Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:34, реферат
В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Cвое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие правовой системы…………………………………………………..5
2.Романо-германская правовая система……………………………………….11
3.Англо-саксонская правовая система…………………………………………14
4.Мусульманская правовая система……………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………21
Мусульманскому
праву, как и любой правовой системе,
свойственна специфика
В XIX веке в результате расширения контактов мусульманских стран со странами романо-германской правовой системы происходит становление законодательства как самостоятельного источника права в исламских странах. В последствии некоторые страны пошли по пути дальнейшей рецепции европейского права, в других же, где доминируют исламско - фундаменталистические позиции, “классическое” мусульманское право играет доминирующую роль.
Главным
источником мусульманского права является
Коран — священная книга
Второй источник — сунна — собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Мухаммеда. Как и Коран, сунна содержит мало юридических норм, в связи с доминированием в ней религиозно-нравственных положений. В сунне представлены конкретные случаи, ситуации из жизни Мухаммеда, поэтому её юридические предписания не имеют обобщенного характера.
Коран и сунна часто именуются в исламской литературе “корнями фикха”. Термин “фикх” обозначает глубинный источник мусульманского права — религиозно-правовую доктрину. Именно доктрина определяет логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их взаимосвязь.
Схематично связь религии, доктрины и права в исламе можно представить следующим образом: Коран и сунна, т.е. религиозные предписания, составляют содержание и источник шариата, который, в свою очередь является основой доктрины.
На фикхе и его корнях (Коране и сунне) базируются два других источника мусульманского права — иджма и кияс.
Иджма представляет собой разработанные мусульманскими правоведами (муджтахидами) рациональное толкование норм Корана и сунны. Процесс их толкования получил название иджтихада.
Кияс — это рассуждение по аналогии. Он становится легитимным благодаря Корану и сунне. Однако рассматривать кияс можно лишь как способ толкования и применения права, т.к. в отличие от юристов общего права исламские юристы не создают правовых норм.
Структура мусульманского права имеет свои существенные особенности. Отсутствует деление на публичное и частное право или на общее право и право справедливости. Здесь существуют принципы структурного объединения норм:
Принято деление поступков на обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещаемые.
Нормы
права отличаются от европейских
— они, как правило, не являются управомачивающими
или запрещающими. В их основе лежит обязанность,
долг совершить тот или иной поступок,
что обусловлено их религиозной природой.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные правовые черты основных правовых систем современного мира.
Правовые нормы четко кодифицированы. Правоприменителю не составляет труда найти ту или иную норму. Но с другой стороны, доктрина выражающая тождество права и закона, может сыграть и отрицательную роль. Так было в 30 годы в Германии и ряде других стран, когда к власти пришел тоталитарный режим, и изменив законы, поставил закон над правом.
У прецедентного права
В последнее время, в результате развития международного права, торговых и экономических связей между странами наблюдается тенденция к сближению правовых систем различных стран. Так в странах "общего права" все большее значение приобретает кодификация, а в странах континентального права - наоборот судебный прецедент. Также не трудно увидеть, что даже принадлежность стран к одной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран.
В
заключении хотелось бы отметить,
что наверное не существует
идеальной правовой модели, которая
одинаково подходила бы для всех
стран.
Список
литературы и источников