3.2 Правовое воспитание и правовое
обучение очень органично между собой
связаны. Воспитывающее обучение предполагает
непрерывную связь процессов целенаправленного
формирования сознания личности законопослушного
гражданина и юриста-профессионала, включая
правосознание, нравственные идеалы, правовые
установки и ценностные ориентации, специальные,
профессионально необходимые знания.
Очень важно сформировать положительное
отношение к праву, правовым явлениям
и потребность к постоянному расширению
и углублению правовых знаний. Особенно
это важно для юристов-профессионалов,
государственных служащих, служащих органов
местного самоуправления. Только в этом
случае можно считать, что человек будет
не только декларировать теоретические
знания, но и что сумеет овладеть ими в
надлежащей мере и правильно применить
в юридически значимых ситуациях.
Таким образом, правовое
воспитание и правовое обучение
состоят в передаче, накоплении
и усвоении знаний, принципов
и норм права, в формировании
соответствующего отношения к
праву и практике его реализации,
умения использовать свои права,
соблюдать запреты и исполнять
обязанности. Отсюда возникает
необходимость в осознанном усвоении
основных положений законодательства,
в выработке чувства глубокого
уважения к праву. Все полученные
знания должны стать личными
убеждениями, должны перерасти
в прочную установку строго
следовать правовым предписаниям,
а затем – во внутреннюю
потребность и привычку соблюдать
правовой закон, проявлять правовую
и профессионально-юридическую активность.
ГЛАВА IV. Проблемы правовой
культуры современного российского общества
и возможные пути их решения
4.1 Проблемы формирования
национальной политико-правовой
культуры
История российской государственности
свидетельствует, что на процесс
формирования и развития и
своеобразие складывающейся в
ее рамках политико-правовой культуры
существенное влияние оказывали
такие факторы, как особенности
геополитического положения страны
(между Востоком и Западом), ее
пространственные характеристики
и климатические условия, многоэтнический
состав населения, характер и
уровень хозяйственной деятельности,
социокультурный быт, традиции
и верования, по преимуществу
военный характер внешней политики,
личностные характеристики и
свойства правителей (особенно в
условиях утверждения институтов
деспотической, самодержавной, монархической,
абсолютистской, имперской, а затем
и партийно-диктаторской власти).
Конечно, правовая культура
безжизненна без преемственности
всего лучшего из прошлой истории
государства, но также она не
будет успешно развиваться без
приобщения к правовым культурам
других народов. Опыт недавнего
прошлого нашей страны показал,
какие печальные последствия
имеют попытки ограничить культуру,
в том числе и правовую, лишь
только собственными рамками.
Правовая культура должна аккумулировать
в себе прогрессивные достижения
всех типов правовых культур
как нынешних, так и прошлых
эпох. Вопрос только в том,
как, что и во имя чего, с
какой целью заимствовать из
этих культур. От этого зависят
результаты данного процесса.
С древности взаимопроникновение
культур было одним из немаловажных
факторов развития правовых и
государственных институтов. В настоящее
время вряд ли можно найти
классически чистую национальную
правовую культуру. Все они представляют
собой симбиоз местного и внешнего,
инонационального или получившего
международное признание взаимодействия.
Здесь очень важно, чтобы освоение
чужого опыта не превратилось
в принудительное насаждение
и слепое копирование заимствованных
институтов и реалий, так как
это не даст ожидаемого эффекта.
Этот процесс должен быть творческим,
критическим и ограниченным.
Что касается заимствования
явлений в политико-правовой системе,
отметим, что технические новшества,
некоторые организационные и
процедурные формы приживаются
легче. Сложнее дело обстоит
с заимствованием принципов и
ценностей, лежащих в основе
политико-правовой культуры. Между
тем именно они определяют, к
чему стремится то или иное государство
и в связи с этим, что оно хочет заимствовать
из опыта других стран.
В международном опыте
на сегодняшний день преобладает
одна культура – западная. Ее
вклад в политико-правовую сферу
велик и неоспорим. Современная
демократия со всеми ее атрибутами
ассоциируется с западной культурой.
