Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:13, курсовая работа
Выбор федеративной формы государственного устройства в современной России - это предпочтение пути развития, который в состоянии обеспечить целостность и стабильность, мир и согласие в государстве, демократическое развитие общества. Однако реализация идей федерализма идет в России сложнейшими путями; ошибки в федеративном строительстве подчас существенно меняют смысл и основные задачи федерализма, какими они должны быть в демократическом обществе.
Введение 3
Глава1:понятие и признаки федерализма 6
Глава 2: Принципы российского федерализма 15
§1 Проблемные моменты в осуществлении политики федерализации 31
§2 Перспективы развития российского федерализма 35
Заключение 52
Конституция Российской Федерации 1993 год утвердила новую форму Российского государства. Россия стала демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст.1 Конституции РФ). Однако это не означает одномоментного превращения России в вышеозначенное государство. Впереди у Российской Федерации долгий путь становления, для того чтобы стать по-настоящему демократическим правовым государством. И хотя для России федеративное государственное устройство и республиканская форма правления не являются инновациями, данные составляющие формы государства вызывают оживленные споры среди политиков и ученых, как в России, так и за рубежом. При этом наибольшее внимание притягивает проблема реализации в Российской Федерации федеративного государственного устройства.
С принятием Конституции РФ 1993 г. появились основания утверждать о наличии предпосылок для развития России в русле общемировых тенденций федерализма, хотя нельзя не отметить отдельных особенностей, которыми характеризуется сегодня федерация в нашей стране: не всегда прослеживается четкая ориентация на демократизацию государственного устройства - основную цель учреждения федеративных устоев в государстве. Наряду с этим действующую модель федерации в России нельзя рассматривать как окончательное решение вопроса о федеративном устройстве государства в силу ее переходного характера.
Российская Федерация представляет собой конституционную федерацию. Основы ее статуса, субъектный состав, разграничение предметов ведения и полномочий, - все это закреплено в Конституции РФ 1993 г. Федеративный договор 1992 г., двусторонние договоры РФ и субъектов в ее составе de jure являются документами, регулирующими основы федеративных отношений в современной России, в части, не противоречащей российской Конституции (de facto ситуация несколько иная). Таким образом, нет оснований говорить о договорной или даже конституционно-договорной природе Российской Федерации. Заключаемые и уже заключенные договоры между субъектами РФ и федеральным центром не могут заменять собой или дополнять российскую Конституцию - они направлены только на детализацию конституционных норм. Поэтому реформирование федеративного устройства в России следует начинать с пересмотра Конституции РФ, а не одностороннего изменения уже существующих договоров и соглашений, тем более, что действующая российская Конституция содержит нормы, которые можно охарактеризовать как коллизионные и пробельные, требующие дополнительного толкования.
Формальное и фактическое
неравноправие субъектов
Суверенитет Российской
Федерации неделим; он осуществляется
органами государственной власти РФ
при участии субъектов РФ. Важнейшими
из инструментов осуществления суверенитета
Российской Федерации с учетом воли
субъектов РФ являются: участие Совета
Федерации в принятии общеобязательных
решений; механизм учета интересов
субъектов РФ в рамках законотворческой
деятельности; деятельность Конституционного
Суда РФ по обеспечению конституционной
законности. Осуществление суверенитета
в федеративном государстве требует
совершенствования правовых основ
деятельности указанных органов
и нормального функционирования
правовых институтов. Некоторым субъектам
Российской Федерации необходимо отказаться
от тезиса о том, что они являются
независимыми государствами, обладают
государственным суверенитетом
и международной
Федерация, построенная
исходя из территориального принципа,
представляется более предпочтительной
моделью федеративного
Национальный вопрос оказал значительное влияние на процессы становления и развития российского федерализма, в течение значительного времени рассматривавшегося исключительно как средство решения национального вопроса. Диссертант придерживается следующей позиции: национальные проблемы отнюдь не всегда связаны с федерализмом; для их решения существует арсенал опробованных практикой способов.
Проблемы федеративного государственного устройства должны решаться с учетом исторических, экономических, политических, социальных, национальных, культурных и территориальных особенностей Российской Федерации. И вопрос становления российского федеративного государства является вопросом не только времени, но и вопросом правильно избранного дальнейшего пути развития.
Главной проблемой федеративного государственного устройства является проблема власти, то есть проблема ее разделения на федеральную государственную власть и государственную власть субъектов федерации. Разделение двух уровней государственной власти основано на разграничении предметов ведения и полномочий между ними. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации служит основной причиной споров и конфликтов внутри государства уже на протяжении более десяти лет. Отсюда пристальное внимание к этой проблеме со стороны политиков и ученых. При этом принятие новых нормативно-правовых актов, связанных с этой проблемой, заставляет ученых возвращаться к этой проблеме вновь и вновь.
Для демократического федеративного государства свойственно разделение государственной власти, по меньшей мере, на три ветви. Отсюда проистекает проблема формирования органов государственной власти этих ветвей. Для Российской Федерации, со времени принятия Конституции РФ, актуальна проблема формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и это несмотря на то, что для него в Конституции РФ определены более жесткие рамки формирования, нежели для Государственной Думы. Данное обстоятельство объясняется зависимостью положения верхней палаты в системе сдержек и противовесов» единой государственной власти от порядка формирования органов законодательной (представительной) и исполнительной государственных властей субъектов Российской Федерации. Вследствие этого, изменение порядка формирования глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет за собой рассмотрение предложений по изменению порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания.
Спектр предложений
по совершенствованию
Все вышеуказанные проблемы должны решаться с учетом основ российского федерализма заложенных в Конституции Российской Федерации. Знание конституционных основ российского федерализма позволит не только избежать ошибок при принятии законодательства по тем или иным вопросам, касающимся федеративного устройства Российской Федерации, но и выбрать верные пути развития и укрепления федеративных отношений. Научное определение конституционных основ российского федерализма является теоретической стороной вопроса разрешения проблем связанных с федеративным государственным устройством Российской Федерации. И от того, каким образом будет определена теоретическая база, зависят и практические решения проблем. А это в свою очередь обязывает обращаться к теории федерализма и к рассмотрению принципов федеративного государственного устройства закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Информация о работе Российский федерализм: современные проблемы и перспективы развития