Проблемы правовой культуры современного Российского общества и возможные пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение понятия правовой культуры, ее структуры, уровней проявления, видов, функций, понятий, связанных с ней, а именно: правового нигилизма, идеализма, правового воспитания; а также выделение основных проблем национальной правовой культуры и возможных путей их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Правовая культура: понятие, структура и виды 5
Понятие правовой культуры 5
Структура правовой культуры 7
Виды правовой культуры 9
Функции правовой культуры 11
ГЛАВА II. Правовой нигилизм и правовой идеализм 12
Понятие правового нигилизма и правового идеализма 12
ГЛАВА III. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры 13
Понятие правового воспитания 13
Связь правового воспитания и правового обучения 14

ГЛАВА IV. Проблемы правовой культуры современного Российского общества и возможные пути их решения 15
Проблемы формирования национальной политико-правовой культуры 15
Пути повышения правовой культуры российского общества 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 57.28 Кб (Скачать)

3.2   Правовое воспитание и правовое обучение очень органично между собой связаны.  Воспитывающее обучение предполагает непрерывную связь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые знания. Очень важно сформировать положительное отношение к праву, правовым явлениям и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Особенно это важно для юристов-профессионалов, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления. Только в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать теоретические знания, но и что сумеет овладеть ими в надлежащей мере и правильно применить в юридически значимых ситуациях.

     Таким образом, правовое  воспитание и правовое обучение  состоят в передаче, накоплении  и усвоении знаний, принципов  и норм права, в формировании  соответствующего отношения к  праву и практике его реализации, умения использовать свои права,  соблюдать запреты и исполнять  обязанности. Отсюда возникает  необходимость в осознанном усвоении  основных положений законодательства, в выработке чувства глубокого  уважения к праву. Все полученные  знания должны стать личными  убеждениями, должны перерасти  в прочную установку строго  следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю  потребность и привычку соблюдать  правовой закон, проявлять правовую  и профессионально-юридическую активность.   

 

 

ГЛАВА IV. Проблемы правовой культуры современного российского общества и возможные пути их решения

4.1 Проблемы формирования  национальной политико-правовой  культуры

  История российской государственности  свидетельствует, что на процесс  формирования и развития и  своеобразие складывающейся в  ее рамках политико-правовой культуры  существенное влияние оказывали  такие факторы, как особенности  геополитического  положения страны (между Востоком и Западом), ее  пространственные характеристики  и климатические условия, многоэтнический  состав населения, характер и  уровень хозяйственной деятельности, социокультурный быт, традиции  и верования, по преимуществу  военный характер внешней политики, личностные характеристики и  свойства правителей (особенно в  условиях утверждения институтов  деспотической, самодержавной, монархической,  абсолютистской, имперской, а затем  и партийно-диктаторской власти).

    Конечно, правовая культура  безжизненна без преемственности  всего лучшего из прошлой истории  государства, но также она не  будет успешно развиваться без  приобщения к правовым культурам  других народов. Опыт недавнего  прошлого нашей страны показал,  какие печальные последствия  имеют попытки ограничить культуру, в том числе и правовую, лишь  только собственными рамками.  Правовая культура должна аккумулировать  в себе прогрессивные достижения  всех типов правовых культур  как нынешних, так и прошлых  эпох.  Вопрос только в том,  как, что и во имя чего, с  какой целью заимствовать из  этих культур. От этого зависят  результаты данного процесса.

     С древности взаимопроникновение  культур было одним из немаловажных  факторов развития правовых и  государственных институтов. В настоящее  время вряд ли можно найти  классически чистую национальную  правовую культуру. Все они представляют  собой симбиоз местного и внешнего, инонационального или получившего  международное признание взаимодействия. Здесь очень важно, чтобы освоение  чужого опыта не превратилось  в принудительное насаждение  и слепое копирование заимствованных  институтов и реалий, так как  это не даст ожидаемого эффекта.  Этот процесс должен быть творческим, критическим и ограниченным.

