Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа
Выбор федеративной формы государственного устройства в современной России - это предпочтение пути развития, который в состоянии обеспечить целостность и стабильность, мир и согласие в государстве, демократическое развитие общества. Однако реализация идей федерализма идет в России сложнейшими путями; ошибки в федеративном строительстве подчас существенно меняют смысл и основные задачи федерализма, какими они должны быть в демократическом обществе.
Введение 3
Глава1:понятие и признаки федерализма 6
Глава 2: Принципы российского федерализма 15
§1 Проблемные моменты в осуществлении политики федерализации 31
§2 Перспективы развития российского федерализма 35
Заключение 52
C учетом мирового
опыта, все страны с
а) федерации с устоявшимися правовыми и политическими традициями, в которых отношения между центром и субъектами федерации остаются стабильными, и скорее всего, в ближайшее время не претерпят существенных изменений (США, Германия, Швейцария);
б) государства, или
только переходящие на федеративные
начала и набирающие опыт в ходе
своего становления (Бельгия, Испания),
или федеративные государства, в
которых отношения между
Представляется, что для российских исследователей имеют интерес оба типа федерации.
Реформирование
Большой интерес
в плане разграничения
1) Прямое налогообложение (ст.92). В соответствии с этой статьей провинции осуществляют "прямое налогообложение в пределах их территорий в целях сбора денежных поступлений в казну провинции с дальнейшим их использованием на провинциальные нужды". Поскольку природные ресурсы в соответствии с Конституцией Канады целиком и полностью находятся в юрисдикции провинций, последние имеют исключительное право осуществлять их налогообложение. Попытки федерального правительства несколько ограничить права провинций в этой области путем введения Национальной экономической программы потерпели неудачу. Исключение составляют природные ресурсы Северных территорий, которые находятся в собственности федерального правительства.2
2) Управление землями, находящимися в собственности государства, и их продажа (ст.92). Согласно этой статьи, государственные земли или земли короны вместе с природными ресурсами в пределах территории той или иной провинции являются ее собственностью, а провинция вправе распоряжаться или удерживать в своем владении, продавать, сдавать в аренду иди предоставлять лицензию на пользование ими по своему усмотрению.
Собственность провинций
на природные ресурсы, находящиеся
в пределах их границ, в сочетании
с установкой, что наносимый загрязнением
окружающей средой вред, подпадет под
юрисдикцию гражданских, а не уголовных
правонарушений, обеспечивает провинциям
сильную законодательную базу для
контроля над территорией, водами, а
также загрязнением воздуха. Через
собственность на провинциальные земли
и природные ресурсы, включая
леса и гидроэнергию, провинции определяют,
каким образом будет
Наличие существенных
полномочий у провинций подтверждаются
характерным примером, который произошел
в конце 70-х годов. Провинции Ньюфаундленд
и Новая Шотландия заявили
о своих полномочиях
Кроме того, примеры
Канады и Бельгии показывают, насколько
серьезным может быть влияние
этнических общин на государственное
устройство; Германия демонстрирует
удачный пример “горизонтального и
вертикального выравнивания”
Федеративное устройство
России закреплено в Конституции 1993
г. Оно основывается на принципах
государственной целостности, единства
системы государственной
Российскую Федерацию,
согласно статье 65, образуют 89 субъектов
трех типов: национально-государственные
(21 республика), имеющие свои конституции
и законодательства; административно-
Отношения центра и субъектов Федерации в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.).
Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации.
Также Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.
1. Государственная
целостность Российской
2. Единство системы
государственной власти. Данный
принцип означает как общие
основы построения органов
Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).
Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
3. Провозглашение
равноправия субъектов
Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:
1) в
ст. 5 Конституция РФ называет
республики государствами,
2) в
соответствии со ст. 68 Конституции
РФ республики вправе
3) республики
в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона
Российской Федерации от 28 ноября
1991 г. «О гражданстве Российской
Федерации» вправе иметь свое
гражданство: граждане
4) ст.
66 Конституции РФ
5) практика
заключения двухсторонних
4. Равноправие и
самоопределение народов в
Информация о работе Российский федерализм: современные проблемы и перспективы развития