Хорошим примером
организации, основным направлением
деятельности которого является
формирование правовой культуры
и развитие правосознания населения,
является организованный в 1999
году на базе Тульской областной
библиотеки Публичный центр правовой
информации. Это один из первых
в России центров, основной
задачей которого является обеспечение
конституционного права граждан
на получение официальной, исчерпывающей
и оперативной правовой информации.
Особая роль в работе центра
отводится воспитанию молодежи
Тульского региона. В нем была
открыта “Школа правовых знаний
для всех”. На базе этой
школы проводятся различные мероприятия
с участием сотрудников УВД,
Комитета по делам молодежи
Управы города, корреспондентов
телевидения, преподавателей юридического
колледжа, настоятелей храмов Тулы
и области. Занятия проводятся
в виде лекций-бесед, лекций-дискуссий,
подкрепленных иллюстрированными
выставками, слайдами, фильмами, фотографиями.
На примере жизненных реалий
специалисты знакомят слушателей
с основами юридических знаний,
которые помогают каждому защитить
свои законные права и права
своих близких, обеспечить юридическую
защиту профессиональной деятельности.
Успешное решение
задач правового воспитания неразрывно
связано с активной научной
разработкой проблем правовой
культуры и правового просвещения
граждан, внедрением рекомендаций
юридической науки в повседневную
практику правовоспитательной работы.
Юристов-ученых должны интересовать
не только практические модели
правовоспитательной деятельности,
но и теоретические основы
проблемы. Так в последние годы
научному исследованию подвергались
проблемы взаимодействия правового
воспитания и правовой культуры
общества, изучались различные аспекты
деформации правосознания граждан
и др.
Научная значимость
проблемы подчеркивает необходимость
проведения специальных исследований
по проблемам правовой культуры,
правосознания, правового воспитания
и юридического образования. Важное
место среди них должно быть
отведено конкретно-социологическим
исследованиям правовой культуры
молодежи и других категорий
граждан как в целом по стране,
так и в отдельных ее регионах.
Представляется, что проведение
таких исследований могло бы
предусматриваться в деятельности
центральных юридических ведомств,
Министерства образования и науки
РФ, а также их научно-исследовательских
учреждений. Активное участие в
их реализации могут принять
юридические и педагогический
институты, занимающиеся повышением
квалификации кадров.
Вместе с тем нельзя
забывать, что не меньшее, а
может быть и большее воспитательное
значение имеет и вся повседневная
практическая деятельность юридических
органов и учреждений. Представления,
взгляды, отношение граждан к
действующей правовой системе
формируется не только в результате
ознакомления с законодательством
и другими нормативными актами,
но в значительной мере в
зависимости от информации о
работе правоохранительных органов
и учреждений. Сегодня становится
очевидным, что совершенствование
деятельности юридических органов
невозможно без существенного
повышения общей и правовой
культуры самих юристов.
К сожалению, в
последние годы престиж правоохранительных
органов заметно упал. Так, например,
согласно опросам общественного
мнения, лишь 21% населения России
доверяет милиции, а на вопрос:
“Можете ли Вы или ваши близкие
пострадать от произвола правоохранительных
органов?”, 68,5% россиян отвечают, что
«это вполне может случиться».13 Отрицательное отношение к правоохранительным
органам складывается под влиянием фильмов,
в которых героями являются авторитеты
преступного мира, а милиционеров, которые
должны выступать защитниками и помощникам
в борьбе с ними, называют “ментами”,
публикаций в периодических изданиях,
телепередач о неправомерных действиях
стражей порядка.
При повышении уровня
правовой культуры общества особое
внимание необходимо уделить
средствам массовой информации.
В современных условиях они
оказывают огромное влияние на
сознание людей. Бросается в
глаза низкий уровень правовой
культуры, несформированность и
деформированность правосознания
журналистов. Во многих публикациях
и выступлениях усматриваются
различные проявления антикультуры
СМИ. Дело не только и не
столько в юридических знаниях,
вернее, в их отсутствии, сколько
в отношении к праву, правовым
принципам, законодательным нормам.
Очень часто СМИ наглядно демонстрируют
пренебрежение к правовым требованиям
вплоть до полного отрицания
всех запретов. В журналистской
практике представлена вся палитра
отношений: от правового инфантилизма
(юридическая беспечность) через
правовой нигилизм (пренебрежение
к праву) к правовому негативизму
(отвержение права). В этом усматривается
основная проблема, создающая угрозу
формирования отрицательного отношения
к праву.
В связи со всеми
вышеупомянутыми проблемами, а также
в целях создания стройной, взаимосвязанной
системы правового воспитания
и просвещения граждан Российской
Федерации, включающей в себя
государственные органы, средства массовой
информации и общественные объединения,
было бы целесообразно:
- Министерству Юстиции РФ возглавить работу по правовому просвещению населения, а также осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями;
- разработать и принять Указом Президента Российской Федерации федеральную программу развития правовой культуры в стране;
- создать определенный совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино, телевидения, представители научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности населения, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и форм их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;
- разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ специального курса по изучению основ российского законодательства, восстановить практику подготовки преподавателей права;
- разработать и осуществлять конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;
- организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому законодательству;
- определить объем юридических знаний, которыми должны обладать специалисты, работающие в той или иной сфере, а также их обязанности по соблюдению правовых норм в своей отрасли. Подготовить и издать соответствующие требования;
- обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;
- уделять особое внимание правовому воспитанию молодежи;
10) создать единые центры правовой
информации с использованием
электронно-вычислительной техники.
