Правовой нигилизм в правовой культуре сотрудника ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и общая характеристика правовой культуры………………… 7
2. Структура и функции правовой культуры……………………………… 9
3. Соотношение правосознания и правовой культуры…………………… 15
4. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности……………………………………………………………………..18
5. Особенности правовой культуры сотрудников органов внутренних дел………………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 59.04 Кб (Скачать)

При этом следует иметь  в виду то обстоятельство, что среди  инструментов решения указанной  проблемы используются в первую очередь  органы внутренних дел.

 

 

 

 

 

 

2. Структура и  функции правовой культуры.

В контексте общего определения  правовую культуру можно представить  как совокупность норм, ценностей, юридических  институтов, процессов и форм, выполняющих  функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).

Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов.

Определенные общие грани  имеют правовая и политическая культуры, так как деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не поглощает и не исчерпывает их полностью политическими закономерностями. Право—особая форма и вид материального и духовного творчества народа, отдельных личностей — это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим собственным закономерностям.

Какую роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура — своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую  достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т. д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.

Право, юридические инструменты  организуют благоприятную деятельностную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, «мемориалом» накопленных  человечеством юридических ценностей. Она — их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура — живой организм, все элементы которого — нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы — обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации.

Поэтому бережное отношение  к правовой культуре есть условие  социального прогресса, гарантия эффективности  усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры — юридические нормы, памятники  права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор — нуждаются в  охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура — практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится  ценность и своеобразие национальных правовых феноменов — государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе «генетический код» отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного  обмена, так и особым бастионом  от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.

Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры.

Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры  правовой культуры, как правило, едины  в понимании основных функций, которые  сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т. д.).

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

Правовую культуру общества 

правовую культуру личности 

правовую культуру профессиональной группы

Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных  человечеством в области права  и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической  практики и др.

Правовая культура в каждый данный  момент "присутствует" в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в  виде характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов  и других субъектов права. Она  выступает отправным моментом, базой  для такого рода  активности и  в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой  общества степень и характер прогрессивно - правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

В широком смысле слова  правовая культура включает все правовые ценности (высший уровень развития законодательства, правовоую науку, законность, правопорядок и др.) и составляет часть культуры отдельного индивида. В узком же смысле слова правовая культура отдельного индивида означает знание им действующего законодательства, правильное понимание, соблюдение, исполнение, применение и нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высокий уровень правовой культуры означает, что человек не является посторонним наблюдателем общественных процессов, а проявляет социально-правовую активность, использует свои правовые знания в целях укрепления законности.

Итак, правовая культура - это  одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений.

Вопрос о структуре  правовй культуры в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Некоторые, в частности В.П. Сальников (Правовая культура. С.152) считает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их роли быть эталонами поведения: "право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов". Другие авторы включают в число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку. В уачестве элемента правовй культуры выделяют так же уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов).

Суммируя данные компоненты, мы получим следующую структуру  правовой культуры:

1) правосознание, 

2) право, 

3) правовые отношения, 

4) законность и правопорядок,

5) правомерная деятельность  субъектов, 

6) государственные правовые  институты, 

7) юридическая наука, 

8) юридические акты.

По субъектам правовую культуру подразделяют на правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Под правовой культурой личности понимается знание, понимание, сознательное выполнение требований права человеком  в процессе его жизнедеятельности.

Правовая культура общества - это вся сфера материального  и духовного воспроизводства  права, юридическая практика народа в конкретной исторический период. Правовая культура общества характеризуется состоянием и спецификой общественного правосознания, системой массовой правовой информации, уровнем развития законодательства, правопорядком и состоянием законности в стране.

В многонациональных государствах правовая культура общества очень сложна, т.к. включает в себя состояние общегосударственной  и национальной правовых культур. Правовая культура отдельно взятого государства содержит как общие, особенные, так и единичные признаки. Правовая культура личности - частица правовой культуры нации, общества и т.д., зависящая от жизненного опыта личности, уровня ее юридического образования, правовых навыков и влияющая на ее юридически значимое поведение. Как и правосознание, правовая культура личности имеет следующие уровни: обыденный, профессиональный, теоретический, которые постоянно взаимодействуют. Они формируются в процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все остальные институты политической системы общества (религиозные, профсоюзные, военные и др. организации). Процесс передачи юридических знаний и опыта осуществляет воздействие на сознание и поведение человека, формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации, чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.

В данном процессе происходит реализация трансляции юридических  знаний, познавательно-преобразовательной, праворегулятивной, ценностно - нормативной, право-социализаторской, коммуникативной и прогностической функйии правовой культуры.

Праворегулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, коллективов, государственных и общественных институтов в соответствие с действующими нормами права, которые утверждают справедливость, служат на благо общества и граждан.

Познавательно-преобразовательная функция направлена на приобретение юридических знаний, норм, законов, процессов, кодексов и т.д. и на правильное применение их на практике.

Правосоциализаторская функция призвана контролировать и консолидировать социально неоднородное общество, т.к. пока в определенной степенизаконы отвечают всеобщим интересам, общество воспринимает их позитивно.

Предметом ценностно-нормативной  оценки являются правоотношения, нормы  и т.д. На практике, прежде, чем вынести то или иное суждение и реализовать ту или иную норму необходимо взвешивать значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных норм. Выбрать из множества норм одну единственно правильную можно только хорошо владея предметом, четко зная законы, имея высокий уровень нравственной и правовой культуры, что и является мехпнизмом, способным помочь найти правильный и точный ориентир, принять верное решение.

 

 

3. Соотношение  правосознания и правовой культуры.

Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших  сторон жизни общества. Это более  высокая и емкая форма правосознания.

Правовая культура характеризует  уровень правосознания, включает степень  сознания права, на которую опираются  исполнительная власть, должностные  лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой  пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового  государства.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так  и «материальные придатки» права  – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

Поскольку культура – выражение  специфически человеческого способа  деятельности, поскольку она по своей  природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут  совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в  себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность  культуры обеспечивает координацию  и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность  как организационное и координационное  средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

Информация о работе Правовой нигилизм в правовой культуре сотрудника ОВД