Проблемы классификации правовых систем современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Целью данного исследования представляется достаточным ограничиться краткой характеристикой наиболее крупных правовых семей современного мира: романо-германской, англо-саксонской, семьи мусульманского права и семьи индусского права

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..……3
1.Проблемы классификации правовых систем современности…………….……5
1.1.Понятие и классификация правовых систем………………………………….5
1.2.Правовые системы европейского типа.………………………………………..9
2 Правовые системы традиционного типа……………………………………….18
2.1.Правовые системы обычного и индусского типа………………………........18
2.2Правовая семья мусульманского типа…….…………………………….........23
Заключение………………………………………………………………………...27
Глоссарий………………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………….31
Список сокращений..……………………………………………………………...32
Приложение А…….…………………………………………………………….....33
Приложение Б……………………………………………………………………...34
Приложение В……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовик1.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………..……3

1.Проблемы классификации правовых систем современности…………….……5

1.1.Понятие и классификация правовых систем………………………………….5

1.2.Правовые системы европейского типа.………………………………………..9                                    

2 Правовые  системы традиционного типа……………………………………….18

2.1.Правовые системы обычного и индусского типа………………………........18

2.2Правовая семья мусульманского типа…….…………………………….........23

Заключение………………………………………………………………………...27

Глоссарий………………………………………………………………………….29

Список  использованных источников…………………………………………….31

Список  сокращений..……………………………………………………………...32

Приложение  А…….…………………………………………………………….....33

Приложение Б……………………………………………………………………...34

Приложение В……………………………………………………………………..35

 

       Введение 

     Тема курсовой работы:  «Проблемы классификации правовых систем современности» .

     Правовые  системы отдельных государств являются уникальными. Вместе с тем у ряда правовых систем можно обнаружить некоторые сходные черты, отразить которые позволяет понятие правовой семьи – поэтому эта тема актуальна.

     Правовая  семья — это совокупность нескольких национальных правовых систем, имеющих общие исторические корни и отличающихся общностью правовых принципов, источников, структуры права и других правовых явлений.

     Основаниями для объединения той или иной группы национальных правовых систем в правовую семью служат наиболее важные свойства правовых систем в частности такие, как: исторические корни; понятие нормы права; источники права; статус юридической практики; статус доктрины ; общие принципы правового регулирования; система отраслей и институтов права; юридические понятия и терминология.

     В правоведении имеется несколько  различных подходов к классификации правовых семей. Наиболее распространена среди российских правоведов точка зрения французского ученого Р. Давида, согласно которой все национальные правовые системы мира можно сгруппировать в семь правовых семей: 1) романо-германскую; 2) семью общего права; 3) семью социалистического права; 4) семью мусульманского права; 5) семью индусского права; 6) правовую семью стран Дальнего Востока; 7) семью обычного права стран Африки и Мадагаскара, это является предметом исследования.

     Объект  исследования - существует также точка зрения, согласно которой в качестве отдельной следует выделять славянскую правовую семью, а также правовую семью постсоциалистических стран.

     Целью данного исследования представляется достаточным ограничиться краткой характеристикой наиболее крупных правовых семей современного мира: романо-германской, англо-саксонской, семьи мусульманского права и семьи индусского права.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     - дать понятие правовых систем;

     - исследовать классификацию правовых  семей современности;

     - изучить правовые системы европейского типа;

     - дать анализ обычной и индуской  правовой семьи;

     - охарактеризовать правовую семью  мусульманского типа.

     В процессе исследования данной темы были использованы как общенаучные методы, так и частнонаучные и частноправовые методы познания. Из общенаучных методов были использованы методы: описания, объяснения, анализа, сравнения,  логической дедукции, логической индукции и системного подхода. Из частнонаучных и частноправовых методов были использованы методы: социологический, статистический, математический. Социологический метод позволяет путём наблюдения, анкетирования, интервьюирования и иных приёмов собрать данные о каких-либо сторонах государственной или правовой жизни общества.

     В ходе изучения теоретического материала  были использованы труды ученых-правоведов: Марченко М.Н. , Бычковой Е.В. , Пяткиной Т.Ю. и др. .

 

       1.Проблемы классификации правовых систем современности. 

      1.1 Понятие и классификация правовых систем 

     Право есть многоуровневое системное образование. Поэтому при его изучении понятие «система» употребляется неоднократно и в разных значениях (система права, система законодательства, система источников права и т. д.). Понятие «правовая система» занимает в этом ряду особое место. В отличие от предшествующих понятий, обращенных «внутрь» структуры права, понятие «правовая система» обращено прежде всего «вовне», за ее пределы. В рамках общей теории права правовую систему рассматривают как одну из подсистем общества наряду с экономической, политической, религиозной и т. д. Такой угол зрения обусловливает изучение ее в «связке» и взаимодействии с «внешней» средой (т. е. с социальными факторами, определяющими ее развитие и функционирование).

     Кроме того, правовая система является одновременно категорией сравнительного правоведения, где сравнение как основной метод исследования предполагает взгляд на иные, «внешние» по отношению к данной правовые системы либо их элементы.

     Среди правовых категорий, характеризующих  право как системное явление, категория «правовая система» отражает наиболее высокий уровень абстракции.

     В отличие от «внутриправовых» системных образований, состоящих из однородных элементов (правовых норм, источников права и т.д.), правовая система включает в себя разнородные элементы. Это, в частности: 1) доктринально-философский, или идеологический (правопонимание, понятия и категории права и т. д.); 2) нормативный, т. е. совокупность действующих в обществе правовых норм; 3) институционный, т. е. юридические учреждения — правотворческие и правоприменительные, и 4) социологический, т. е. правоотношения, применение права, юридическая практика.