Усовершенствовать систему доведения
законов и других правовых
актов до населения, обеспечить
свободный доступ к правовой информации
граждан, предприятий, учреждений, организаций,
а также ряд других мер14.
Только тщательно
продуманная и эффективная система
правовой пропаганды сможет повысить
правовую культуру общества и
будет способствовать повышению
уровня правосознания граждан.
Заключение
Анализ вышеизложенного материала
по выбранной теме позволяет сделать
следующие выводы:
- Правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой на всем протяжении его развития, она включает в себя опыт предшествующих поколений нации, а также других культур мира.
- Понятие “правовой культуры” используется для характеристики всей правовой надстройки общества. Она пронизывает само право, правосознание, законность, правопорядок, законотворческую, правоприменительную, всю юридическую деятельность.
- Правовая культура выступает как социальное явление, которое немыслимо без человека. Она имеет ярко выраженную цель, которая охватывает все ее виды, структуру и функции. Эта цель заключается в формировании, как отдельной личности, так и общества в целом. Являясь элементом правосознания, правовая культура активно воздействует на общественное бытие, присущие ей идеалы, нормы, принципы, традиции могут способствовать консолидации людей, концентрации их усилий на формирование правового государства.
- Правовая культура – явление сложное и многогранное. Даже в определении его понятия и системы нет единства. Оно характеризуется наличием различных видов, функций, проявляется на различных уровнях.
- Уровень развития правовой культуры общества зависит от таких явлений как правовой идеализм, правовой нигилизм и правовое воспитание.
- Правовое воспитание, в свою очередь, как явление самостоятельное, многоцелевое, влияющее на сознание людей, обладает своими целями, содержанием, состоит из нескольких элементов и частей.
- Трудный путь современной России к правовому государству и процесс формирования высокого уровня правового сознания и правовой культуры общества усугублен и усложнен целым рядом факторов: определенными историческими событиями и формами общественного устройства, отсутствием опыта свободы, демократии, конституционализма, нигилистическим отношением к прошлому своей страны и к опыту зарубежных стран, а с другой стороны – долговременным влиянием западной культуры, правовым нигилизмом.
- Современное российское общество переживает глубокий нравственный, духовный, эстетический кризис, а также и кризис правового сознания. В стране отсутствует идеологическая основа, основная масса населения, средства массовой информации, многие государственные деятели, некоторые сотрудники правоохранительных органов имеют низкий уровень правовой культуры.
- На сегодняшний день Россия нуждается в стройной системе правового воспитания и обучения, как взрослого населения, так и молодежи, тщательно продуманной правовой пропаганде. Необходим предпринять действия по повышению уровня правовой культуры СМИ, государственных и общественных деятелей, сотрудников правоохранительных органов, должностных лиц и людей, тем или иным образом влияющих на правосознание населения.
- Выявленные выше проблемы должны решаться не только на обыденном уровне и держаться на энтузиазме отдельных людей или групп, но на уровне государства, которое должно предпринять ряд мер по их устранению и по формированию высокой культуры населения. В противном случае, это может привести в необратимым последствиям.
Подводя итог в своей работе, хочется
отметить, что курсовая работа не может
в полной мере охватить всей темы, а
особенно проблем, связанных с современным
состоянием национальной правовой культуры.
Но данная тема представляет для меня
огромный интерес как для гражданина
России и будущего юриста. Материал
данного исследования может послужить
основой для дальнейшего, более
детального изучения проблемы. Также
в будущем интересно проследить,
как будут решаться возникающие
в данной сфере проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативные
документы и правовые акты:
- Конституция Российской Федерации (новая редакция). – М.: Издательство ЭЛИТ, 2004.
- О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22 августа 1996г. №125 – ФЗ. – 42с.//Собрание законодательства РФ. – 1996. - №35.
- Об образовании. Федеральный закон от 10 июля 1992г. №3266-1. – М.: Издательство ОМЕГА-Л, 2005.
- О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации. Указ от 6 июля 1995г. №673. – 3с.//Собрание законодательства РФ. – 1995. - №28.
- Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. - №1089.
Научная литература
и учебные пособия:
- Жинкин С. А. Теория государства и права. Конспект лекций. – Р н/Д:Феникс, 2005.
- Малько А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах. – М.: Юристъ, 2005.
- Малько А. В. Теория государства и права.– М.: Юристъ, 2005.
- Морозова Л. А. Теория государства и права.– М.: Юристъ, 2005.
- Основы государства и права/ под ред. академика, заслуженного деятеля науки РФ О. Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2004.
- Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в юридические вузы/ под ред. член-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки РФ О. Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2005.
- Общая теория права и государства./ под ред. доктора юридических наук, профессора В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2005.
- Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов/ под общей редакцией академика Российской Академии Наук, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсеянца – М.: Издательство НОРМА, 2004.
- Нерсеянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА · М, 1998.
- Тихомирова Л. В., тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное./ под ред. М. Ю. Тихомирова. – М.: 2005.