Правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Среди правовых явлений правовая культура безусловно представляет наиболее многостороннее и многослойное явление. Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства.

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятие  правовой культуры можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную  
(аксиологическую) категорию и как категорию содержательную.

В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности.

Типичным и  наиболее полным применительно к  этому подходу следует считать определение понятия правовой культуры общества как части общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством   в  области   права  и   относящихся   к  правовой  реальности  общества:     уровню     правосознания,    режиму    законности     и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики.9

Содержательный  анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся  к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.  
Представить в полной мере сущность правовой культуры нельзя, не выделяя ее логическую структуру.

Следует, однако, отметить, что вопрос о структуре  правовой  культуры  в  отечественной  юридической  литературе является дискуссионным.

Обычно   в   структуре   правовой   культуры   выделяют   следующие наиболее крупные элементы:

1) право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю;

2) правоотношения как систему общественных отношений,   участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;

3) правосознание  как систему духовного отражения    всей    правовой действительности;

4) правовые  учреждения    как    систему    государственных    органов    и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, 
 реализацию права;     

5) правовое поведение, уровень развития правовой деятельности.[15] 10

Помимо указанных структурных  элементов правовой культуры другие авторы включают в нее также и «законность и правопорядок», «критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку», «уровень развития всей системы юридических актов».

«Суммируя все выделенные в литературе компоненты, - заключает И.А. Иванников, - получим следующую структуру  правовой культуры:

    1. правосознание; 
    2. право;  
    3. правовые   отношения; 
    4. законность   и правопорядок;
    5. правомерная деятельность субъектов;
    6. государственно-правовые институты;
    7. юридическая наука;
    8. юридические акты».

Следует отметить, что И.А. Иванников  совершенно правильно поставил на первое место в приведенном перечне правосознание, поскольку оно является важнейшим элементом правовой культуры.

Правосознание представляет собой  результат и процесс отражения  права в сознании людей. Оно воплощается в совокупности знаний и оценок как самого права, так и реальной практики правовых отношений, существующих в данном обществе.

Обычно выделяют несколько уровней  правового сознания: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический.

Особенностью обыденного уровня правосознания является то, что оно ограничено повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями.

Обыденное правовое сознание реализуется  людьми, которые в своей деятельности руководствуются правовыми чувствами, правовыми навыками, правовыми привычками и не систематически приобретенными правовыми знаниями.

Правовые чувства содержат в себе субъективную установку по отношению к различным сторонам и признакам социальной действительности. Люди способны, например, испытывать чувство свободы и независимости, чувство долга перед другой личностью или обществом, чувство справедливости и т. п.

В качестве правовых навыков выступают  умения совершать требуемые правовым общением внешние действия (выбор  надлежащего контрагента, заключение соглашения, возмещение ущерба и т.д.) как затверженные стереотипные приемы.

Правовые навыки освобождают сознание индивидуума от необходимости всякий раз обдумывать способ регуляции таких действий. Они позволяют ему сосредоточиться преимущественно на осмыслении общих целей своих действий, условий и средств их выполнения, на контроле и оценке результатов.

Правовая привычка – это устойчивая внутренняя потребность индивида в постоянном следовании относящимся к праву стандартам поведения. К разряду правовых можно отнести такие привычки, как исполнение обещанного, оказание услуг за предоставленные услуги и т.д. В привычках откладывается определенное, опытом собственной жизни проверенное знание права. Многие правоведы склонны считать, что степень развитости и распространенности правовых навыков и привычек в обществе является зримым и веским показателем состояния правовой культуры общества.

Не систематически приобретенные  правовые знания присутствуют в виде отрывочных сведений, мнений, оценок, установок, образов обыденного сознания. Обыденный уровень правовой культуры формируется средствами массовой информации, литературой, кино и т. Д. Само по себе телевидение, печать, радио не имеют отношения к правовой культуре, но своими средствами они постоянно пополняют ее «фонды».

Своеобразие правовым навыкам, чувствам и привычкам придают социокультурные традиции и национально-психологические особенности того или иного народа.

Так, англичанами понятие общеобязательности социальных норм, правил, и понятие своих собственных прав воспринимается как нерасторжимое целое. Англичанам свойственно обостренное осознание собственных прав. Они убеждены, что законы существуют как для того, чтобы держать в узде недисциплинированную часть населения, так и для того, чтобы люди могли опираться на них в случае несправедливости властей.

Что касается традиционно мыслящих китайцев, то, по укоренившимся в них конфуцианским представлениям, право вовсе не является ни необходимой, ни даже нормальной основой разумно организованного общества. Скорее, право является признаком несовершенного, дурно устроенного общества.

Особенности национального правосознания россиян ставят нас ближе к китайцам, нежели к европейцам. Русскому человеку издавна присущ правовой нигилизм. Широко известны слова Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя.

