Правовая культура: проблемы теории и практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:50, доклад

Краткое описание

Цель исследования – комплексное осмысление правовой культуры как целостного и многогранного явления способного оказать определяющее влияние на формирование правового государства и гражданского общества, рассмотрение ее теоретических и практических проблем, применительно к реалиям современного казахстанского общества.
Задачи:
- дать комплексную характеристику правовой культуры рассмотреть ее функциональную роль в устойчивом развитии общества;
- рассмотреть процесс исторического развития правовой культуры казахского народа, ее духовные и культурно – исторические корни;
- исследовать духовные основы правовой культуры, соотношение менталитета, правосознания и правовой культуры;
- проанализировать роль правовой культуры в становлении правового государства и гражданского общества;
- рассмотреть социально – правовые основы развития правовой культуры;
- проанализировать правовую культуру личности и ее роль в развитии общества;
- рассмотреть правовую культуру государственных органов и условия ее повышения;
- рассмотреть виды деформации правовой культуры казахстанского общества;
- проанализировать состояние правового образования и воспитания в Казахстане;
- обосновать практические рекомендации, направленные на повышение правовой культуры казахстанского общества.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………4
1. Правовая культура как объект научного познания …………………………..15
1.1. Правовая культура как социально – юридический феномен. Функциональная роль правовой культуры в устойчивом социальном развитии
1.2. Типология правопонимания как идейно – теоретическое основание правовой культуры ………………………………………………………………46
1.3. Формирование национальной правовой культуры…………………………71
2. Духовные основы правовой культуры
2.1. Менталитет и правовая культура …………………………………………106
2.2. Идеология и правовая культура ……………………………………………126
2.3. Правовое сознание как важнейший компонент правовой культуры ….. 142
3. Правовая культура личности и государственных органов ………………160
3.1. Правовая культура личности ……………………………………………..160
3.2. Правовая культура государственных органов ……………………………174
4. Социально – правовые основы развития правовой культуры ……………..216
4.1. Деформация правовой культуры как негативный фактор политико – правового развития современного общества ………………………………….216
4.2. Некоторые проблемы формирования гражданского общества ………….240
4.3. Правовое воспитание как средство противодействия нигилистическим тенденциям ………………………………………………………………………257
4.4. Практика правового обучения в Республике Казахстан: проблемы и перспективы развития …………………………………………………………280

Заключение ……………………………………………………………………..311
Список использованных источников ………………………………………….317

Файлы: 1 файл

Эссе Ибраева Правовая культура.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

 

Правопонимание –  это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его  восприятие и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Так, выделяются 4 признака позволяющих сформулировать правопонимание:

    • познание права;
    • восприятие права;
    • оценка права;
    • отношение к праву как к целостному социальному явлению.

При этом, стоит отметить что познавательная деятельность состоит из:

- ощущение;

- восприятие;

- представление;

- понятие. 

Восприятие – это  чувственный образ внешних структурных  характеристик правовых явлений  и процессов непосредственно  воздействующих на органы чувств.

Оценка – это умственный акт являющийся результатом оценочного отношения к предмету, зависящего от свойств последнего.

Выделяются несколько  типов правопонимания (стр. 61):

- правопонимание ближневосточной  цивилизации;

- правопонимание китайско  – конфуцианской цивилизации;

- правопонимание японской  цивилизации;

- правопонимание западной  цивилизации;

- российское правопонимание.

 

Важной частью правовой культуры – является правовая свобода. В.А. Четвернин «правовая свобода существует лишь в таком социуме, в котором признается и властно обеспечивается хотя бы, необходимый неотъемлемый минимум исходных прав индивидов:

- личная свобода; 

- собственность;

- обеспеченная государством  безопасность.

 

Так, на международной конференции посвященной 50 – летию Всеобщей декларации прав человека, было озвучено, что глобальная стандартизация прав человека недопустима и всячески должна исключаться «поскольку она не учитывает характера той цивилизации, в которой человек воспитан, те тысячи поколений, которые адаптировали свои правила жизни к тем условиям, которые определила окружающая их природа» (стр. 68).

 

1.3. Формирование  национальной правовой культуры (стр. 71)

 

Принцип «компромисса» 

Отметим, что казахи не любили судиться, предпочитая заканчивать  споры путем досудебных процедур мировым соглашением. Особо отметим значение общественного мнения и общественного контроля.

Развитие национальной правовой культуры можно разделить  на несколько этапов (стр. 87) :

  1. с образованием Казахского ханства; кодифицированным источников установления – 1623 год и Жеты Жаргы;
  2. второй этап связан с колонизацией казахской степи Царской Россией 18 – 20 вв. Реформа судопроизводства и появление имперских судов; Устав о сибирских киргизах 1822 года; Устава об Оренбургских киргизах 1824 г.; 11 июля 1867 г. «Временного Положения об управлении в Семиреченской и Сырдариинской областях»; 25 марта 1891 г. «Положения об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, Тургайской областями».

Ислам вызвал торможение в развитии правовой культуры казахов.

