Проблемы и перспективы российского федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

Дело в том, что только в нашей стране можно наблюдать такую контрастность и противопоставления. Так, в ст. 11 Конституции Российской Федерации записано, что «разграничение предметов ведения и полномочий… осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». А в ст. 76 указывается, что «по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы…». В характере и направленности российского федерализма никак не разобраться без учета особенностей склада ума, предрассудков, стиля поведения аппарата государственной власти и конкретных чиновников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Федеративное устройство России
Понятие и формы государственного устройства …………………… .. 5
1.2 Исторические этапы российского федерализма ……………………… 8
1.3 Принципы федеративного устройства России ……………………… 10
Глава 2. Проблемы и перспективы российского федерализма
2.1 Проблемы, связанные с разграничением компетенций ……………. 19
2.2 Проблемы целостности Российской Федерации ………………… ... 23
2.3 Перспективы развития российского федерализма ………………… 26
Заключение ……………………………………………………………… 28
Список используемой литературы …………………………………… 29

Файлы: 1 файл

0486074_38E03_federativnoe_ustroistvo_rossii_problemy_i_perspektivy.docx

— 67.45 Кб (Скачать)

В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов – устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики

вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.

Наблюдая процесс поступательного развития федерализма во многих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, многие задаются вопросом: каковы же реальные перспективы развития российского федерализма в будущем?

Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем или как он проявится в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.

1. В условиях перехода  от старой формы государственного  устройства к новой модели  федеральных отношений наметилась  тенденция учета мирового опыта  федерализма и выработки оптимального  пути федерирования Российского  государства.

2. Сохранена тенденция  перегруппировки субъектов Российской  Федерации (в сторону увеличения  либо уменьшения).

3. В настоящее время, в  результате сложной политической  практики – борьбы компромиссов, наработки конкретного опыта, наметилась  тенденция переосмысления федерализма  в России. Формируется новая концепция "кооперативного федерализма".

4. В Конституции Российской  Федерации в системе распределения  полномочий между центром и  субъектами федерации все более  вырисовываются тенденции субсидиарных  взаимоотношений.

5. Тенденции четкой и  ясной структуризации и правового  оформления субъектов Российской  Федерации, форма государственного  устройства России, строительство и функционирование ее правовой системы, согласно которому Российская Федерация как демократическое федеративное правовое государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 1, ч. 1 и ст. 5, ч. 1 Конституции РФ).

6. Выверены подходы к  определению понятия суверенитета.

7. Наличие разнообразных  форм национально-государственного  самоопределения (республики, автономная  область, автономные округа) породило  тенденцию максимального учета  национальных интересов Российского  общества в целом и составляющих  его народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Российская Федерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Вхождение в состав Федерации 89 субъектов явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не в равном экономическом отношении. Экономико-географический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодня Российская Федерация включает 32 весьма неоднородных национальных государства или образования, а 57 субъектов имеют только территориальную основу.

Поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношении частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитарному и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой.

В мире нет "легких" федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и прежде всего обострения межнациональных отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 30.04.1999г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. от 26.06.2007) // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, № 18, ст. 2208.
  3. Федеральный закон от 17.07.1996г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (ред. от 01.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2965.

 

Литература:

  1. Арзамаскин Н.Н. Федеративное устройство современной России в условиях переходности // Законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 1 (74).
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 784.
  3. Барциц И. Н. О единстве государственной власти в Российской    Федерации // Законодательство, 2001, №9.
  4. Вишняков В. Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Голубок С. А. Конституционное право России. М., 2008. С. 160.
  5. Государство и право, 1998, №12.
  6. Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 2003, с. 300.
  7. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 352.
  8. Козак Д. Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. М., 2001, с. 125.
  9. Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Кулушева М. А. Конституционное право. М., 2007. С. 368.
  10. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. – М., 2005. – С. 752.
  11. Конституционное право России. М., 2007. С. 768.
  12. Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 1024.
  13. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 587.
  14. Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006. С. 864.
  15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: Юристъ. 2006 г. 587 с.
  16. Местное самоуправление в России. Сборник статей. М., 2003. С. 400.
  17. Чурсина Е. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М., 2006. С. 208.
  18. Чистяков О.И. «О национально – государственном размежевании в период становления Российской Федерации» - Советское государство и право, 1991, №11.

 

 

1 Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922). М., 1966. С. 107.

2 Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 193.

3 Козлова Е.И. ,Кутафин  О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007г. стр.322

4 Конституционное право России / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 2006. С. 693.

5 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 482.

6 Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 2003, с. 174.

7 Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 203.

8 Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 206.

9 Чурсина Е. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М., 2006. С. 83.

10 часть 2 статьи 5, части 1, 2 статьи 66 Конституции РФ

11 часть 2 статьи 68 Конституции РФ

12 статья 72 Конституции РФ

13 статья 73 Конституции РФ

14 Конституционное право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 743.

 

 


Информация о работе Проблемы и перспективы российского федерализма