Правовая культура: проблемы теории и практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:50, доклад

Краткое описание

Цель исследования – комплексное осмысление правовой культуры как целостного и многогранного явления способного оказать определяющее влияние на формирование правового государства и гражданского общества, рассмотрение ее теоретических и практических проблем, применительно к реалиям современного казахстанского общества.
Задачи:
- дать комплексную характеристику правовой культуры рассмотреть ее функциональную роль в устойчивом развитии общества;
- рассмотреть процесс исторического развития правовой культуры казахского народа, ее духовные и культурно – исторические корни;
- исследовать духовные основы правовой культуры, соотношение менталитета, правосознания и правовой культуры;
- проанализировать роль правовой культуры в становлении правового государства и гражданского общества;
- рассмотреть социально – правовые основы развития правовой культуры;
- проанализировать правовую культуру личности и ее роль в развитии общества;
- рассмотреть правовую культуру государственных органов и условия ее повышения;
- рассмотреть виды деформации правовой культуры казахстанского общества;
- проанализировать состояние правового образования и воспитания в Казахстане;
- обосновать практические рекомендации, направленные на повышение правовой культуры казахстанского общества.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………4
1. Правовая культура как объект научного познания …………………………..15
1.1. Правовая культура как социально – юридический феномен. Функциональная роль правовой культуры в устойчивом социальном развитии
1.2. Типология правопонимания как идейно – теоретическое основание правовой культуры ………………………………………………………………46
1.3. Формирование национальной правовой культуры…………………………71
2. Духовные основы правовой культуры
2.1. Менталитет и правовая культура …………………………………………106
2.2. Идеология и правовая культура ……………………………………………126
2.3. Правовое сознание как важнейший компонент правовой культуры ….. 142
3. Правовая культура личности и государственных органов ………………160
3.1. Правовая культура личности ……………………………………………..160
3.2. Правовая культура государственных органов ……………………………174
4. Социально – правовые основы развития правовой культуры ……………..216
4.1. Деформация правовой культуры как негативный фактор политико – правового развития современного общества ………………………………….216
4.2. Некоторые проблемы формирования гражданского общества ………….240
4.3. Правовое воспитание как средство противодействия нигилистическим тенденциям ………………………………………………………………………257
4.4. Практика правового обучения в Республике Казахстан: проблемы и перспективы развития …………………………………………………………280

Заключение ……………………………………………………………………..311
Список использованных источников ………………………………………….317

Файлы: 1 файл

Эссе Ибраева Правовая культура.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

 

  1. процесс дальнейшего развития Казахстана как независимого суверенного государства неразрывно связана с развитием правовой культурой общества и личности.

 

От того, на сколько  социум и его члены воспримут  правовые идеи и правовые ценности, закрепленные в основном законе страны, зависит формирование правового государства и гражданского общества.

 

Глава I. Правовая культура как объект научного познания (стр.15)

1.1. Культура формируется в результате целенаправленной природообразующей деятельности человека.

Личностная правовая культура предстает здесь только как позитивные знания, убеждения, взгляды, мотивы, установки, определяющие социально – активную предметно – практическую деятельность индивида в правовой сфере, а общественная правовая культура вне ее филосовско – социального анализа сводится к осознанию в общественном мнении и реализации в юридической практике требований законности в ее формальном понимании, т.е. в конечном итоге – к правопорядку.

На наш взгляд правовая культура представляет собой сформировавшуюся в процессе социального развития совокупность правовых явлений (правовые ценности, действующее законодательство, правосознание, правомерное поведение, юридическая практика, законность и т.д.), обеспечивающая правомерный образ жизни абсолютного большинства членов сообщества, целостность социальной системы как единого, социального организма права человека, его безопасность и защищенность. 

 

***

Главный объект правовой культуры – сам человек, его защищенность, его безопасность.

Насколько обеспечены и  защищены права человека в обществе настолько развита правовая культура социума. В обществе где существуют эти понятия, либо их ценность занижена можно с твердой уверенностью констатировать наличие низкого уровня правовой культуры, либо ее вовсе отсутствие.

 

В качестве структурных  элементов правовой культуры в соответствие с вышеуказанным определением следует  назвать правовые ценности, действующее  законодательство, правосознание, правомерное  поведение, юридическую практику, законность и правопорядок (стр. 24).

