Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 16:42, контрольная работа
Дело в том, что только в нашей стране можно наблюдать такую контрастность и противопоставления. Так, в ст. 11 Конституции Российской Федерации записано, что «разграничение предметов ведения и полномочий… осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». А в ст. 76 указывается, что «по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы…». В характере и направленности российского федерализма никак не разобраться без учета особенностей склада ума, предрассудков, стиля поведения аппарата государственной власти и конкретных чиновников.
Введение…………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Федеративное устройство России
Понятие и формы государственного устройства …………………… .. 5
1.2 Исторические этапы российского федерализма ……………………… 8
1.3 Принципы федеративного устройства России ……………………… 10
Глава 2. Проблемы и перспективы российского федерализма
2.1 Проблемы, связанные с разграничением компетенций ……………. 19
2.2 Проблемы целостности Российской Федерации ………………… ... 23
2.3 Перспективы развития российского федерализма ………………… 26
Заключение ……………………………………………………………… 28
Список используемой литературы …………………………………… 29
В российской конституционной практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов – устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако только республики
вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.
Наблюдая процесс поступательного развития федерализма во многих странах и сравнивая этот процесс с эволюционным изменением федерализма в России, многие задаются вопросом: каковы же реальные перспективы развития российского федерализма в будущем?
Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем или как он проявится в будущем, представляется важным обратить внимание на следующие тенденции.
1. В условиях перехода
от старой формы
2. Сохранена тенденция
перегруппировки субъектов
3. В настоящее время, в
результате сложной
4. В Конституции Российской
Федерации в системе
5. Тенденции четкой и
ясной структуризации и
6. Выверены подходы к
определению понятия
7. Наличие разнообразных
форм национально-
Заключение
Российская Федерация возникла
в силу определенных исторических причин.
И хотя эти причины в наше время потеряли
смысл, федерализм выступает как единственно
возможная форма демократического управления
столь обширным государством. Вхождение
в состав Федерации 89 субъектов явилось
результатом включения всех автономий
и административно-
Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодня Российская Федерация включает 32 весьма неоднородных национальных государства или образования, а 57 субъектов имеют только территориальную основу.
Поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношении частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитарному и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой.
В мире нет "легких" федераций, все федеративные государства сталкиваются с какими-то трудностями или проблемами. Особенностью России на ее нынешнем этапе развития является то, что ее федерализм переживает переходный период, обретая демократические формы в сложных экономических и политических условиях, и прежде всего обострения межнациональных отношений. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты:
Литература:
1 Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917 - 1922). М., 1966. С. 107.
2 Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 193.
3 Козлова Е.И. ,Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ. 2007г. стр.322
5 Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 482.
6 Добрынин Н. М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М., 2003, с. 174.
7 Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 203.
8 Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. С. 206.
9 Чурсина Е. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М., 2006. С. 83.
10 часть 2 статьи 5, части 1, 2 статьи 66 Конституции РФ
11 часть 2 статьи 68 Конституции РФ
12 статья 72 Конституции РФ
13 статья 73 Конституции РФ
Информация о работе Проблемы и перспективы российского федерализма