     При взаимодействии правовой системы с  «внешней средой» одни ее элементы выполняют динамическую функцию, другие — статическую функцию. Первые из них включают правотворчество, применение права, правоотношения и т. д., вторые — доктрину, институты и нормы права, структурированные как по «горизонтали» (система права), так и по «вертикали» (система источников права).

     Сочетание динамических и статических элементов  в структуре правовой системы позволяет объяснить механизм ее взаимодействия с «внешней» средой, осуществляемого прежде всего путем обмена информацией. Так, общество (его классы, социальные группы) «сигналит» о своих потребностях, требующих правового закрепления. Отражая эти потребности, правовая система «выдает» соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, которое — через правотворчество — материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь,) через правоотношения, применение, соблюдение права и т. д.) воплощаются в социальных отношениях. Изменяющиеся со) временем социальные отношения вновь требуют корректировки права — и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный «круговорот» в области права, в рамках которого происходит постоянное превращение социального в правовое, а правового — в социальное.

     В свете сказанного правовую систему  можно определит как научную категорию, дающую многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях. Такое наиболее широкое понимание правовой системы является сегодня преобладающим в юридической литературе.

     Многоаспектность  правовой системы, а также различия в методологии ее исследования обусловливают разнообразие классификаций правовой системы.

     Наиболее  обстоятельным здесь представляется подход А. X. Саидова, который предполагает глобальную типологию правовых систем, основанную на социально-экономических критериях, и внутритиповую их классификацию, построенную на юридических критериях. В философском плане правовая типология рассматривается им как единство общего (исторический тип права), особенного (правовые семьи) и единичного (конкретные национальные правовые системы, которых насчитывается около двухсот). Правовая карта мира включает семьи общего права, романо-германского права, скандинавского права, латиноамериканского права, социалистического права, а также права развивающихся стран.

     В зарубежной литературе по данной проблеме преобладают две основные позиции. Одна из них, концепция «правового стиля» немецкого ученого К. Цвайгерта, складывается из таких факторов, как происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы. На этой основе К. Цвайгерт выделяет следующие правовые круги: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право1.

     Отечественные авторы чаще всего следуют классификации видного французского ученого Р. Давида. В ее основе лежат два взаимосвязанных критерия — «идеологический», включающий фактор религии, философии, социально-экономического строя, и юридико-технический. Исходя из них, Р. Давид выделяет семьи романо-германского, англосаксонского права, а также «другие виды общественного строя и права», включающие право афро-азиатских развивающихся стран и стран Дальнего Востока. Думается, указанная классификация, а также ее истолкование отечественными авторами нуждаются сегодня в некотором уточнении. Так, если в момент выхода в русском переводе работы Р. Давида социалистическое право действовало в значительной части мира, то с распадом СССР и «социалистического содружества» оно практически перестало существовать.

     В тех немногих странах, где сохранились социалистические лозунги, как, например, в Китае, рыночные реформ: приводят к столь глубокой трансформации «социалистического права», что прежнее название едва ли отражает его при роду. Это скорее право, переходное к иному социальному строю, где в ряду форм собственности достойное место занимает частная собственность. Поэтому вряд ли правомерно сегодня рассматривать социалистическое право как одну из основных правовых систем современности.

     Нельзя  также ставить обычное, индусское  и мусульманское право в один ряд с правом современных развитых стран, т. е. рассматривать их как типологически однородные явления. Во-первых, потому что это право иной исторической эпохи (т. е., по существу, иного исторического типа). А, во-вторых, по той причине, что нигде в современном мире обычное, индусское либо мусульманское право не является правом национальным. В тех регионах, где сохранилось их действие (страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии), они выступают лишь как подсистемы национального права. А «несущей конструкцией» национальных правовых систем здесь является право европейского типа. Это последнее и выступает в качестве национального, хотя последний термин здесь, как правило, следует брать в кавычки. Разнотипная структура указанных правовых систем позволяет проводить их классификацию на основе критериев как европейского, так и традиционного права.

     Что касается глобальной типологии правовых систем, то, как представляется, она включает правовые системы европейского типа (буржуазные и постбуржуазные), правовые системы традиционного (т. е. добуржуазного) типа (обычное, индусское и мусульманское право), а также правовые системы афроазиатских развивающихся стран, сочетающие черты первых двух типов правовых систем.

 

      1.2. Правовые системы европейского типа 

     а) Семья романо-германского (континентального) права.

     Определение «континентальная» в названии данной правовой системы (семьи) призвано показать, что местом ее возникновения является Европейский континент. Поначалу она действовала здесь в таких странах, как Германия, Франция, Исландия, Бельгия, Испания, Италия и т. д. Однако со временем границы ее действия значительно расширились, выйдя далеко за пределы Европы.

     В настоящее время она включает в себя также страны Латинской  Америки, значительное число стран  Африки, Ближнего, Среднего, а также  Дальнего Востока, республики бывшего  СССР, в том числе современную  Россию, и т. д. В отличие от англосаксонского права континентальная система права распространилась в мире в результате не только колониальной экспансии европейских государств, но также вследствие ее рецепции, обусловленной высоким уровнем правовой доктрины, структуры права, совершенством юридической техники и т. д.

Информация о работе Проблемы классификации правовых систем современности