1. правовые ценности —  это категория характеризующая специфику правовой культуры общества. Этой категорией обозначается качественная характеристика объектов правовой деятельности, определяется их социальная значимость и на этой основе осуществляется юридическая оценка с точки зрения правомерности, юридической нейтральности, противоправности.

В основу правомерного поведения  могут быть положены самые разные мотивы:

- глубокая внутренняя  убежденность в «правильности» социальной полезности и осознанной необходимости правомерного поведения;

- неосознанное следование  требованиям правовых предписаний,  в силу выработанных в процессе  воспитания, социального общения  профессиональной деятельности  и т.п.;

- нежелание выделяться среди, окружающих (конформистское поведение);

- страх перед возможным  наказанием.

2. действующее законодательство представляет собой совокупность действующих (обладающих юридической силой) источников права, при помощи которых устанавливаются стандарты общезначимого поведения и посредством которых регулируются и охраняются общественные отношения;

3. правосознание – представляет собой совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т.д.). Правосознание является одной из форм субъективного сознания влияющего на выработку позитивной и негативной реакции людей по поводу требований права.

Правосознание представляет собой:

- осмысление сущности  права;

- соотнесение правовых  ценностей с иными (моральными, религиозными, политическими и т.д.);

- оценку права с  точки зрения его социальной  значимости;

- осознание необходимости  правомерного поведения;

- восприятие результатов  реализации права. Структура правосознания составляют: правовая психология и правовая идеология.

4. правомерное поведение – это осознанная волевая деятельность субъектов в сфере социально – правового регулирования, направленная на реализацию предписаний правовых норм и предполагающая достижение положительных с юридической точки зрения результатов. Правомерное поведение может быть выражено как активными, так и пассивными формами реализации права.

Так правомерным будет  активное поведение субъекта исполняющего, использующего, применяющего предписания  правовых норм, а также поведение  предполагающее соблюдение закрепленных нормами права запретов.

ВИДЫ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

А) социально – активное поведение основывается на восприятии правовых норм как наиболее целесообразных (по сравнению с другими социальными регуляторами – религией, моралью, корпоративными нормами) ориентиров поведения. Например: добросовестная служебная деятельность, участие в формировании представительных органов власти – примеры активного правомерного поведения.

Социальная ценность такого вида правомерного поведения  заключается в высокой степени  организованности и дисциплинированности личности, ее уважительном отношении к праву.

Социально правовая активность определяется:

- высоким уровнем правосознания,  сформировавшегося на основе  ИДЕЙНОЙ УБЕЖДЕННОСТИ в общественной  пользе поступка;

- осознание ДОЛГА перед обществом;

- знания прав и обязанностей;

- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО чувства  ответственности.

Б) традиционное (обычное) поведение основывается на убеждениях и принципах сформировавшихся у личности под воздействием комплекса факторов.

При этом, лицо реализует  право не в силу того, что оно  «законно», а силу того, что жить в соответствии с правом, означает жить правильно.

В) конформистское поведение  предполагает реализацию права по принципу: делаю как все или делаю  как большинство.

Мотивами конформистского поведения могут быть:

* подчинение лица установленным правилам поведения, основанное на пассивном его отношении к существующему порядку;

* желание избежать обсуждения в социальной группе;

* боязнь утратить доверие  группы;

* желание заслужить  их одобрение. 

Все эти мотивы поведения  не связаны с оценочно – эмоциональным отношением индивида к правовым нормам.

Г) маргинальное поведение  – это правомерное поведение, основанное на страхе перед наказанием. 

5. юридическая практика – деятельность по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний в единстве с накопленным социально – правовым опытом. В зависимости от характера способов преобразования общественных отношений в науке выделяют: ПРАВОТВОРЧЕСКУЮ, ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНУЮ, РАСПОРЯДИТЕЛЬНУЮ, ИНТЕРПРЕТА - ЦИОННУЮ, а по субъекту: ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ, СУДЕБНУЮ, СЛЕДСТВЕННУЮ, НОТАРИАЛЬНУЮ.

6. законность – это правовой режим жизнедеятельности общества, в рамках которого осуществляется принятие и обеспечивается реализация законов и других правовых актов.