     Что касается заимствования  явлений в политико-правовой системе,  отметим, что технические новшества,  некоторые организационные и  процедурные формы приживаются  легче. Сложнее дело обстоит  с заимствованием принципов и  ценностей, лежащих в основе  политико-правовой культуры. Между  тем именно они определяют, к  чему стремится то или иное государство и в связи с этим, что оно хочет заимствовать из опыта других стран.

     В международном опыте  на сегодняшний день преобладает  одна культура – западная. Ее  вклад в политико-правовую сферу  велик и неоспорим. Современная  демократия со всеми ее атрибутами  ассоциируется с западной культурой.  Но в арсенале Запада стояли  и такие средства экспансии  как давление, завоевание, колониализм,  империализм. 

     Еще в дореволюционной  России идеями Запада не чуждались   некоторые русские теоретики  права, но в 1917 году наша  страна выбрала  новую культуру (социалистическую), которая конкурировала  с идеями Запада, но эта конкуренция  завершилась распадом мировой  системы социализма. Главное препятствие  на пути экспансии западной  культуры было снесено и, начиная  с эпохи “перестройки”,  в  нашем обществе начали широко  распространятся идеи западной  цивилизации. Одновременно люди, ранее скованные тоталитарными  идеями управления, получили реальную  возможность пользоваться правами  и свободами  демократического  государства. Как только это  произошло, тотчас же о себе  дали знать низкий уровень  правовой культуры общества, десятилетиями  царившие в нем пренебрежение  к праву, его недооценка9.

    Нигилистическое отношение  к институту государства, правовой  системе и законам, которое  является основной чертой правосознания   современного россиянина, складывался  в России на протяжении веков.  К основным причинам распространения  правового нигилизма в нашей  стране относят:

    1. исторические корни, когда самодержавие, многовековое крепостничество лишали массу людей прав и свобод, репрессивное законодательство, несовершенство правосудия;
    2. теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;
    3. правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы во многом только декларировали права и свободы личности, также имели место низкая роль суда и низкий престиж права;
    4. количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе и судебной.

          К тому  же, в современном российском  обществе отсутствуют идейные  принципы и ориентиры. Бросается  в глаза колоссальное ослабление  идеологических и культурных  функций. А между тем, не  одна правовая культура немыслима  без идейных основ. Поэтому,  если мы хотим повысить правовую  культуру населения страны, то, прежде  всего, необходимо восстановить  идеологические и культурно-воспитательные  функции государства и выправить  их в современном плане.

     Конечно, Конституция  РФ - как ее главный юридический,  политический и идеологический  документ - провозглашает нашу страну  демократическим, правовым, федеративным, социальным и светским государством10. Это определение полностью соответствует мировым стандартам, однако оно достаточно абстрактно и часто на практике оказывается, что данные понятия носят только общепринятый характер, без их конкретизации и разъяснений они оказываются пустыми словами, что также создает негативное отношение граждан к государству и праву. А ведь именно конституционное провозглашение Российской Федерации правовым государством может стать идеологической основой Российского государства.

 

 

4.2 Пути повышения правовой  культуры российского общества

Современное российское общество переживает глубокий нравственный, эстетический и духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается  и в правовом сознании  граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье стали процветающими  в современном обществе явлениями.

     К сожалению, в  наши дни нельзя говорить не  только о высоком, но даже  и о среднем уровне правовой  культуры российского общества. Кризис современного правосознания  во многом определяется именно  низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно  продуманная правовая пропаганда  в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой  базе, разработка и внедрение  действенных форм вовлечения  граждан в правотворческую и  правоохранительную деятельность.

     Для распространения  знаний о праве и правопорядке  государство должно использовать  все имеющиеся в его распоряжении  средства: литературу, искусство, школу,  церковь, печать, радио, телевидение,  специальные юридические учебные  заведения. 

    Основным элементом целенаправленного  воздействия на развитие личности  является правовое воспитание. Его  необходимо выстраивать как многоуровневое  и непрерывное. Оно должно начинаться  в школе и продолжаться всю  жизнь. Особенно необходимо уделить  внимание правовому воспитанию  молодежи, ведь от того, насколько  будет образован и воспитан  молодой человек, зависит будущее  России.

