Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:50, доклад
Цель исследования – комплексное осмысление правовой культуры как целостного и многогранного явления способного оказать определяющее влияние на формирование правового государства и гражданского общества, рассмотрение ее теоретических и практических проблем, применительно к реалиям современного казахстанского общества.
Задачи:
- дать комплексную характеристику правовой культуры рассмотреть ее функциональную роль в устойчивом развитии общества;
- рассмотреть процесс исторического развития правовой культуры казахского народа, ее духовные и культурно – исторические корни;
- исследовать духовные основы правовой культуры, соотношение менталитета, правосознания и правовой культуры;
- проанализировать роль правовой культуры в становлении правового государства и гражданского общества;
- рассмотреть социально – правовые основы развития правовой культуры;
- проанализировать правовую культуру личности и ее роль в развитии общества;
- рассмотреть правовую культуру государственных органов и условия ее повышения;
- рассмотреть виды деформации правовой культуры казахстанского общества;
- проанализировать состояние правового образования и воспитания в Казахстане;
- обосновать практические рекомендации, направленные на повышение правовой культуры казахстанского общества.
Введение ……………………………………………………………………………4
1. Правовая культура как объект научного познания …………………………..15
1.1. Правовая культура как социально – юридический феномен. Функциональная роль правовой культуры в устойчивом социальном развитии
1.2. Типология правопонимания как идейно – теоретическое основание правовой культуры ………………………………………………………………46
1.3. Формирование национальной правовой культуры…………………………71
2. Духовные основы правовой культуры
2.1. Менталитет и правовая культура …………………………………………106
2.2. Идеология и правовая культура ……………………………………………126
2.3. Правовое сознание как важнейший компонент правовой культуры ….. 142
3. Правовая культура личности и государственных органов ………………160
3.1. Правовая культура личности ……………………………………………..160
3.2. Правовая культура государственных органов ……………………………174
4. Социально – правовые основы развития правовой культуры ……………..216
4.1. Деформация правовой культуры как негативный фактор политико – правового развития современного общества ………………………………….216
4.2. Некоторые проблемы формирования гражданского общества ………….240
4.3. Правовое воспитание как средство противодействия нигилистическим тенденциям ………………………………………………………………………257
4.4. Практика правового обучения в Республике Казахстан: проблемы и перспективы развития …………………………………………………………280
Заключение ……………………………………………………………………..311
Список использованных источников ………………………………………….317
От того, на сколько социум и его члены воспримут правовые идеи и правовые ценности, закрепленные в основном законе страны, зависит формирование правового государства и гражданского общества.
Глава I. Правовая культура как объект научного познания (стр.15)
1.1. Культура формируется в результате целенаправленной природообразующей деятельности человека.
Личностная правовая культура предстает здесь только как позитивные знания, убеждения, взгляды, мотивы, установки, определяющие социально – активную предметно – практическую деятельность индивида в правовой сфере, а общественная правовая культура вне ее филосовско – социального анализа сводится к осознанию в общественном мнении и реализации в юридической практике требований законности в ее формальном понимании, т.е. в конечном итоге – к правопорядку.
На наш взгляд правовая культура представляет собой сформировавшуюся в процессе социального развития совокупность правовых явлений (правовые ценности, действующее законодательство, правосознание, правомерное поведение, юридическая практика, законность и т.д.), обеспечивающая правомерный образ жизни абсолютного большинства членов сообщества, целостность социальной системы как единого, социального организма права человека, его безопасность и защищенность.
***
Главный объект правовой культуры – сам человек, его защищенность, его безопасность.
Насколько обеспечены и защищены права человека в обществе настолько развита правовая культура социума. В обществе где существуют эти понятия, либо их ценность занижена можно с твердой уверенностью констатировать наличие низкого уровня правовой культуры, либо ее вовсе отсутствие.
В качестве структурных элементов правовой культуры в соответствие с вышеуказанным определением следует назвать правовые ценности, действующее законодательство, правосознание, правомерное поведение, юридическую практику, законность и правопорядок (стр. 24).
1. правовые ценности — это категория характеризующая специфику правовой культуры общества. Этой категорией обозначается качественная характеристика объектов правовой деятельности, определяется их социальная значимость и на этой основе осуществляется юридическая оценка с точки зрения правомерности, юридической нейтральности, противоправности.
В основу правомерного поведения могут быть положены самые разные мотивы:
- глубокая внутренняя убежденность в «правильности» социальной полезности и осознанной необходимости правомерного поведения;
- неосознанное следование
требованиям правовых
- нежелание выделяться среди, окружающих (конформистское поведение);
- страх перед возможным наказанием.
2. действующее законодательство представляет собой совокупность действующих (обладающих юридической силой) источников права, при помощи которых устанавливаются стандарты общезначимого поведения и посредством которых регулируются и охраняются общественные отношения;
3. правосознание – представляет собой совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т.д.). Правосознание является одной из форм субъективного сознания влияющего на выработку позитивной и негативной реакции людей по поводу требований права.
Правосознание представляет собой:
- осмысление сущности права;
- соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, религиозными, политическими и т.д.);
- оценку права с точки зрения его социальной значимости;
- осознание необходимости правомерного поведения;
- восприятие результатов
реализации права. Структура пр
4. правомерное поведение – это осознанная волевая деятельность субъектов в сфере социально – правового регулирования, направленная на реализацию предписаний правовых норм и предполагающая достижение положительных с юридической точки зрения результатов. Правомерное поведение может быть выражено как активными, так и пассивными формами реализации права.
Так правомерным будет активное поведение субъекта исполняющего, использующего, применяющего предписания правовых норм, а также поведение предполагающее соблюдение закрепленных нормами права запретов.
