Правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Среди правовых явлений правовая культура безусловно представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства.

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 184.00 Кб (Скачать)


                                                      Введение

 

Актуальность темы исследования. Среди правовых явлений правовая культура безусловно представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства. Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы. Это в полной мере относится и к современной России. В ее правовой системе как в зеркале отражается достигнутый на рубеже веков и тысячелетии уровень прогрессивно-правового развития общества. Правовая культура опосредует все основные сферы правовой жизни общества: правотворчество и законодательство, правосознание и реализацию права, субъективные права, свободы и обязанности граждан, политико-юридические институты, учреждения общества и государства, определяя их особое качественное состояние, которое можно выразить понятием правокультурность..

Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов и других должностных лиц.

История показывает, что только тогда  правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.

Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение.

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории права.

Главным признаком  правового государства, обязательным условием его построения является высокий  уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность  общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой

действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правовой культуры.             Правовая культура общества, отдельных групп, индивидов органично связана с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества.

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».1 Каждый живущий в данном обществе включён в систему норм, культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя.

Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется

нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его  правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовуюкультуру.

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой  культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными.

Цель настоящей работы – проанализировать теоретические основы правовой культуры и ее практическое применение.

Задачами курсовой работыявляются:

 - раскрыть понятие, структуру и функции правовой культуры;

- рассмотреть основные виды  правовой культуры;

- изучить задачи правовой культуры и её роль в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Объект исследования: правовая культура как феномен общественной жизни. Предмет исследования: теоретические и практические аспекты сущности, содержания, формирования и развития правовой культуры.

Предмет исследования: правовая культура общества.

Теоретическая основа работы. Многоплановость темы предполагает использование самых разнообразных источников и литературы по теории государства и права, философии права, а также культурологии и социологии, таких авторов, как Е.В. Аграновская, В.А. Васильев; Н.Н. Вопленко, О.С. Демко, И.А. Иванников, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Т.Н. Наумова, М.Б. Смоленский и др.

Методологическую основу исследования составили общенаучный и частнонаучные методы изучения правовой системы как общественного явления. Общенаучным методом исследования является диалектический метод, который предполагает изучение правовых явлений с точки зрения законов диалектики. Диалектический метод позволяет проникнуть в сущность государства и права, выяснить их природу, особенности, механизм деятельности государства, правотворчества и правоприменения. К числу использованных научных методов следует отнести исторический, сравнительный, социологический, формально-юридический, нормативный, логический, системный, структурно-функциональный, посредством которых проводится анализ существующего законодательства и практики его применения.

Хронологические рамки  исследования. Период исследования охватывает

Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

    1. Понятие, структура и функции правовой культуры

 

Понятие «культура» берет свое начало от латинского слова «cultura» («возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, выращивание, обрабатывание»), которое обозначало функцию, связанную с приобретением знаний, опыта, с целенаправленным воздействием человека на природу.

Понятие культуры многозначно и  получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы.

 Социологический подход дает  понятие культуры как совокупности  всех духовных ценностей.  Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

С точки зрения антропологического подхода культура понимается как  совокупность всех благ, созданных  человеком, в отличие от того, что  создала природа.

С позиции необходимости обобщения  различных подходов 
представляется интересным определение, которое дает А.А. Радугин: 
«Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека 
через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл, человеческой   жизни   в   соотнесении   его   со   смыслом   сущего.  

 Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, профессиональную группу и т.д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей». 2

Мы рассматриваем правовую культуру как разновидность общей культуры. Так, Д.А. Керимов отмечает: «тысячами нитей правовая культура связана с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение творящих законы, на их ценностные правовые установки непосредственно (или опосредованно) определяет характер законодательства, обусловливает его адекватность историческому и национальному духу народа, потребностям и интересам людей». 3

На наш взгляд, правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. Д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Она находится в органичном единстве и взаимосвязи с остальными областями культуры – политической, этической (нравственной), эстетической.

Между тем, в юридической науке, как и в наноурологи, нет единого понимания ни самого термина «культура» вообще, ни правовой культуры в частности.

Так, Е.В. Аграновская представляла правовую культуру в виде «системы взглядов, оценок, убеждений, которые определяют правовое поведение».4

 В.И. Каминская  и А.Р. Ратинов под правовой  культурой предлагали понимать  «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей».

Авторы учебника под редакцией В.М. Корельского, В.Д. Перевалова определяют понятие правовой культуры через перечисление факторов, влияющих на нее, и элементов, составляющих ее структуру: «Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека».

На современном этапе развития социолого-правовой мысли наряду с указанными элементами правовой культуры, исследователи в рамках ее содержания выделяют оценочный компонент.

Так, Т.Н. Наумова  считает, что «правовая культура – одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выраженная в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений». 5

И.А. Иванников  определяет, что «правовая культура – это одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Она выражена в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений».6

Н.И. Матузов, и  А.В. Малько не формулируют определения  понятия правовой культуры, отмечая лишь, что в широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране… выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами.7

И.В. Ковалева рассматривает  понятие правовой культуры, исходя из следующей предпосылки: для чего создаются, чему служат правовые установления.

«Одно дело, - говорит  И.В. Ковалева, - если они созданы  и используются в интересах государства, общества, подавляющего, подравнивающего индивидуальности.

То есть, если право представляет собой, например, «возведенную в закон волю господствующего класса», как это трактовалось марксистами. И совсем другое, - если правовые установления защищают человека, живущего в обществе, государстве, в том числе и от произвола того же государства, как власти. В последнем случае они и могут рассматриваться в качестве феноменов культуры. Тогда правовая культура – это обработка, оформление, облагораживание жизни людей посредством и с помощью реализации правовых отношений, установлений, учреждений».

Как видно из приведенного выше, добиться сколько-нибудь единообразного определения понятия правовой культуры вряд ли возможно, да, наверное, и не нужно, поскольку это слишком широкое и неоднозначное понятие, чтобы быть однозначно определенным.

Своеобразное  отражение феномена широты и «неопределяемое»  рассматриваемого понятия дает философия права.

 «Право как  культурный феномен – часть общечеловеческой культуры. Правовая культура – это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей.

Культура здесь  как раз и состоит в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит неоформленная (неопределенная, неупорядоченная, хаотичная, а потому и произвольная) фактичность…» - говорит B.C. Нерсесянц.8

Информация о работе Правовая культура