства и прочности существующего в стране правопорядка. Она прямо связана с общим культурным уровнем населения, функционирует во взаимодействии с политической, нравственной, эстетической и иными видами культуры населения и характеризуется полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина; реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.
Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Исходя из этого, наиболее полным и типичным принято считать определение понятия правовой культуры общества, как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества7.
1.4 Функции правовой культуры
Принято выделять шесть функций правовой культуры:
Все названные функции
тесно взаимосвязаны, и
ГЛАВА II. Правовой нигилизм и правовой идеализм
Следствием юридического невежества, деформации правосознания, низкого уровня общей и правовой культуры являются правовой нигилизм и правовой идеализм.
Нигилизм (от лат. nihil – ничто, ничего) означает отрицательное отношение субъекта или группы субъектов к определенным ценностям, нормам, общественным институтам. Нигилизм является одной из форм мировоззрения и поведения.
Нигилизм, в том числе и
правовой, не является просто
отрицанием чего-либо. Это отрицание
разрушительное, деструктивное,
Правовой нигилизм
представляет собой
Причины правового
нигилизма коренятся в
Противоположной формой юридического невежества, деформации правосознания, низкого уровня общей и правовой культуры является правовой идеализм. Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм – его переоценку. На право возлагаются непомерные, несбыточные надежды, с помощью права, например, новых законов, стремятся решать любую проблему. В этом плане сущность правового идеализма можно выразить фразой «законы могут все». Опасность правового идеализма заключается в том, что чрезмерные требования к праву впоследствии сменяются разочарованием и правовым нигилизмом.
Для того чтобы общество
обладало высоким уровнем
ГЛАВА III. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры.
Правовое воспитание – это целенаправленное, систематическое воздействие на сознание и поведение человека со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм8.
Правовое воспитание
обладает относительной
Содержанием правового воспитания является распространение знаний о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Это сложный процесс, который реализуется в конкретных способах организации воспитательного процесса и включает в себя ряд составных частей: