Российский федерализм: современные проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа

Краткое описание

Выбор федеративной формы государственного устройства в современной России - это предпочтение пути развития, который в состоянии обеспечить целостность и стабильность, мир и согласие в государстве, демократическое развитие общества. Однако реализация идей федерализма идет в России сложнейшими путями; ошибки в федеративном строительстве подчас существенно меняют смысл и основные задачи федерализма, какими они должны быть в демократическом обществе.

Оглавление

Введение 3
Глава1:понятие и признаки федерализма 6
Глава 2: Принципы российского федерализма 15
§1 Проблемные моменты в осуществлении политики федерализации 31
§2 Перспективы развития российского федерализма 35
Заключение 52

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.26 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Российская  Таможенная академия

Ростовский  филиал 

Кафедра истории  и теории государства и права 
 

Российский  федерализм: современные проблемы и  перспективы развития

Курсовая  работа 
 
 

Выполнила:

                                                                                                                         Свинцова В.С.

                                      Студентка юр.фак гр. 2.2                                                              

Проверил:

Русских В.В.

К.юр.н.,доцент

         __________________________                     

Ростов-на-Дону

2011 
 

Оглавление

Введение 3

Глава1:понятие и признаки федерализма 6

Глава 2: Принципы российского федерализма 15

    §1 Проблемные моменты в осуществлении политики федерализации 31

    §2 Перспективы развития российского федерализма 35

Заключение 52 
 

 

Введение

Федерализм как  форма решения вопроса о территориально-политической организации общества и государства  вызывает особый интерес в силу той  роли, которую играют федеративные государства в современном мире.

Выбор федеративной формы государственного устройства в современной России - это предпочтение пути развития, который в состоянии  обеспечить целостность и стабильность, мир и согласие в государстве, демократическое развитие общества. Однако реализация идей федерализма  идет в России сложнейшими путями; ошибки в федеративном строительстве  подчас существенно меняют смысл  и основные задачи федерализма, какими они должны быть в демократическом  обществе.

С принятием в 1993 г. новой российской Конституции  удалось несколько приблизиться к такой конституционной модели российского федерализма, которая  отвечала бы современным требованиям  демократии, позволяла бы рационализировать  осуществление государственной  власти, снять противоречия между  различными вариантами видения сущности федеративного устройства и его  предназначения.

Анализ же реалий федеративного строительства свидетельствует  о нарушении многих его устоев. Попираются государственный суверенитет  Российской Федерации, верховенство федеральной  Конституции и законодательства, единство государственной власти, равноправие  субъектов РФ, многие демократические  ценности, игнорируются права и свободы  человека и гражданина. Однако, подобное положение дел можно поставить в вину не только тем, кто практически претворяет в жизнь конституционные нормы, но также и авторам последних - Конституция Российской Федерации в отношении федеративного устройства оказалась документом половинчатым и противоречивым, воплотившим в себе все качества конституции переходного периода.

Процесс перераспределения  властных полномочий в пользу регионов привел к дезинтеграции конституционно-правовой системы России; параллельное и часто  взаимоисключающее нормотворчество  Федерации и субъектов перестало  поддаваться контролю и систематизации, не говоря уже о том, что властные полномочия зачастую перераспределяются способами, которые нельзя рассматривать  в рамках правового поля. Нормой стало принятие конституций и  уставов субъектов Российской Федерации, противоречащих федеральной Конституции, вытеснение и подмена конституционных  норм нормами договорного характера.

Решение проблемы совершенствования  и обеспечения реализации идей федерализма  в России - это, прежде всего, выяснение  его сути, а затем - практическое формирование демократической федеративной системы управления государством.

Методологической основой данной работы являются общенаучные методы исследования, а также конкретно-исторический, сравнительно-правовой, социологический методы, нормативный и технико-юридический анализ. Применены методы диалектического познания, системно-структурный и логический подходы, иные научные приемы исследования, что позволило выявить определенные закономерности и тенденции развития российского федерализма, определить основные проблемы и наметить возможные пути их разрешения.

 

Глава1:понятие и признаки федерализма

Когда различные  группы свободных людей - говорящих  на разных языках, придерживающихся различных  религиозных верований и культурных норм - соглашаются жить в рамках, определенных конституцией в результате договора, они ожидают иметь некоторую  долю местной автономии и равные экономические и социальные возможности. Федеральная система правления - при разделении властных полномочий между местным, региональным и национальным уровнями - облекает властью избранных  чиновников, вырабатывающих и осуществляющих политику, приспособленную к местным  и региональным нуждам. Они работают в партнерстве с национальным правительством и друг с другом над  решением многих проблем, встающих перед  страной.

Федерализм как  понятие отражает и способ государственного устройства, и систему правления, и форму межнациональных отношении. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз. Это — система правления союза государственных образований, в которой власть осуществляется одновременно центральным правительством и региональными правящими органами на основе распределения функций и полномочий между ними, закрепленного конституцией (договором).

При этом одна часть  вопросов является исключительной компетенцией центральных органов федерации, другая — региональных государственных  органов (субъектов федерации), третья — совместной компетенцией центра и субъектов федерации. Баланс прав и обязанностей центральных и  региональных органов правления  контролирует независимый суд, а  также парламент, одна из палат которого формируется из представителей регионов (штатов, земель, кантонов, провинций, областей и т.п.).

Таким образом, федерализм предполагает демократическую децентрализацию, т.е. автономность, самостоятельность  территориальных государственных  образований, имеющих собственные  конституции (уставы), законодательные, исполнительные и судебные органы. Федеральная система государственного правления способствует широкому развитию местного самоуправления.

Децентрализация осуществляется в трех основных формах: деконцентрация, делегирование и передача власти. Деконцентрация — это административная договоренность, согласно которой функции центрального правительства передаются региональным представительствам федеральных органов власти. Делегирование — это агентское соглашение, по которому функции перемещаются к организациям, действующим вне центральных правящих структур с определенной степенью административной и финансовой самостоятельности. Передача власти означает перевод полномочий от центра к субъектам федерации, т.е. автономным, демократически избираемым единицам регионального правления, таким как край, область, округ, город и т.д.

Благодаря децентрализации  субъекты федеративного государства  самостоятельно реализуют власть в  регионе. Однако они обладают лишь ограниченным суверенитетом, не имеют права одностороннего выхода из союзного государства. Центральное  правительство может вмешаться  во внутренние дела членов федерации  в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков и др.

Родоначальником теории федерализма считается И. Альтузиус (1562—1638). Большой вклад в становление этой теории внесли основоположники американского федерализма А. Гамильтон, Д. Джей, Д. Мэдисон. В последующем теория федерализма развивалась не только на американском, но и на европейском континенте (Р. Арон, М. Устер, Ж. Обер и др.).

Обобщив различные  взгляды, канадский ученый Э. Блак выделил пять концепций: 1) централистскую, исходящую из того, что вся политика в отдельных частях федерации проводится в соответствии с решениями центрального правительства; 2) административную, предполагающую сотрудничество исполнительных органов власти, несмотря на антагонистический характер суверенных прав, закрепленных за федерацией и ее членами; 3) координационную, характеризующую сотрудничество и соперничество правительственных систем из-за наличия между ними налоговой и финансовой зависимости; 4) договорную, рассматривающую федерацию в форме объединения государств, которые передали права новообразованному центральному правительству договора; 5) дуалистическую, требующую от федерации обеспечения благосостояния каждого культурно-этнического элемента.

  Федерализм - это  система разделения власти и  принятия решений между двумя  или более свободно избранными  правительствами, осуществляющими  властные полномочия над теми  же самыми людьми и географическим  регионом. Она наделяет возможностью  принятия решений и защищает  ее там, где результаты ощущаются  практически немедленно - в местных  сообществах, а также на более  высоких уровнях власти.

 Федерализм поощряет  ответственность правительства  перед народом, участие граждан  и гражданскую ответственность,  поскольку позволяет местным  правительствам разрабатывать и  обеспечивать выполнение местных  законов.

 Федеральная система  укрепляется через конституцию,  существующую в виде написанного  документа, дающую полномочия  и определяющую сферу разделения  ответственности для каждого  уровня управления.

 Хотя обычно  считается, что местные правительства  должны работать для удовлетворения  местных потребностей, национальное  правительство может лучше решать  многие вопросы. Оборона, международные  соглашения, федеральные бюджеты  и почтовые услуги обычно приводятся в качестве примеров таких решений.

  Местные постановления  отражают предпочтения, в соответствии  с которыми местные сообщества  хотят жить - полиция, пожарные, школьная  администрация, местное законодательство, касающееся здравоохранения и  строительства, часто являются  вопросами, которые регулируются  на местном уровне.

  Межправительственные  отношения - это отношения различных  правительств (национального, региональных  и местных) в федеральном государстве,  работающих вместе, когда требуется  совместное применение законодательно  определенных полномочий. Национальное  правительство часто имеет полномочия  выступать в качестве посредника  при решении споров между регионами.

  В странах,  занимающих большую территорию  и разнообразных в экономическом  отношении, различия в доходах  и социальном обеспечении между  регионами могут решаться национальным  правительством путем политики  перераспределения налоговых поступлений.

  Федеральная  система является гибкой и  позволяет гражданам участвовать  в управлении. Граждане свободны  в праве претендовать на посты  в правительстве любого уровня - местные и региональные правительства  предлагают наибольшее количество постов и, пожалуй, наибольшие возможности провести определенные изменения в своих регионах.

  Федерализм предоставляет  политическим партиям многочисленные  возможности для обслуживания  своих избирателей. Даже если  какая-то конкретная партия не  имеет большинства в национальном  законодательном органе или исполнительной  власти, ей разрешается принимать  участие в работе на региональном  и местном уровнях.

Россия обладает своеобразием, которое не позволяет  проводить прямые аналогии с какой-либо федерацией в мире. Ни американская, ни швейцарская, ни германская модель не могут быть целиком перенесены на почву России. Не имеющим аналогов в мире является сам способ трансформации России из унитарного государства в реальную федерацию. Исторические и политические традиции страны требуют поиска собственного пути оптимального государственного устройства. Природа России и ее особенности, влияющие на формирование модели федерализма связаны, прежде всего, с ее полиэтничностью, масштабами территории, экономическим, климатическим и географическим разнообразием регионов. Поэтому при исследовании перспектив федерализма в России следует учитывать, в первую очередь, пусть и небольшой опыт российского федерализма - поскольку это уже область не теоретического, а практического знания. С другой стороны, существуют общие для всех федеративных государств проблемы: распределение налогов между различными уровнями власти, формирование судебной системы и силовых структур, международная деятельность субъектов федерации, способы и формы представительства интересов регионов на федеральном уровне, реализация принципа субсидиарности, механизмы защиты прав нацменьшинств и т.д. Международный опыт содержит разные способы решения этих инвариантных проблем федерализма, примеры трансформации унитарных государств в федеративные - Бельгия, Испания, в которых имеются сходные проблемы, связанные с перераспределением полномочий. К сожалению, у большей части российских политиков, принимающих решения на федеральном уровне этот опыт остается невостребованным.1

Информация о работе Российский федерализм: современные проблемы и перспективы развития