Правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 17:34, реферат

Краткое описание

В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Cвое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие правовой системы…………………………………………………..5
2.Романо-германская правовая система……………………………………….11
3.Англо-саксонская правовая система…………………………………………14
4.Мусульманская правовая система……………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Реферат современный правовые системы.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     Мусульманскому  праву, как и любой правовой системе, свойственна специфика взаимосвязи  трех основных проявлений права — норм, правосознания и поведения. Для мусульманской правовой  системы характерна особая близость этих элементов между собой при центральной роли правосознания (как элемента, наиболее подверженного воздействию религии).

     В XIX веке в результате расширения контактов мусульманских стран со странами романо-германской правовой системы происходит становление законодательства как самостоятельного источника права в исламских странах. В последствии некоторые страны пошли по пути дальнейшей рецепции европейского права, в других же, где доминируют исламско - фундаменталистические позиции, “классическое” мусульманское право играет доминирующую роль.

     Главным источником мусульманского права является Коран — священная книга мусульман. Коран представляет собой объединение 114 сур (глав), более 4 тысяч стихотворных фрагментов, не связанных концептуально между собой.

     Второй  источник — сунна — собрание преданий (хадисов) о поступках и  высказываниях Мухаммеда. Как и  Коран, сунна содержит мало юридических  норм, в связи с доминированием в ней религиозно-нравственных положений. В сунне представлены конкретные случаи, ситуации из жизни Мухаммеда, поэтому её юридические предписания не имеют обобщенного характера.

     Коран и сунна часто именуются в  исламской литературе “корнями фикха”. Термин “фикх” обозначает глубинный источник мусульманского права — религиозно-правовую доктрину. Именно доктрина определяет логику развития мусульманского права, своеобразие его формальных источников, их взаимосвязь.

     Схематично  связь религии, доктрины и права в исламе можно представить следующим образом: Коран и сунна, т.е. религиозные предписания, составляют содержание и источник шариата, который, в свою очередь является основой доктрины.

     На  фикхе и его корнях (Коране и  сунне) базируются два других источника мусульманского права — иджма и кияс.

     Иджма представляет собой разработанные  мусульманскими правоведами (муджтахидами) рациональное толкование норм Корана и сунны. Процесс их толкования получил  название иджтихада.

     Кияс  — это рассуждение по аналогии. Он становится легитимным благодаря Корану и сунне. Однако рассматривать кияс можно лишь как способ толкования и применения права, т.к. в отличие от юристов общего права исламские юристы не создают правовых норм.

     Структура мусульманского права имеет свои существенные особенности. Отсутствует деление на публичное и частное право или на общее право и право справедливости. Здесь существуют принципы структурного объединения норм:

  • в соответствии с основными толками ислама (суннитские и не суннитские)
  • отраслевой принцип (муамалат —  гражданское право; систар — международное право и т.д.)

     Принято деление поступков на обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещаемые.

     Нормы права отличаются от европейских  — они, как правило, не являются управомачивающими или запрещающими. В их основе лежит обязанность, долг совершить тот или иной поступок, что обусловлено их религиозной природой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

               

     В данной работе были рассмотрены  основные  правовые  черты основных правовых   систем   современного   мира.   

     Правовые  нормы четко кодифицированы.  Правоприменителю не составляет труда  найти  ту  или  иную  норму.  Но  с  другой стороны, доктрина  выражающая  тождество  права  и закона,  может сыграть и  отрицательную роль.  Так было в 30 годы в  Германии  и ряде других стран,  когда к власти пришел тоталитарный режим,  и изменив законы, поставил закон над правом.

          У прецедентного  права преимущество  в том,  что оно ближе к  практике, но с другой стороны  очень затруднен поиск  прецедентов при реализации норм права.     

     В последнее время,  в  результате  развития  международного права, торговых    и   экономических   связей   между   странами наблюдается  тенденция  к  сближению  правовых  систем  различных стран. Так   в странах "общего  права"  все большее значение приобретает кодификация,  а в странах континентального  права - наоборот судебный прецедент.      Также не трудно увидеть,  что даже принадлежность  стран к одной и той же  крупной правовой  семье,  отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран.

     В  заключении хотелось бы  отметить,  что  наверное  не  существует  идеальной правовой модели,  которая  одинаково подходила бы для всех стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы и источников 
 

  1. Венгеров  А.Б. Теория государства и права. – М., 2002.
  2. Давид Рене, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы    современности. – М., 1998.
  3. Жидков О.А. История буржуазного права. – М., 1991
  4. Зивс Л.С. Источники права. – М., 1991.
  5. Кросс К. "Прецедент в Английском праве"., Москва, 1995 г.     
  6. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова, Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА - М: Изд-во НОРМА, 2005. 
  7. Лазарев В.В.  "Общая теория права и  государства".,  Москва 1994 г.     
  8. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс: Учеб. Пособие. - М.: Юристъ, 2002. 
  9. Матузова Н.И. Теория государства и права: Курс лекций /– М.: «Юристъ», 2003.
  10. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Изд-во НОРМА, 2004. 
  11. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. - СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2005. 
  12. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 2005. 
  13. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент: «Фан», 1998, с.79

Информация о работе Правовые системы современности