Но в арсенале Запада стояли
и такие средства экспансии
как давление, завоевание, колониализм,
империализм.
Еще в дореволюционной
России идеями Запада не чуждались
некоторые русские теоретики
права, но в 1917 году наша
страна выбрала новую культуру
(социалистическую), которая конкурировала
с идеями Запада, но эта конкуренция
завершилась распадом мировой
системы социализма. Главное препятствие
на пути экспансии западной
культуры было снесено и, начиная
с эпохи “перестройки”, в
нашем обществе начали широко
распространятся идеи западной
цивилизации. Одновременно люди,
ранее скованные тоталитарными
идеями управления, получили реальную
возможность пользоваться правами
и свободами демократического
государства. Как только это
произошло, тотчас же о себе
дали знать низкий уровень
правовой культуры общества, десятилетиями
царившие в нем пренебрежение
к праву, его недооценка9.
Нигилистическое отношение
к институту государства, правовой
системе и законам, которое
является основной чертой правосознания
современного россиянина, складывался
в России на протяжении веков.
К основным причинам распространения
правового нигилизма в нашей
стране относят:
- исторические корни, когда самодержавие, многовековое крепостничество лишали массу людей прав и свобод, репрессивное законодательство, несовершенство правосудия;
- теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;
- правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы во многом только декларировали права и свободы личности, также имели место низкая роль суда и низкий престиж права;
- количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе и судебной.
К тому
же, в современном российском
обществе отсутствуют идейные
принципы и ориентиры. Бросается
в глаза колоссальное ослабление
идеологических и культурных
функций. А между тем, не
одна правовая культура немыслима
без идейных основ. Поэтому,
если мы хотим повысить правовую
культуру населения страны, то, прежде
всего, необходимо восстановить
идеологические и культурно-воспитательные
функции государства и выправить
их в современном плане.
Конечно, Конституция
РФ - как ее главный юридический,
политический и идеологический
документ - провозглашает нашу страну
демократическим, правовым, федеративным,
социальным и светским государством10. Это определение полностью соответствует
мировым стандартам, однако оно достаточно
абстрактно и часто на практике оказывается,
что данные понятия носят только общепринятый
характер, без их конкретизации и разъяснений
они оказываются пустыми словами, что
также создает негативное отношение граждан
к государству и праву. А ведь именно конституционное
провозглашение Российской Федерации
правовым государством может стать идеологической
основой Российского государства.
4.2 Пути повышения правовой
культуры российского общества
Современное российское общество переживает
глубокий нравственный, эстетический
и духовный кризис, вызванный социально-экономическими
переменами в стране. Кризис наблюдается
и в правовом сознании граждан:
правовой нигилизм, юридический беспредел,
правовое бескультурье стали процветающими
в современном обществе явлениями.
К сожалению, в
наши дни нельзя говорить не
только о высоком, но даже
и о среднем уровне правовой
культуры российского общества.
Кризис современного правосознания
во многом определяется именно
низким уровнем правовой культуры.
Повысить ее способны тщательно
продуманная правовая пропаганда
в средствах массовой информации,
широкий доступ к нормативно-правовой
базе, разработка и внедрение
действенных форм вовлечения
граждан в правотворческую и
правоохранительную деятельность.
Для распространения
знаний о праве и правопорядке
государство должно использовать
все имеющиеся в его распоряжении
средства: литературу, искусство, школу,
церковь, печать, радио, телевидение,
специальные юридические учебные
заведения.
Основным элементом целенаправленного
воздействия на развитие личности
является правовое воспитание. Его
необходимо выстраивать как многоуровневое
и непрерывное. Оно должно начинаться
в школе и продолжаться всю
жизнь. Особенно необходимо уделить
внимание правовому воспитанию
молодежи, ведь от того, насколько
будет образован и воспитан
молодой человек, зависит будущее
России.