  1. период советской власти 1917 – 1989 года; 1936 год переход от традиционной правовой культуры к государственно – правовой культуре. Становление Каз СССР 1936 год. Командно – административная система управления

далее принятие Конституции 1937, 1978 гг. 1926 год открытие первой юридической школы в Кызыл – Орде;

открытие Алма – Атинской государственный юридический институт – день рождения высшего юридического образования. 1952 год директором АГЮИ стал Зиманов Салык Зиманович. 1955 г. вошел в состав КазГу как юридический факультет.

1991 году начался новый  этап в развитии национальной  правовой культуры.

 

 

 

Часть II. Духовные основы правовой культуры (стр. 106)

 

2.1. Менталитет и правовая культура (стр. 108)

 

А. Гуревич «Ментальность  – уровень индивидуального и общественно сознания, живая изменчивая и при всем при том обнаруживающая поразительно устойчивые константы жизненных установок и моделей поведения, эмоций и настроений, которая опирается на глубинные зоны, присущие данному обществу и культурной традиции».

Ментальность бывает:

  1. восточной;
  2. западной;
  3. евразийской.

Менталитет – язык, воспитание, взаимоотношения, традиции, обычаи, религиозные воззрения, восприятия. Здесь ментальность боле выступает  потаенным пластом сознания человека.

Правовой менталитет – исполняет функции сохранения прошлых этноисторических правовых ценностей.

 

 

2.2. Идеология  и правовая культура (стр. 126)

Смена идеологии, распад союза, кризис идентификации 

«Идеология – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности».

В Казахстанском обществе образовался вакуум, в который  хлынули идеи национализма, вестернизации, либерализации, исламизации.

Правовая идеология – это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

 

 

2.3. Правовое  сознание как важнейший компонент  правовой культуры (стр.142)

Структура правосознания:

- знания о праве;

- правовая информированность;

- отношение к правовым  явлениям;

- оценка собственного  правового положения;

- мотивация правового  поведения;

- привычки соблюдения  правовых норм.

 

Правовая совесть

Правовая интуиция

Правовой долг

Правовое озарение

Правовое вдохновение 

 

 

Часть III. Правовая культура личности и государственных органов (стр.151)

 

3.1. Правовая  культура личности

 

Правовая культура личности – это степень овладения его правом в ее общественно – значимой деятельности. Под овладением в данном случае понимается усвоение человеком чего – либо преобразование установленного и его реализация в общественной практике.

 

Формирование правовой культуры личности состоит из 2 этапов:

  1. становление
  2. стабильная правовая культура.

 

Цель правового воспитания

Высокая правовая культура личности

Высокий уровень активной правовой деятельности

 

Особенности профессионально  – правового сознания законодателя:

- правовая подготовка;

- интенсивность, степень  выраженности, острое проявление  и устойчивая положительная направленность его правовых установок и ценностных ориентаций;

- в умении определять  необходимость принятия законов.

 

 

 

Часть IV. Социально – правовые основы развития правовой культуры

 

4.1. Деформация правовой  культуры 

 

Деформация правовой культуры как негативный фактор политико – правового развития современного общества

 

4.2. Некоторые  проблемы формирования гражданского  общества (стр. 227)

 

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

 

Правовое государство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, организация и деятельность которого направлена на признание и обеспечение суверенитета (полновластия) народа, прав и свобод человека и гражданина.

 

Республика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

 

4.3. Правовое воспитание как средство противодействия нигилистическим тенденциям

 

Правовое воспитание (стр. 266)

 

  1. правовое просвещение – превентивный фактор;
  2. воспитание адекватного отношения к нормам права;
  3. воспитание осознания.

 

Проблема распространения  правовой информации

 

 

4.4. Практика  правового обучения в РК: проблемы  и перспективы развития

 

Расходы в сфере образования  на одного человека в США составляют 5 735$; в России – 239 $; в Казахстане 97 $.

 

Аккредитацию юридического ВУЗа не должен проводить тот же орган, который выдает лицензию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Правовая культура в Республике Казахстан:

 

Проблемы теории

Проблемы практики

1

самосознание гражданина

проявления правовой ментальности и правового иммунитета

2

общий культурный уровень

правомерное поведение

3

низкий уровень правосознания 

правовая свобода 

4

способность к правопониманию

правовая подготовка кадров

5

отсутствие правовой идеологии 

правовое обучение: большой объем правовых дисциплин, можно сократить, делая акцент на количество часов по основным предметам

6

отсутствие правового  всеобуча

оптимизация частных  вузов, из них 146 по состоянию на 10 июля 2012 года – как это скажется на качестве образования?

7

количество и качество учебников по праву

недоступность правового  образования

8

формирование правовой культуры

формирование правовой культуры

9

подмена «духовных» ценностей  «материальными»

правовое воспитание

10

теоретическая подготовка преподавательского состава

недоступность правовой информации

10

несовершенство правовой политики, смена формации (отняли старую идеологию – а новую не предоставили)

аккредитация юридических вузов (не должен выдавать лицензии и проводить аккредитацию учебного заведения, один и тот же гос.орган)

11

кризис переходного  периода 

образ законодателя и государственного служащего

12

проблема идентификации и самоидентификации

законность и правопорядок

13

-

торможение демократических  процессов

14

-

подавление правовой активности

15

-

отсутствие политических и этических правовых эталонов

16

-

проблема мотивации правового поведения

17

-

бланкетность конституционно правовых норм 





Информация о работе Правовая культура: проблемы теории и практики