ВИДЫ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
А) социально – активное поведение основывается на восприятии правовых норм как наиболее целесообразных (по сравнению с другими социальными регуляторами – религией, моралью, корпоративными нормами) ориентиров поведения. Например: добросовестная служебная деятельность, участие в формировании представительных органов власти – примеры активного правомерного поведения.
Социальная ценность такого вида правомерного поведения заключается в высокой степени организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву.
Социально правовая активность определяется:
- высоким уровнем правосознания,
- осознание ДОЛГА перед
- знания прав и обязанностей;
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО чувства ответственности.
Б) традиционное (обычное) поведение основывается на убеждениях и принципах сформировавшихся у личности под воздействием комплекса факторов.
При этом, лицо реализует право не в силу того, что оно «законно», а силу того, что жить в соответствии с правом, означает жить правильно.
В) конформистское поведение предполагает реализацию права по принципу: делаю как все или делаю как большинство.
Мотивами конформистского поведения могут быть:
* подчинение лица установленным правилам поведения, основанное на пассивном его отношении к существующему порядку;
* желание избежать обсуждения в социальной группе;
* боязнь утратить доверие группы;
* желание заслужить их одобрение.
Все эти мотивы поведения не связаны с оценочно – эмоциональным отношением индивида к правовым нормам.
Г) маргинальное поведение – это правомерное поведение, основанное на страхе перед наказанием.
5. юридическая практика – деятельность по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний в единстве с накопленным социально – правовым опытом. В зависимости от характера способов преобразования общественных отношений в науке выделяют: ПРАВОТВОРЧЕСКУЮ, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНУЮ, РАСПОРЯДИТЕЛЬНУЮ, ИНТЕРПРЕТА - ЦИОННУЮ, а по субъекту: ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ, СУДЕБНУЮ, СЛЕДСТВЕННУЮ, НОТАРИАЛЬНУЮ.
6. законность – это правовой режим жизнедеятельности общества, в рамках которого осуществляется принятие и обеспечивается реализация законов и других правовых актов.
7. правопорядок – как элемент правовой культуры представляет собой фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права.
Уровень правосознания:
- ценности, убеждения и позиции в отношении права;
- образцы поведения
в судебном процессе или
- юридические потребности;
- институциональный уровень;
- организация судов, других правообеспичительных органов, инфраструктура доступа к ним;
- юридическое обучение,
наука, образцы юридической
- структура юридической профессии;
- собственно правовой уровень;
- материальное и процессуальное
В обществе могут существовать разные субкультуры, которые определяются:
- национальным фактором
(национальные колонии,
- единой религией (различные
религиозные общества и
- единством интересов, непрофессионального характера: спортивных, культурных, эстетических (также субкультуры как правило нестабильны и не имеют определяющего значения);
- единством профессиональных интересов (юристы, экономическая, политическая элиты и т.д.).
Понимание правовой культуры как феномена, определяемого социальной ментальностью и внутренним восприятием правовой реальности, позволяет различать: общецивилизационную и правовую культуру. При этом, под ощецивилизационной правовой культурой предлагается понимать общецивилизационный феномен абстрагированный от национальной специфики, представляющей собой правовые достижения, признанные большинством народов мира в качестве неотъемлемых правовых ценностей.
По нашему мнению, предпочтительным является компромиссный подход, в рамках которого обосновывается концепция взаимопроникновения национальных культур при условии сохранения основополагающих ценностных детерминант, положенных в основу национальной персонифицированности. Представляется что, в рамках казахстанской правовой культуры не должны отрицаться общечеловеческие ценности, достижения иных правовых культур. Но при этом, национальная правовая культура должна придавать общецивилизационным достижениям то социальное значение и ту ценность, которые обусловлены национальным менталитетом, национальной правовой традицией. Общечеловеческие ценности, так же как и государственно – правовые идеалы иных культур должны проходить соответствующую оценку через призму традиционных духовных ценностей, свойственных правовой культуре сформировавшейся в том или ином обществе.
Правовые ценности казахстанского народа: |
Ценности западноевропейской правовой культуры: |
- приоритет коллективного над индивидуальным; - культ семьи и семейных
отношений, почитание и забота
о старших, преемственность и
неразрывная связь между - приоритет духовных
ценностей – честь, достоинство - главная ценность
– свобода во всех ее - сила и авторитет общественного мнения; - отрицание конфликтов, насилия, агрессии; - близость к природе,
к космосу, склонность к - традиционализм, стремление
знать свои корни, |
- индивидуализм, граничащий с эгоцентризмом; - культ частной собственности; - приоритет международного
права по отношению к Однако, механически заимствование эффективных в условиях западного общества, но не рассчитанных на сформировавшиеся в ходе политогенеза Казахстанского общества традиции вместо обещанного процветания привело к усугублению экономического кризиса, усилению нигилистических настроений в обществе, ослаблению государственной позиции в социальной сфере. |
Сегодня на смену прежней приходит новая система ценностей (стр. 38):
- приоритет индивидуализма над коллективным;
- утрата традиционных семейных уз и связей, появление новых видов семейных отношений: однополый рак, гражданский брак, внебрачные дети;
- признание в качестве
главной духовной ценности
- утилитарно – потребительский взгляд на жизнь; на первом месте – выгода, практицизм, нажива;
- главные ценности власть и деньги, в силу этого признание духовных начал;
- забвение традиций и обычаев народа, отсутствие сильной привязанности к прошлому;
- быстрая восприимчивость к чужим культурным ценностям.
1.2. Правопонимание
Информация о работе Правовая культура: проблемы теории и практики