Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:34, реферат
В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Cвое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие правовой системы…………………………………………………..5
2.Романо-германская правовая система……………………………………….11
3.Англо-саксонская правовая система…………………………………………14
4.Мусульманская правовая система……………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие правовой системы…………………………………………………..5
2.Романо-германская правовая система……………………………………….11
3.Англо-саксонская правовая система…………………………………………14
4.Мусульманская правовая система……………………………………………17
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Cвое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями.
«Различие правовых систем не зависит только от входящих в состав права норм. На самом деле было бы поверхностным и неправильным видеть в праве только совокупность норм, так как право – это значительно более сложное явление, выступающее как система»1.
У нее определенный понятийный фонд; она соединяет нормы в определенные группы; использует определенные способы создания и толкования норм: она связана с концепцией социального строя, и от этой концепции зависит.
Различия
между правом разных стран значительно
уменьшаются, если исходить не из содержания
их конкретных норм, а из более постоянных
элементов, используемых для создания,
толкования, оценки норм. Сами нормы могут
быть бесконечно разнообразными, но способы
их выработки, систематизации, толкования
показывает наличие некоторых типов, которых
не так уж и много. Поэтому возможна группировка
правовых систем в семьи, подобно тому
как это делают и другие науки, оставляя
в стороне второстепенные различия и выделяя
семьи.
Например в лингвистике – романские, славянские, семитские языки, в религии – христианство, ислам, в естественных науках – млекопитающие, пресмыкающиеся , птицы и т.д.
Возможна группировка правовых систем и в несколько видов.
По классификации, исходя из концептуальных структур правовых систем или иерархии различных источников права. По типу общества, которое стремятся создать с помощью права, или место права в рамках данного социального строя.
В
современном мире существует множество
правовых систем, по этому они могут
быть сведены лишь в ограниченное
число семей. Тем самым можно
достичь цели рассмотреть раличные
правовые системы, не входя в детали каждой
из них, но акцентрируя внимание на общих
характеристиках и чертах основных правовых
семей.
1. Понятие правовой системы
Система как философское понятие – это некоторое целостное явление, которое сотоит из различных частей, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой .
Система
права состоит и действует
на основе общих объективных
Право – это органически целое правовое явление, т.е. право это не случайный набор правовых норм. Система права не может создаваться по субъективному усмотрению людей, так как обусловлена реально существующей системой общественных отношений, по этому
система права характеризуется объективностью. Право отражает в своей специфической форме систему общественных отношений, а также оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право не отображает в своих нормах потребности общества, то оно становится тормозом общественного развития и прогресса.
«Характеризующим фактором системы права являются единство и взаимосвязь норм, являющимися состовляющими системы права. Нормы права не могут функционировать изолированно друг от друга. Их регулирующая сила состоит в согласованности и общей целенаправленности. Если систему права лишить одного из структурных элементов, то этот элемент лишается своих системных функций, и следовательно, своей социальной значимости»2.
Система права – это многообразное правовое явление, которое включает в себя различные по содержанию и своему объему структурные элементы. Система права подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права.
Система права – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.
«В жизни общества имеется градация между общественным и частным интересом. Эта градация находит свое объективное отражение в системе права. По этому все системы права условно включают в себя право частное и публичное»3. Такое деление возможно только в сфере правоотношеноий, т.е. в сфере реализации права. Право как система норм, исходящей из специфики общества, призвано защищать интересы этого общества, при этом учитывать интересы составляющих его отдельных индивидов. Защищая свои собственные интересы, государство с помощью правовых установлений защищает и интересы собственных граждан. Юридическая наука считает деление права на частное и публичное в какой-то мере условным , но в тоже время необходимым. Основанием для деления права является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Право частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к обществу и государству в целом .
Система
права носит объективный
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны.
Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:
Правовая система – это целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.
«Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему - совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в “правовые семьи” (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран»4.
Существует
несколько критериев
1. Общность исторической судьбы и исторических корней. Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).
2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Имеется в виду внешняя форма права, то, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), их роль, значение, соотношение.
3.
Структурное единство, сходство.
Правовые системы стран, входящих в одну
правовую семью, должны обладать сходством
структурного построения нормативно-правового
материала. Как правило, это находит выражение
на микроуровне - на уровне строения
нормы права, ее элементов, а также на макроуровне
- на уровне строения крупных блоков нормативного
материала (отраслей, суботраслей,
институтов).
4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.
5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.
«Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о "национальной правовой системе", например, Великобритании, Германии, и т.д»5.
Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в "семьи".
Категория "правовая семья" служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития. Заслуживает подход западных компративистов, отрицающих типологию правовых систем единственно по признаку их классовой сущности. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, рассовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.
Одна из самых популярных - классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.
Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".
Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и Г.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частном праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "правового стиля".
"Стиль права" по мнению авторов, складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.
На основе этого различаются следующие "правовые круги": романский, германский, скандинавский, англо - американский, право ислама, индуистское право.
По существу, получен тот же результат, что и у Р.Давида. При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско - ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право).
Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: