Хорошим примером 
организации, основным направлением 
деятельности которого является 
формирование правовой культуры 
и развитие правосознания населения, 
является организованный в 1999 
году на базе Тульской областной 
библиотеки Публичный центр правовой 
информации. Это один из первых 
в России центров, основной 
задачей которого является обеспечение 
конституционного права граждан 
на получение официальной, исчерпывающей 
и оперативной правовой информации. 
Особая роль в работе центра 
отводится воспитанию молодежи 
Тульского региона. В нем была 
открыта “Школа правовых знаний 
для всех”. На базе этой 
школы проводятся различные мероприятия 
с участием сотрудников УВД, 
Комитета по делам молодежи 
Управы города, корреспондентов 
телевидения, преподавателей юридического 
колледжа, настоятелей храмов Тулы 
и области. Занятия проводятся 
в виде лекций-бесед, лекций-дискуссий, 
подкрепленных иллюстрированными 
выставками, слайдами, фильмами, фотографиями. 
На примере жизненных реалий 
специалисты знакомят слушателей 
с основами юридических знаний, 
которые помогают каждому защитить 
свои законные права и права 
своих близких, обеспечить юридическую 
защиту профессиональной деятельности. 
     Успешное решение 
задач правового воспитания неразрывно 
связано с активной научной 
разработкой проблем правовой 
культуры и правового просвещения 
граждан, внедрением рекомендаций 
юридической науки в повседневную 
практику правовоспитательной работы. 
Юристов-ученых должны интересовать 
не только практические модели 
правовоспитательной деятельности, 
но и теоретические основы 
проблемы. Так в последние годы 
научному исследованию подвергались 
проблемы взаимодействия правового 
воспитания и правовой культуры 
общества, изучались различные аспекты 
деформации правосознания граждан 
и др.
     Научная значимость 
проблемы подчеркивает необходимость 
проведения специальных исследований 
по проблемам правовой культуры, 
правосознания, правового воспитания 
и юридического образования. Важное 
место среди них должно быть 
отведено конкретно-социологическим 
исследованиям правовой культуры 
молодежи и других категорий 
граждан как в целом по стране, 
так и в отдельных ее регионах. 
Представляется, что проведение 
таких исследований могло бы 
предусматриваться в деятельности 
центральных юридических ведомств, 
Министерства образования и науки 
РФ, а также их научно-исследовательских 
учреждений. Активное участие в 
их реализации могут принять 
юридические и педагогический 
институты, занимающиеся повышением 
квалификации кадров.
     Вместе с тем нельзя 
забывать, что не меньшее, а 
может быть и большее воспитательное 
значение имеет и вся повседневная 
практическая деятельность юридических 
органов и учреждений.  Представления, 
взгляды, отношение граждан к 
действующей правовой системе 
формируется не только в результате 
ознакомления с законодательством 
и другими нормативными актами, 
но в значительной мере в 
зависимости от информации о 
работе правоохранительных органов 
и учреждений. Сегодня становится 
очевидным, что совершенствование 
деятельности юридических органов 
невозможно без существенного 
повышения общей и правовой 
культуры самих юристов. 
     К сожалению, в 
последние годы престиж правоохранительных 
органов заметно упал. Так, например, 
согласно опросам общественного 
мнения, лишь 21% населения России 
доверяет милиции, а на вопрос: 
“Можете ли Вы или ваши близкие 
пострадать от произвола правоохранительных 
органов?”, 68,5% россиян отвечают, что 
«это вполне может случиться».13 Отрицательное отношение к правоохранительным 
органам складывается под влиянием фильмов, 
в которых героями являются авторитеты 
преступного мира, а милиционеров, которые 
должны выступать защитниками и помощникам 
в борьбе с ними, называют “ментами”, 
публикаций в периодических изданиях, 
телепередач о неправомерных действиях 
стражей порядка.    
     При повышении уровня  
правовой культуры общества особое 
внимание необходимо уделить 
средствам массовой информации. 
В современных условиях они 
оказывают огромное влияние на 
сознание людей. Бросается в 
глаза низкий уровень правовой 
культуры, несформированность и 
деформированность правосознания 
журналистов. Во многих публикациях 
и выступлениях усматриваются 
различные проявления антикультуры 
СМИ. Дело не только и не 
столько в юридических знаниях, 
вернее, в их отсутствии, сколько 
в отношении к праву, правовым 
принципам, законодательным нормам. 
Очень часто СМИ наглядно демонстрируют 
пренебрежение к правовым требованиям 
вплоть до полного отрицания 
всех запретов. В журналистской 
практике представлена вся палитра 
отношений: от правового инфантилизма 
(юридическая беспечность) через 
правовой нигилизм (пренебрежение 
к праву) к правовому негативизму 
(отвержение права). В этом усматривается 
основная проблема, создающая угрозу 
формирования отрицательного отношения 
к праву. 
      