Не менее известна и мысль  Салтыкова-Щедрина о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

Следующим уровнем правового сознания является профессиональный. Он складывается у лиц, специально занимающихся правовой деятельностью, например, юристов. Этому уровню свойственна систематизированность знания и понимания правовых явлений и соответствующей области профессиональной деятельности (судьи, сотрудника ОВД, адвоката и т.д.).

Наконец, третий, самый высокий  уровень правового сознания – теоретический. Он предполагает научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений всей правовой жизни общества, целостного механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных проявлений (как это рассматривается на профессиональном уровне).

Теоретическое правовое сознание своей ближайшей задачей видит не регулирование поступков, поведения людей в сфере права, а нацелено на преобразование, изменение правового сознания, с тем, чтобы оно (по содержанию, по строению и т.д.) соответствовало объективным параметрам права, правовым нормам на уровне современности.

Этой деятельностью занимаются люди, имеющие высокую юридическую подготовку, - теоретики, преподаватели. Они профессионально заняты в сфере духовной культуры, с помощью соответствующих средств и процедур развивают юридическую науку, разрабатывают правовые дисциплины, в нее входящие, вырабатывают научно-практические рекомендации законодательным и правоприменительным органам в обществе.

Необходимо отметить, что выделение  различных слоев, уровней и форм правового сознания не означает того, что в реальной, живой правовой действительности они изолированы друг от друга, существуют в «чистом» виде и не контактируют между собой.

Правовая культура обеспечивает осуществление  ряда системосозидательных функций по отношению общества.

Важнейшими среди них являются: познавательно-преобразовательная, регулятивная, аксиологическая, коммуникативная, прогностическая.

Познавательно-преобразовательная функция  правовой культуры подчинена задаче формирования правового государства и гражданского общества, интегрирование общественных, групповых и личных интересов, постановке человека в центр общественного развития, правовой и нравственную справедливость.

Регулятивная функция правовой культуры обеспечивает устойчивое и  динамичное проявление всех элементов правовой системы.

На этой основе она осуществляет консолидацию и гармонизацию общественных отношений, очерчивает границы социальных контуров и поведения людей. Благодаря ей правовая культура упорядочивает отношения между людьми в обществе и определенным образом их нормирует.

Аксиологическая функция правовой культуры дает возможность оценить различные общественные явления и процессы, предлагая с этой целью специфические правовые критерии и оценки.

Наряду с этим, она дает возможность оценить сами правовые нормы и другие элементы, составляющие в совокупности уровень правовой культуры конкретного общества.

Ценностно-оценочный подход применим к праву, законности, правопорядку, механизму правового регулирования в государстве, а также поведению и деятельности личности и социальных групп.

Правовая культура выполняет также коммуникативную функцию.

Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она сама существует через это общение и, в свою очередь, оказывает на него заметное воздействие.

К коммуникационным характеристикам  права можно отнести следующие:

1) право появляется и действует  лишь в ситуациях человеческого  общения, само по себе является системой сообщений;

2) право является публичным феноменом, оно открыто для познания и оценки любыми лицами;

3) каналы передачи правовой информации, являются формализованными, контролируются органами, ее создающими, а также регулируются законодательством;

4) текст правового акта отчужден  от органа, его издавшего, опосредует его отношения с иными социальными институтами;

5) правовая коммуникация обычно  характеризуется односторонней  направленностью (законодатель - субъект права);

6) правовая нормативная информация  распространяется на неопределенное число коммуникантов;

7) правовая информация (нормы права) производится в массовых масштабах и единых процессуальных формах;

8) правовая информация выражена в специфической языковой форме. Правовая коммуникация включает в себя две формы: массовую (нормативно-правовое регулирование) и межличностную.11

Выделяют, кроме того, прогностическую  функцию правовой культуры, которая включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы в целом,12 а также воспитательную функцию, которая проявляется в том, что правовая культура служит средством воспитания сознательного и ответственного отношения людей к жизни, средством пропаганды правомерного поведения.13

В заключение данного раздела работы отметим, что рассмотренная характеристика правовой культуры общества объясняют  сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры.

Исследования по теме работы, несомненно, должны быть продолжены, поскольку нет не только единого, но и сколько-нибудь согласованного подхода к определению правовой культуры. То же можно сказать относительно структуры и функций правовой культуры.

Таким образом, теория государства и права, используя также культурологический и социологический подходы, еще должна «сказать свое слово» по проблемам правовой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основные виды правовой культуры

 

И.А. Иванников говорит, что по субъектам  правовую культуру подразделяют на такие виды, как правовая культура личности и правовая культура общества.

Под правовой культурой личности понимается знание, понимание и сознательное выполнение требований права человеком  в процессе его жизнедеятельности. Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая  практика народа в конкретный исторический период.14

Часто правовую культуру подразделяют на такие виды, как правовая культура общества, правовая культура личности и профессиональная правовая культура.

Такая классификация представляется наиболее целесообразной.  
Н.И. Матузов и А.В. Малько отмечают также, что «различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю

Информация о работе Правовая культура