Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа
Выбор федеративной формы государственного устройства в современной России - это предпочтение пути развития, который в состоянии обеспечить целостность и стабильность, мир и согласие в государстве, демократическое развитие общества. Однако реализация идей федерализма идет в России сложнейшими путями; ошибки в федеративном строительстве подчас существенно меняют смысл и основные задачи федерализма, какими они должны быть в демократическом обществе.
Введение 3
Глава1:понятие и признаки федерализма 6
Глава 2: Принципы российского федерализма 15
§1 Проблемные моменты в осуществлении политики федерализации 31
§2 Перспективы развития российского федерализма 35
Заключение 52
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российская Таможенная академия
Ростовский
филиал
Кафедра истории
и теории государства и права
Российский федерализм: современные проблемы и перспективы развития
Курсовая
работа
Выполнила:
Проверил:
Русских В.В.
К.юр.н.,доцент
__________________________
Ростов-на-Дону
2011
Оглавление
Введение 3
Глава1:понятие и признаки федерализма 6
Глава 2: Принципы российского федерализма 15
§1 Проблемные моменты в осуществлении политики федерализации 31
§2 Перспективы развития российского федерализма 35
Заключение 52
Федерализм как
форма решения вопроса о
Выбор федеративной формы государственного устройства в современной России - это предпочтение пути развития, который в состоянии обеспечить целостность и стабильность, мир и согласие в государстве, демократическое развитие общества. Однако реализация идей федерализма идет в России сложнейшими путями; ошибки в федеративном строительстве подчас существенно меняют смысл и основные задачи федерализма, какими они должны быть в демократическом обществе.
С принятием в 1993 г. новой российской Конституции удалось несколько приблизиться к такой конституционной модели российского федерализма, которая отвечала бы современным требованиям демократии, позволяла бы рационализировать осуществление государственной власти, снять противоречия между различными вариантами видения сущности федеративного устройства и его предназначения.
Анализ же реалий
федеративного строительства
Процесс перераспределения
властных полномочий в пользу регионов
привел к дезинтеграции
Решение проблемы совершенствования и обеспечения реализации идей федерализма в России - это, прежде всего, выяснение его сути, а затем - практическое формирование демократической федеративной системы управления государством.
Методологической основой данной работы являются общенаучные методы исследования, а также конкретно-исторический, сравнительно-правовой, социологический методы, нормативный и технико-юридический анализ. Применены методы диалектического познания, системно-структурный и логический подходы, иные научные приемы исследования, что позволило выявить определенные закономерности и тенденции развития российского федерализма, определить основные проблемы и наметить возможные пути их разрешения.
Когда различные
группы свободных людей - говорящих
на разных языках, придерживающихся различных
религиозных верований и
Федерализм как понятие отражает и способ государственного устройства, и систему правления, и форму межнациональных отношении. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз. Это — система правления союза государственных образований, в которой власть осуществляется одновременно центральным правительством и региональными правящими органами на основе распределения функций и полномочий между ними, закрепленного конституцией (договором).
При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией центральных органов федерации, другая — региональных государственных органов (субъектов федерации), третья — совместной компетенцией центра и субъектов федерации. Баланс прав и обязанностей центральных и региональных органов правления контролирует независимый суд, а также парламент, одна из палат которого формируется из представителей регионов (штатов, земель, кантонов, провинций, областей и т.п.).
Таким образом, федерализм
предполагает демократическую
Децентрализация осуществляется в трех основных формах: деконцентрация, делегирование и передача власти. Деконцентрация — это административная договоренность, согласно которой функции центрального правительства передаются региональным представительствам федеральных органов власти. Делегирование — это агентское соглашение, по которому функции перемещаются к организациям, действующим вне центральных правящих структур с определенной степенью административной и финансовой самостоятельности. Передача власти означает перевод полномочий от центра к субъектам федерации, т.е. автономным, демократически избираемым единицам регионального правления, таким как край, область, округ, город и т.д.
Благодаря децентрализации субъекты федеративного государства самостоятельно реализуют власть в регионе. Однако они обладают лишь ограниченным суверенитетом, не имеют права одностороннего выхода из союзного государства. Центральное правительство может вмешаться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий, массовых беспорядков и др.
Родоначальником теории федерализма считается И. Альтузиус (1562—1638). Большой вклад в становление этой теории внесли основоположники американского федерализма А. Гамильтон, Д. Джей, Д. Мэдисон. В последующем теория федерализма развивалась не только на американском, но и на европейском континенте (Р. Арон, М. Устер, Ж. Обер и др.).
Обобщив различные взгляды, канадский ученый Э. Блак выделил пять концепций: 1) централистскую, исходящую из того, что вся политика в отдельных частях федерации проводится в соответствии с решениями центрального правительства; 2) административную, предполагающую сотрудничество исполнительных органов власти, несмотря на антагонистический характер суверенных прав, закрепленных за федерацией и ее членами; 3) координационную, характеризующую сотрудничество и соперничество правительственных систем из-за наличия между ними налоговой и финансовой зависимости; 4) договорную, рассматривающую федерацию в форме объединения государств, которые передали права новообразованному центральному правительству договора; 5) дуалистическую, требующую от федерации обеспечения благосостояния каждого культурно-этнического элемента.
Федерализм - это
система разделения власти и
принятия решений между двумя
или более свободно избранными
правительствами,
Федерализм поощряет
ответственность правительства
перед народом, участие
Федеральная система
укрепляется через конституцию,
Хотя обычно
считается, что местные
Местные постановления
отражают предпочтения, в соответствии
с которыми местные сообщества
хотят жить - полиция, пожарные, школьная
администрация, местное
Межправительственные
отношения - это отношения различных
правительств (национального, региональных
и местных) в федеральном
В странах,
занимающих большую территорию
и разнообразных в
Федеральная
система является гибкой и
позволяет гражданам
Федерализм предоставляет
политическим партиям
Россия обладает своеобразием, которое не позволяет проводить прямые аналогии с какой-либо федерацией в мире. Ни американская, ни швейцарская, ни германская модель не могут быть целиком перенесены на почву России. Не имеющим аналогов в мире является сам способ трансформации России из унитарного государства в реальную федерацию. Исторические и политические традиции страны требуют поиска собственного пути оптимального государственного устройства. Природа России и ее особенности, влияющие на формирование модели федерализма связаны, прежде всего, с ее полиэтничностью, масштабами территории, экономическим, климатическим и географическим разнообразием регионов. Поэтому при исследовании перспектив федерализма в России следует учитывать, в первую очередь, пусть и небольшой опыт российского федерализма - поскольку это уже область не теоретического, а практического знания. С другой стороны, существуют общие для всех федеративных государств проблемы: распределение налогов между различными уровнями власти, формирование судебной системы и силовых структур, международная деятельность субъектов федерации, способы и формы представительства интересов регионов на федеральном уровне, реализация принципа субсидиарности, механизмы защиты прав нацменьшинств и т.д. Международный опыт содержит разные способы решения этих инвариантных проблем федерализма, примеры трансформации унитарных государств в федеративные - Бельгия, Испания, в которых имеются сходные проблемы, связанные с перераспределением полномочий. К сожалению, у большей части российских политиков, принимающих решения на федеральном уровне этот опыт остается невостребованным.1
Информация о работе Российский федерализм: современные проблемы и перспективы развития