7. правопорядок – как элемент правовой культуры представляет собой фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права.

 

Уровень правосознания:

- ценности, убеждения  и позиции в отношении права;

- образцы поведения  в судебном процессе или неявного  юридического поведения (избегание  адвоката и судов);

- юридические потребности;

- институциональный уровень;

- организация судов,  других правообеспичительных органов, инфраструктура доступа к ним;

- юридическое обучение, наука, образцы юридической речи;

- структура юридической  профессии;

- собственно правовой  уровень;

- материальное и процессуальное право прежде всего как система норм или право в книгах и др.

 

В обществе могут существовать разные субкультуры, которые определяются:

- национальным фактором (национальные колонии, кварталы  в крупных городах, национальные  провинции) чему иногда способствует  национальный принцип федеративного  устройства;

- единой религией (различные  религиозные общества и конфессии);

- единством интересов, непрофессионального характера: спортивных, культурных, эстетических (также субкультуры как правило нестабильны и не имеют определяющего значения);

- единством профессиональных интересов (юристы, экономическая, политическая элиты и т.д.).

Понимание правовой культуры как феномена, определяемого социальной ментальностью и внутренним восприятием правовой реальности, позволяет различать: общецивилизационную и правовую культуру. При этом, под ощецивилизационной правовой культурой предлагается понимать общецивилизационный феномен абстрагированный от национальной специфики, представляющей собой правовые достижения, признанные большинством народов мира в качестве неотъемлемых правовых ценностей.

По нашему мнению, предпочтительным является компромиссный подход, в рамках которого обосновывается концепция взаимопроникновения национальных культур при условии сохранения основополагающих ценностных детерминант, положенных в основу национальной персонифицированности. Представляется что, в рамках казахстанской правовой культуры не должны отрицаться общечеловеческие ценности, достижения иных правовых культур. Но при этом, национальная правовая культура должна придавать общецивилизационным достижениям то социальное значение и ту ценность, которые обусловлены национальным менталитетом, национальной правовой традицией. Общечеловеческие ценности, так же как и государственно – правовые идеалы иных культур должны проходить соответствующую оценку через призму традиционных духовных ценностей, свойственных правовой культуре сформировавшейся в том или ином обществе.

 

Правовые ценности казахстанского народа:

Ценности западноевропейской правовой культуры:

- приоритет коллективного  над индивидуальным;

- культ семьи и семейных  отношений, почитание и забота  о старших, преемственность и  неразрывная связь между поколениями,  поддержка молодого поколения  на протяжении всей жизни старшего  поколения; 

- приоритет духовных  ценностей – честь, достоинство, совесть, семья, милосердие, доброта, сострадание;

- главная ценность  – свобода во всех ее проявлениях;

- сила и авторитет  общественного мнения;

- отрицание конфликтов, насилия, агрессии;

- близость к природе,  к космосу, склонность к философскому  мышлению;

- традиционализм, стремление  знать свои корни, привязанность  к прошлому.

- индивидуализм, граничащий  с эгоцентризмом; 

- культ частной собственности; 

- приоритет международного  права по отношению к национальному  законодательству, стали преподноситься как наиболее значимые достижения общецивилизационный правовой культуры (стр. 36).

Однако, механически заимствование  эффективных в условиях западного  общества, но не рассчитанных на сформировавшиеся в ходе политогенеза Казахстанского общества традиции вместо обещанного процветания привело к усугублению экономического кризиса, усилению нигилистических настроений в обществе, ослаблению государственной позиции в социальной сфере.


 

Сегодня на смену прежней  приходит новая система ценностей (стр. 38):

- приоритет индивидуализма над коллективным;

- утрата традиционных семейных уз и связей, появление новых видов семейных отношений: однополый рак, гражданский брак, внебрачные дети;

- признание в качестве  главной духовной ценности знаний, возведение в абсолют науки;

- утилитарно – потребительский взгляд на жизнь; на первом месте – выгода, практицизм, нажива;

- главные ценности власть и деньги, в силу этого признание духовных начал;

- забвение традиций  и обычаев народа, отсутствие сильной привязанности к прошлому;

- быстрая восприимчивость  к чужим культурным ценностям. 

 

 

1.2. Правопонимание

Информация о работе Правовая культура: проблемы теории и практики