Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:50, доклад
Цель исследования – комплексное осмысление правовой культуры как целостного и многогранного явления способного оказать определяющее влияние на формирование правового государства и гражданского общества, рассмотрение ее теоретических и практических проблем, применительно к реалиям современного казахстанского общества.
Задачи:
- дать комплексную характеристику правовой культуры рассмотреть ее функциональную роль в устойчивом развитии общества;
- рассмотреть процесс исторического развития правовой культуры казахского народа, ее духовные и культурно – исторические корни;
- исследовать духовные основы правовой культуры, соотношение менталитета, правосознания и правовой культуры;
- проанализировать роль правовой культуры в становлении правового государства и гражданского общества;
- рассмотреть социально – правовые основы развития правовой культуры;
- проанализировать правовую культуру личности и ее роль в развитии общества;
- рассмотреть правовую культуру государственных органов и условия ее повышения;
- рассмотреть виды деформации правовой культуры казахстанского общества;
- проанализировать состояние правового образования и воспитания в Казахстане;
- обосновать практические рекомендации, направленные на повышение правовой культуры казахстанского общества.
Введение ……………………………………………………………………………4
1. Правовая культура как объект научного познания …………………………..15
1.1. Правовая культура как социально – юридический феномен. Функциональная роль правовой культуры в устойчивом социальном развитии
1.2. Типология правопонимания как идейно – теоретическое основание правовой культуры ………………………………………………………………46
1.3. Формирование национальной правовой культуры…………………………71
2. Духовные основы правовой культуры
2.1. Менталитет и правовая культура …………………………………………106
2.2. Идеология и правовая культура ……………………………………………126
2.3. Правовое сознание как важнейший компонент правовой культуры ….. 142
3. Правовая культура личности и государственных органов ………………160
3.1. Правовая культура личности ……………………………………………..160
3.2. Правовая культура государственных органов ……………………………174
4. Социально – правовые основы развития правовой культуры ……………..216
4.1. Деформация правовой культуры как негативный фактор политико – правового развития современного общества ………………………………….216
4.2. Некоторые проблемы формирования гражданского общества ………….240
4.3. Правовое воспитание как средство противодействия нигилистическим тенденциям ………………………………………………………………………257
4.4. Практика правового обучения в Республике Казахстан: проблемы и перспективы развития …………………………………………………………280
Заключение ……………………………………………………………………..311
Список использованных источников ………………………………………….317
министерство образования и науки республики казахстан
ЭССЕ
к диссертационному исследованию доктора юридических наук Ибраевой А.С. на тему:
«Правовая культура: проблемы теории и практики»
дисциплина:
правовая культура и юридическая деятельность
Специальность: юриспруденция
Группа: 1 курс магистратуры
Исполнитель:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
К.ю.н., проф.,
Казахский национальный университет имени Аль – Фараби
УДК 340.1 (574)
На правах рукописи
Ибраева Алуа Саламатовна
Правовая культура: проблемы теории и практики
12.00.01 – теория и история права и государства; история правовых учений
Диссертация
На соискание ученой степени доктора юридических наук
Научный консультант
Доктор юридических наук
Профессор, академик НАН РК
Сартаев Султан Сартаевич
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Правовая культура как объект научного познания …………………………..15
1.1. Правовая культура как социально – юридический феномен. Функциональная роль правовой культуры в устойчивом социальном развитии
1.2. Типология правопонимания как идейно – теоретическое основание правовой культуры ………………………………………………………………46
1.3. Формирование национальной правовой культуры…………………………71
2. Духовные основы правовой культуры
2.1. Менталитет и правовая культура …………………………………………106
2.2. Идеология и правовая культура ……………………………………………126
2.3. Правовое сознание
как важнейший компонент
3. Правовая культура
личности и государственных
3.1. Правовая культура личности ……………………………………………..160
3.2. Правовая культура
государственных органов ………………
4. Социально – правовые
основы развития правовой
4.1. Деформация правовой
культуры как негативный
4.2. Некоторые проблемы формирования гражданского общества ………….240
4.3. Правовое воспитание
как средство противодействия
нигилистическим тенденциям ………
4.4. Практика правового обучения в Республике Казахстан: проблемы и перспективы развития …………………………………………………………280
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников ………………………………………….317
ВВЕДЕНИЕ (стр. 4)
Актуальность темы исследования. Обращение к правовой культуре как объекту специализированного исследования обуславливается многими причинами.
Изменение функциональной роли государства в жизни общества и приведение ее в соответствие с общечеловеческими ценностями дают возможность по – новому взглянуть и на роль правовой культуры в обществе.
Актуальным представляется вопрос об истоках правовой культуры казахстанского общества, о соотношении общечеловеческой и национальной правовой культуры.
В настоящее время общественно – политическая и общественно – правовая мысль Казахстана единодушна в том, что сохранение единства нашего государства, упрочение его позиций на международной арене невозможно без опоры на национальные традиции (в том числе и правовые), а также признанные всем мировым сообществом «общечеловеческих ценностей».
Исторический опыт показывает,
что провозглашаемые в качестве
универсальных детерминант «
Механически переносимые шаблоны зачастую демонстрируют свою нежизнеспособность, так как не учитывают особенностей правовой культуры сформировавшейся в данном обществе на данном этапе его исторического развития. В связи с этим актуальным является рассмотрение ценностных компонентов национальной правовой культуры.
Следует подчеркнуть, что
правотворческая и
Объектом исследования являются правовая культура, как комплексная характеристика правовой жизнедеятельности общества.
Предмет исследования составляют малоизученные и дискуссионные стороны объекта: своеобразие правовой культуры как сформировавшейся в процессе социального развития совокупности правовых явлений, обеспечивающих правомерный образ жизни общества; процесс формирования национальной правовой культуры; ценностные ориентиры национальной правовой культуры; традиции казахского народа; духовные основы правовой культуры; факторы в совокупности оказывающие влияние на развитие правовой культуры современного общества; ценностные приоритеты в юридической деятельности; воздействующее правового воспитания.
Цель диссертационного исследования – комплексное осмысление правовой культуры как целостного и многогранного явления способного оказать определяющее влияние на формирование правового государства и гражданского общества, рассмотрение ее теоретических и практических проблем, применительно к реалиям современного казахстанского общества.
Задачи (стр. 8)
- дать комплексную
характеристику правовой культу
- рассмотреть процесс
исторического развития
- исследовать духовные основы правовой культуры, соотношение менталитета, правосознания и правовой культуры;
- проанализировать роль правовой культуры в становлении правового государства и гражданского общества;
- рассмотреть социально – правовые основы развития правовой культуры;
- проанализировать правовую культуру личности и ее роль в развитии общества;
- рассмотреть правовую
культуру государственных
- рассмотреть виды деформации правовой культуры казахстанского общества;
- проанализировать состояние правового образования и воспитания в Казахстане;
- обосновать практические
рекомендации, направленные на повышение
правовой культуры
Новизна диссертационной работы (стр. 9)
Новизну работы также определяют предложенные аспекты исследования:
- рассмотрение правовой культуры с точки зрения цивилизационного подхода;
- исследование формирования
национальной правовой
- анализ преимущественно
малоизученных и дискуссионных
проблем правопонимания, правового
менталитета, идеологии,
- исследование проблемных вопросов правового воспитания и правового образования;
- внесение предложений
по совершенствованию
- выработка рекомендаций
по повышению эффективности
На защиту выносятся следующие основные положения:
Информация о работе Правовая культура: проблемы теории и практики