     На сегодняшний день  обращает на себя внимание  негативное отношение молодежи  к государству. По данным социологических  исследований, 64% молодежи считают,  что государство не только  не защищает их интересы, но  напротив, выступает их врагом. Наблюдается  явное противоречие в осознании  права и закона, когда последний  часто ассоциируется с насилием. В последнее время наблюдается  заметное увеличение количества  правонарушений, совершенных несовершеннолетними11

    В формировании правосознания  молодежи должны участвовать  разные социальные институты  – семья, учебные заведения,  органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные  организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными  и системными, их действия и  работа должны регламентироваться  законодательно.

     К сожалению, воспитательная  составляющая плохо просматривается  в содержании законодательства, например уголовного и административного.  Даже в таких нормативных актах,  как Федеральные законы “Об  образовании” и “О высшем  и послевузовском профессиональном  образовании” воспитательная составляющая  отчетливо не прослеживается. Некоторые  новые перспективы правовоспитательного  процесса связаны с Приказом  Министерства образования РФ  “Об утверждении федерального  компонента государственных образовательных  стандартов начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего  образования” от 5 марта 2004 г., согласно  которому установлен общеобязательный  минимум содержания Государственного  образовательного стандарта. В  нем впервые определен правовой  статус учебной дисциплины “Право”,  прописаны основные темы , необходимые  для усвоения школьниками, определены  цели и задачи каждого этапа  образования, обязательны минимум  правовых знаний, а также сформулированы  требования к уровню правовой  подготовки выпускников школ12.  Однако эти изменения касаются только обучения, в то время как правовоспитание отходит на второй план, а правовоспитательная работа носит бессистемный характер и держится на энтузиазме педагогов и юристов.

     Что касается взрослого  населения России, здесь также  в первую очередь возникает  проблема “правового минимума”  – обязательного уровня знания  права, которым должен обладать  каждый гражданин независимо  от его социального статуса.  Исследования показывают, что примерно  ¾ россиян не ориентируются  в нормах законодательства, знание  которых диктуется повседневными  жизненными потребностями. Многие  из них подвержены правовому  нигилизму. Все это снижает  предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное  решение вопросов, возникающих у  граждан в социальной сфере  и процессе их хозяйственной  деятельности, отрицательно сказывается  на эффективности пользования  конституционными правами и свободами,  а также на состоянии общественного  порядка и преступности.

     К сожалению, государственные  органы, призванные решать эту  проблему, действуют разобщено. В  настоящее время практически  не ведется последовательная  пропаганда действующего законодательства. Правовоспитательные мероприятия  проводятся, как правило, бессистемно,  без учета состояния законности  и правопорядка, а также потребности  населения в тех или иных  юридических знаниях. Средства  массовой информации зачастую  демонстрируют пренебрежительное  отношение к праву, правовым  принципам, законодательным нормам, во многих публикациях и выступлениях  бросается в глаза низкий правовой  уровень журналистов. Некоторые  государственные и политические  деятели нередко допускают в  своих высказываниях примиренческое  отношение к фактам нарушения  законности, существования организованной  преступности и коррупции.

     Необходимо отметить, что состояние правовой культуры  общества во многом определяется  степенью участия профессионалов-юристов  в работе по формированию правосознания  граждан, а также их собственный  уровень культуры. Правовое воспитание  и пропаганда должны стать  неотъемлемой частью профессиональной  деятельности юристов, ведь именно  их профессия основана на совершенном  владении правовыми средствами. 

     В советские времена,  в годы перестройки в России  немало делалось для правового  информирования граждан, повышения  их правовой культуры: велась  активная лекционная и издательская  деятельность с привлечением  ученых-правоведов, практиков из  числа правоохранительных органов,  юрисконсультов. Сегодня участие  юристов в правовом воспитании  практически  и  правовой  пропаганде практически не рассматриваются  как их служебная обязанность.  А между тем имеет смысл  вернуться к разъяснению действующего законодательства, к правовой пропаганде и правовоспитанию с непосредственным участием в них юристов путем консультирования, чтения лекций, выступления в печати, по телевидению и радио. 

Информация о работе Проблемы правовой культуры современного Российского общества и возможные пути их решения