Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:49, доклад
Англо-американская правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, в нее входят и системы права ряда азиатских и африканских стран – бывших английских колоний.
МИНОБРНАУКИ России
ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
Институт информационных технологий
Кафедра: Философии
Дисциплина: Правоведение
Сравнительный анализ на тему:
«Основные правовые системы современности»
Выполнила: студентка
группы 1ПО-41 Ручина Е.Л.
Проверила: Смирнова О.В.
Череповец, 2012г.
Англо-американская правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, в нее входят и системы права ряда азиатских и африканских стран – бывших английских колоний.
Структура правовой семьи:
Общее право сложилось в виде совокупности судебных решений – прецедентов. В этом смысле можно сказать, что общее право – это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении аналогичных дел.
В процессе формирования общего права
королевские суды использовали некоторые
положения местных правовых обычаев,
преобразуя и приспосабливая их к
строгим требованиям новой
Нормы (правила) прецедентного права обладают такими достоинствами, как конкретность и гибкость, но они казуистичны, лишены ясности и четкости абстрактно-общих норм романо-германского права. Это препятствует кодификации прецедентного права по образцу романо-германских кодексов.
Судья, решая дело, обязан следовать имеющемуся прецеденту, при этом он пользуется большой свободой усмотрения в трактовке вопроса о сходстве рассматриваемого дела с уже разрешенными. При отсутствии надлежащего прецедента и соответствующей нормы статусного права (законодательства) судья сам определяет правоприменительную норму (казусное право) для решения рассматриваемого дела.
После судебной практики (прецедентного
права судов), как первого и
основного источника
В Англии нет писаной конституции,
и под «английской
Закон (акт парламента), согласно английской традиции и сложившейся юридической доктрине, считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой (то есть к прецедентному праву). Формально закон может изменить или отменить норму прецедентного права, и при коллизии с прецедентом приоритет принадлежит закону, но фактически само действие закона осуществляется в русле и в контексте его судебно-прецедентного толкования и применения.
Подзаконные акты («во исполнение закона») издаются органами исполнительной власти лишь в порядке реализации правомочий, делегированных им парламентом. При этом суды обладают правом в надлежащих случаях отменять акты исполнительной власти.
Право США, как и английское право, – это, прежде всего, право судебной практики, то есть прецедентное право.
Законы и подзаконные акты играют вспомогательную роль в качестве дополнения к прецедентному праву, однако американское право, в отличие от английского, состоит в том, что Конституция США (1787 г.) в качестве основного закона страны возвышается над общим правом и определяет основы американского общества и государства и всего действующего права
Романо-германская (континентальная) правовая семья включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы: Франции, Германии, Италии, Испании, Скандинавских стран, а также ряд неевропейских стран, сформировавшиеся в русле основных идей и конструкций романо-германской правовой системы.
Формам национального права, входящим в романо-германскую правовую семью, присущи единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы, что предопределило и целый ряд других важных аспектов их сходства и общности. Входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру. Право делится на частное и публичное.
Особенностью системы романо-германской правовой семьи является одинаковое понимание природы, смысла и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения, регулирующего однородную совокупность общественных отношений.
Такое понимание природы и характера нормы права лежит и в основе романо-германской концепции нормативно-правового акта, нормативно-правовой деятельности государства и соответствующей кодификации действующего права.
Романо-германские кодексы, другие законы и подзаконные акты – это определенным образом систематизированные (в той или иной степени) комплексы абстрактно-общих правовых норм.
Действующее право стран романо-германской семьи отличается большой четкостью, определенностью, простотой, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать и изменять в нужном направлении.
Романо-германское право – это писаное право, состоящее в основном из письменно оформленных нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов).
Основной источник права во всех национальных системах права романо-германской правовой семьи – закон. Законы принимаются высшим представительным органом или путем референдума.
Высшей
юридической силой в системе
нормативных актов здесь
Традиционно важную роль в системе источников права в романо-германской правовой семье играют кодексы – кодифицированные нормативно-правовые акты отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, однако по существу занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли законодательства.
Значительную роль в качестве источника права романо-германской правовой семье играют нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами исполнительной власти (декреты, постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и г. д.). Как правило, такие нормативные акты принимаются «во исполнение закона» и носят подзаконный характер. При этом осуществляется судебный контроль для обеспечения соответствия подобных подзаконных актов закону.
Обычай играет в системе источников романо-германского права в основном вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях действующее законодательство.
Суд в странах романо-германской правовой семьи действует на основе и в рамках закона, поэтому он не наделен правотворческими полномочиями, не имеет права создавать новые нормы права. Однако суд обладает большой свободой в толковании при меняемых нормативно-правовых актов, благодаря чему судебная практика оказывает значительное влияние на правоприменительный процесс и развитие действующего права.
Судьи в государствах романо-германской
правовой семьи не обязаны следовать
ранее принятому решению другог
В ряде стран романо-германской правовой семьи общие принципы права (идеи и ценности надпозитивного права и т. д.) имеют силу норм действующего права, а при коллизиях с последними – обладают приоритетом. Подобная роль общеправовых принципов опирается не только на традиции романо-германского права, но и на закрепленные в ряде современных конституций континентальных стран естественно-правовые принципы и нормы о прирожденных и неотчуждаемых правах человека, правовых ценностях. По существу, речь идет о том, что конституционно признанное и закрепленное естественное право (в виде принципов естественного права, естественных прав и свобод человека и т. д.) действует как приоритетный источник позитивного права.
Религиозная правовая семья – система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии).
Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).
Более подробно рассмотрим мусульманскую правовую систему.
Мусульманская правовая система представлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие.
Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право - шариат - это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.
Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:
Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа. В целом, правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми системами.
Заключение
Мы познакомились с основными правовыми системами. Общепринятой классификацией принято их деление на романо-германскую, англосаксонскую и религиозную правовую семью. Каждая из них имеет свои особенности, свои законы. Можно сделать вывод, что идеальной правовой системы не существует, которая бы одновременно подходила бы всем странам. У каждой есть свои плюсы и свои минусы.
В последнее время, замечен тот
факт, что в результате развития
международного права, торговых и экономических
связей между странами наблюдается
тенденция к сближению правовых
систем различных стран. Так в странах "общего
Литература