      В связи со всеми 
вышеупомянутыми проблемами, а также 
в целях создания стройной, взаимосвязанной 
системы правового воспитания 
и просвещения граждан Российской 
Федерации, включающей в себя 
государственные органы, средства массовой 
информации и общественные объединения, 
было бы целесообразно:
  - Министерству Юстиции РФ возглавить работу по правовому просвещению населения, а также осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями;
 
  - разработать и принять Указом Президента Российской Федерации федеральную программу развития правовой культуры в стране;
 
  - создать определенный совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино, телевидения, представители научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности населения, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и форм их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;
 
  - разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ специального курса по изучению основ российского законодательства, восстановить практику подготовки преподавателей права;
 
  - разработать и осуществлять конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;
 
  - организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому законодательству;
 
  - определить объем юридических знаний, которыми должны обладать специалисты, работающие в той или иной сфере, а также их обязанности по соблюдению правовых норм в своей отрасли. Подготовить и издать соответствующие требования;
 
  - обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;
 
  - уделять особое внимание правовому воспитанию молодежи;
 
10) создать единые центры правовой 
информации с использованием 
электронно-вычислительной техники. 
Усовершенствовать систему доведения 
законов и других правовых 
актов до населения, обеспечить 
свободный доступ к правовой информации 
граждан, предприятий, учреждений, организаций, 
а также ряд других мер14.
     Только тщательно 
продуманная и эффективная система 
правовой пропаганды сможет повысить 
правовую культуру общества и 
будет способствовать повышению 
уровня правосознания граждан.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Заключение
Анализ вышеизложенного материала 
по выбранной теме позволяет сделать 
следующие выводы:
  - Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой на всем протяжении его развития, она включает в себя опыт предшествующих поколений нации, а также других культур мира.
 
  - Понятие “правовой культуры” используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, законность, правопорядок, законотворческую, правоприменительную, всю юридическую деятельность.
 
  - Правовая культура выступает как социальное явление, которое немыслимо без человека. Она имеет ярко выраженную цель, которая охватывает все ее виды, структуру и функции. Эта цель заключается в формировании, как отдельной личности, так и общества в целом. Являясь элементом правосознания, правовая культура активно воздействует на общественное бытие, присущие ей идеалы, нормы, принципы, традиции могут способствовать консолидации людей, концентрации их усилий на формирование правового государства.
 
  - Правовая культура – явление сложное и многогранное. Даже в определении его понятия и системы нет единства. Оно характеризуется наличием различных видов, функций, проявляется на различных уровнях.
 
  - Уровень развития правовой культуры общества зависит от таких явлений как правовой идеализм, правовой нигилизм и правовое воспитание.
 
  - Правовое воспитание, в свою очередь, как явление самостоятельное, многоцелевое, влияющее на сознание людей, обладает своими целями, содержанием, состоит из нескольких элементов и частей.
 
  - Трудный путь современной России к правовому государству и процесс формирования высокого уровня правового сознания и правовой культуры общества усугублен и усложнен целым рядом факторов: определенными историческими событиями и формами общественного устройства, отсутствием опыта свободы, демократии, конституционализма, нигилистическим отношением к прошлому своей страны и к опыту зарубежных стран, а с другой стороны – долговременным влиянием западной культуры, правовым нигилизмом.
 
  - Современное российское общество переживает глубокий нравственный, духовный, эстетический кризис, а также и кризис правового сознания. В стране отсутствует идеологическая основа, основная масса населения, средства массовой информации, многие государственные деятели, некоторые сотрудники правоохранительных органов имеют низкий уровень правовой культуры.
 
  - На сегодняшний день  Россия нуждается в стройной системе правового воспитания и обучения, как взрослого населения, так и молодежи, тщательно продуманной правовой пропаганде. Необходим предпринять действия по повышению уровня правовой культуры СМИ, государственных и общественных деятелей, сотрудников правоохранительных органов, должностных лиц и людей, тем или иным образом влияющих на правосознание населения.
 
  - Выявленные выше проблемы должны решаться не только на обыденном уровне и держаться на энтузиазме отдельных людей или групп, но на уровне государства, которое должно предпринять ряд мер по их устранению и по формированию высокой культуры населения. В противном случае, это может привести в необратимым последствиям.
 
Подводя итог в своей работе, хочется 
отметить, что курсовая работа не может 
в полной мере охватить всей темы, а 
особенно проблем, связанных с современным 
состоянием национальной правовой культуры. 
Но данная тема представляет для меня 
огромный интерес как для гражданина 
России и будущего юриста. Материал 
данного исследования может послужить 
основой для дальнейшего, более 
детального изучения проблемы. Также 
в будущем интересно проследить, 
как будут решаться возникающие 
в данной сфере проблемы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
 
Нормативные 
документы и правовые акты:
 
  - Конституция Российской Федерации (новая редакция). – М.: Издательство ЭЛИТ, 2004. 
 
  - О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22 августа 1996г. №125 – ФЗ. – 42с.//Собрание законодательства РФ. – 1996. - №35. 
 
  - Об образовании. Федеральный закон от 10 июля 1992г. №3266-1. – М.: Издательство ОМЕГА-Л, 2005. 
 
  - О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации. Указ от 6 июля 1995г. №673. – 3с.//Собрание законодательства РФ. – 1995. - №28. 
 
  -  Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. - №1089. 
 
 
Научная литература 
и учебные пособия:
 
    - Жинкин С. А. Теория государства и права. Конспект лекций. – Р н/Д:Феникс, 2005. 
 
    - Малько А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2005. 
 
    - Малько А. В. Теория государства и права.– М.: Юристъ, 2005. 
 
    - Морозова Л. А. Теория государства и права.– М.: Юристъ, 2005. 
 
    - Основы государства и права/ под ред. академика, заслуженного деятеля науки РФ О. Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2004. 
 
    - Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в юридические вузы/ под ред. член-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки РФ О. Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2005. 
 
    - Общая теория права и государства./ под ред. доктора юридических наук, профессора В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2005. 
 
    - Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов/ под общей редакцией академика Российской Академии Наук, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсеянца – М.: Издательство НОРМА, 2004. 
 
    - Нерсеянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА · М, 1998. 
 
    - Тихомирова Л. В., тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное./ под ред. М. Ю. Тихомирова. – М.: 2005.