Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:36, курсовая работа
История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и общая характеристика правовой культуры………………… 7
2. Структура и функции правовой культуры……………………………… 9
3. Соотношение правосознания и правовой культуры…………………… 15
4. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности……………………………………………………………………..18
5. Особенности правовой культуры сотрудников органов внутренних дел………………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………
При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что среди инструментов решения указанной проблемы используются в первую очередь органы внутренних дел.
2. Структура и функции правовой культуры.
В контексте общего определения правовую культуру можно представить как совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).
Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов.
Определенные общие грани имеют правовая и политическая культуры, так как деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не поглощает и не исчерпывает их полностью политическими закономерностями. Право—особая форма и вид материального и духовного творчества народа, отдельных личностей — это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим собственным закономерностям.
Какую роль играет правовая культура в жизни общества?
Во-первых, правовая культура — своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т. д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.
Право, юридические инструменты организуют благоприятную деятельностную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.
Во-вторых, правовая культура
является средоточием, «мемориалом» накопленных
человечеством юридических
Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры — юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор — нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.
В-третьих, правовая культура
— практически единственная глобальная
форма, через которую воспроизводится
ценность и своеобразие национальных
правовых феноменов — государственности,
правопорядка, правовой системы. Культура
несет в себе «генетический код»
отечественных юридических
Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры.
Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т. д.).
В зависимости от носителя правовой культуры различают:
Правовую культуру общества
правовую культуру личности
правовую культуру профессиональной группы
Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.
Правовая культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.
Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.
Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
В широком смысле слова правовая культура включает все правовые ценности (высший уровень развития законодательства, правовоую науку, законность, правопорядок и др.) и составляет часть культуры отдельного индивида. В узком же смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание им действующего законодательства, правильное понимание, соблюдение, исполнение, применение и нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не является посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях укрепления законности.
Итак, правовая культура - это
одна из форм социально-значимой творческой
деятельности людей в сфере государственно-
Вопрос о структуре правовй культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Некоторые, в частности В.П. Сальников (Правовая культура. С.152) считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами поведения: "право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов". Другие авторы включают в число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку. В уачестве элемента правовй культуры выделяют так же уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов).
Суммируя данные компоненты, мы получим следующую структуру правовой культуры:
1) правосознание,
2) право,
3) правовые отношения,
4) законность и правопорядок,
5) правомерная деятельность субъектов,
6) государственные правовые институты,
7) юридическая наука,
8) юридические акты.
По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и правовую культуру общества.
Под правовой культурой личности понимается знание, понимание, сознательное выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности.
Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретной исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране.
В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна, т.к. включает в себя состояние общегосударственной и национальной правовых культур. Правовая культура отдельно взятого государства содержит как общие, особенные, так и единичные признаки. Правовая культура личности - частица правовой культуры нации, общества и т.д., зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая на ее юридически значимое поведение. Как и правосознание, правовая культура личности имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный, теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все остальные институты политической системы общества (религиозные, профсоюзные, военные и др. организации). Процесс передачи юридических знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека, формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации, чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.
В данном процессе происходит
реализация трансляции юридических
знаний, познавательно-
Праворегулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, коллективов, государственных и общественных институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают справедливость, служат на благо общества и граждан.
Познавательно-
Правосоциализаторская функция призвана контролировать и консолидировать социально неоднородное общество, т.к. пока в определенной степенизаконы отвечают всеобщим интересам, общество воспринимает их позитивно.
Предметом ценностно-нормативной оценки являются правоотношения, нормы и т.д. На практике, прежде, чем вынести то или иное суждение и реализовать ту или иную норму необходимо взвешивать значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных норм. Выбрать из множества норм одну единственно правильную можно только хорошо владея предметом, четко зная законы, имея высокий уровень нравственной и правовой культуры, что и является мехпнизмом, способным помочь найти правильный и точный ориентир, принять верное решение.
3. Соотношение
правосознания и правовой
Правовая культура – многозначная
характеристика одной из важнейших
сторон жизни общества. Это более
высокая и емкая форма
Правовая культура характеризует
уровень правосознания, включает степень
сознания права, на которую опираются
исполнительная власть, должностные
лица, характеризуется она и
Если правосознание охватывает
только духовную жизнь общества, является
только частью общественного сознания,
то правовая культура включает в себя
как духовные характеристики, так
и «материальные придатки»
Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.
Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.
Культурная норма всегда
социальна, ибо социальна человеческая
деятельность, ею нормируемая. Нормативность
культуры обеспечивает координацию
и организацию действий индивидов,
входящих в социальное целое. Нормативность
как организационное и
Информация о работе Правовой нигилизм в правовой культуре сотрудника ОВД