На сегодняшний день
обращает на себя внимание
негативное отношение молодежи
к государству. По данным социологических
исследований, 64% молодежи считают,
что государство не только
не защищает их интересы, но
напротив, выступает их врагом. Наблюдается
явное противоречие в осознании
права и закона, когда последний
часто ассоциируется с насилием.
В последнее время наблюдается
заметное увеличение количества
правонарушений, совершенных несовершеннолетними11.
В формировании правосознания
молодежи должны участвовать
разные социальные институты
– семья, учебные заведения,
органы государственной власти,
правоохранительные органы, общественные
организации, учреждения культуры.
Их усилия должны быть объединенными
и системными, их действия и
работа должны регламентироваться
законодательно.
К сожалению, воспитательная
составляющая плохо просматривается
в содержании законодательства,
например уголовного и административного.
Даже в таких нормативных актах,
как Федеральные законы “Об
образовании” и “О высшем
и послевузовском профессиональном
образовании” воспитательная составляющая
отчетливо не прослеживается. Некоторые
новые перспективы правовоспитательного
процесса связаны с Приказом
Министерства образования РФ
“Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего
образования” от 5 марта 2004 г., согласно
которому установлен общеобязательный
минимум содержания Государственного
образовательного стандарта. В
нем впервые определен правовой
статус учебной дисциплины “Право”,
прописаны основные темы , необходимые
для усвоения школьниками, определены
цели и задачи каждого этапа
образования, обязательны минимум
правовых знаний, а также сформулированы
требования к уровню правовой
подготовки выпускников школ12. Однако эти изменения касаются только
обучения, в то время как правовоспитание
отходит на второй план, а правовоспитательная
работа носит бессистемный характер и
держится на энтузиазме педагогов и юристов.
Что касается взрослого
населения России, здесь также
в первую очередь возникает
проблема “правового минимума”
– обязательного уровня знания
права, которым должен обладать
каждый гражданин независимо
от его социального статуса.
Исследования показывают, что примерно
¾ россиян не ориентируются
в нормах законодательства, знание
которых диктуется повседневными
жизненными потребностями. Многие
из них подвержены правовому
нигилизму. Все это снижает
предупредительную силу закона,
затрудняет справедливое и своевременное
решение вопросов, возникающих у
граждан в социальной сфере
и процессе их хозяйственной
деятельности, отрицательно сказывается
на эффективности пользования
конституционными правами и свободами,
а также на состоянии общественного
порядка и преступности.
К сожалению, государственные
органы, призванные решать эту
проблему, действуют разобщено. В
настоящее время практически
не ведется последовательная
пропаганда действующего законодательства.
Правовоспитательные мероприятия
проводятся, как правило, бессистемно,
без учета состояния законности
и правопорядка, а также потребности
населения в тех или иных
юридических знаниях. Средства
массовой информации зачастую
демонстрируют пренебрежительное
отношение к праву, правовым
принципам, законодательным нормам,
во многих публикациях и выступлениях
бросается в глаза низкий правовой
уровень журналистов. Некоторые
государственные и политические
деятели нередко допускают в
своих высказываниях примиренческое
отношение к фактам нарушения
законности, существования организованной
преступности и коррупции.
Необходимо отметить,
что состояние правовой культуры
общества во многом определяется
степенью участия профессионалов-юристов
в работе по формированию правосознания
граждан, а также их собственный
уровень культуры. Правовое воспитание
и пропаганда должны стать
неотъемлемой частью профессиональной
деятельности юристов, ведь именно
их профессия основана на совершенном
владении правовыми средствами.
В советские времена,
в годы перестройки в России
немало делалось для правового
информирования граждан, повышения
их правовой культуры: велась
активная лекционная и издательская
деятельность с привлечением
ученых-правоведов, практиков из
числа правоохранительных органов,
юрисконсультов. Сегодня участие
юристов в правовом воспитании
практически и правовой
пропаганде практически не рассматриваются
как их служебная обязанность.
А между тем имеет смысл
вернуться к разъяснению действующего
законодательства, к правовой пропаганде
и правовоспитанию с непосредственным
участием в них юристов путем консультирования,
чтения лекций, выступления в печати, по
телевидению и радио.