Правовой нигилизм в правовой культуре сотрудника ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и общая характеристика правовой культуры………………… 7
2. Структура и функции правовой культуры……………………………… 9
3. Соотношение правосознания и правовой культуры…………………… 15
4. Правовая культура сотрудника ОВД как средство обеспечения законности……………………………………………………………………..18
5. Особенности правовой культуры сотрудников органов внутренних дел………………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 59.04 Кб (Скачать)

Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.

Обращаясь к праву, можно  утверждать, что все юридические  нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические  нормы. Осуществляемый обществом отбор  культурных норм, после чего они  оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.

При первобытнообщинном строе, когда на месте целостного общества существовал конгломерат кровнородственных  коллективов, культурные нормы, разумеется, всеобщего значения приобрести не могли, а следовательно, общеобязательными, то есть правовыми, не становились. Здесь могли институонализироваться лишь личностные (не общественные!) связи. Только после формирования обмена как универсального способа кооперации людей в общество безотносительно к каким бы то ни было их личностным особенностям норма культуры включалась в опосредствование социального организма, становилась общеобязательной и, стало быть, правовой. Правило поведения, не ставшее нормой культуры, в право не включается. Право, следовательно, - часть культуры, ее сторона, «момент».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Правовая культура  сотрудника ОВД как средство  обеспечения законности.

Профессиональная культура сотрудника ОВД включает:

- знание законодательства и возможностей юридической науки.

- Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан;

- убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости.

- Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан;

- умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.

- Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции.

Исключительно важное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки юристов-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего уровня в своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.

Разумеется, что культура юриста-профессионала должна быть более  высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.

Совокупность правовых государственных  органов принято называть правоохранительными. Правоохранительные органы призваны способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, охране интересов общества, прав, свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения конституции  и иных законов, уважения правил общежития.

Правовая культура работников правоохранительных органов имеет  свои особенности и отличается от правовой культуры других граждан не сколько элементами структуры, сколько содержанием. Для нее характерны более полные правовые знания, умения применить их на практике.

Судебная форма защиты прав граждан имеет свои преимущества перед другими формами. Это обусловлено  высоким положением суда РФ как органа, подчиненного только закону, независимостью судей, т.к. вместое с тем для того, чтобы все указанные факторы способствовали реализации прав граждан, необходимо высокое качество правосудия, которое определяется уровнем общей и правовой культуры.

Об уровне правовой культуры юриста свидетельствуют его юридические  знания, навыки, правовые уствновки, ценностные ориентации, которые проявляются: 1) в правильном понимании своих функций, 2) в умении применять на практике и правильно толковать нормы права, 3) в точном исполнении им предписаний закона, 4) в обеспечении прав и законных интересов граждан.

Для того, чтобы судить об уровне правовой культуры работников правоохранительных органов, необходимо учитывать уровень его образования, юридический опыт и квалификацию, важнейший критерий правовой культуры. На практике ряд судебных ошибок связан с ошибками, допущенными в ходе дознания и предварительного следствия, поэтому высокие требования к уровню правовой культуры работников МВД, прокуратуры и т.д. вполне оправданы. Необходимо также отметить, что работники органов внутренних дел и др. органов должны не только обладать эрудицией, но и умением грамотно писать, говорить, держать себя на людях, что также определяет уровень их правовой культуры, кроме того очень важную роль играет не только знание и соблюдение закона, но и соблюдение работником норм профессиональной этики, нравственных норм. Если, к примеру, следствие ведется в условиях "борьбы" следователя с подозреваемым (обвиняемым) с применением следователем соответствующих приемов преодаления сопротивления "противника", включая следственные хитрости и "ловушки", то это - предварительное следствие низкого культурного уровня.

Низкий уровень требовательности к соблюдению нравственных норм почти  неизбежно влечет за собой и нарушение  правовых норм. От профессионального  и культурного уровня работника  правоохранительных органов зависит  и выполнение ими своих функций  и способы, приемы, которыми он достигает  намеченных целей.

Уровень личной (в том  числе и правовой) культуры следователя, судьи, прокурора и т.д., их отношение  к этическим, юридическим нормам, общей и профессиональной эрудиции, умение точно и лаконично формулировать  аргументы и выводы, описывать  факты, обрабатывать информиацию откладывают отпечаток на уровень культуры производства уголовных, гражданских дел, судебных разбирательств и т.д., т.е. на всю деятельность работника правоохранительных органов.

 

 

 

 

5. Особенности правовой культуры сотрудников органов внутренних дел.

В сложных социально-экономических  и политико-правовых условиях становления  новой российской государственности  существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню общественной правовой культуры. Современная российская правовая культура находится в ситуации глубоких структурных реформ, в состоянии  перехода к культуре персоноцентристского типа. Происходит не только количественное расширение прав и свобод граждан, но и качественная трансформация правовых механизмов осуществления этих прав, деятельности государственных учреждений. Правовая культура населения становится ключевым фактором, который должен обеспечить поддержание правопорядка. В данной ситуации приобретают актуальность вопросы правомерного поведения как фактора формирования и проявления правовой культуры.

Для сотрудников органов  внутренних дел эта проблема имеет  особое значение. Органы внутренних дел - особая профессиональная группа со своим  корпоративным сознанием, этикой и  специфической ментальностью. Сотрудники органов внутренних дел - активные участники  правотворческого и правоприменительного процессов; от них во многом зависит  состояние законности и правопорядка, а, в конечном счете - становление  российского демократического, правового  и социального государства. Поэтому  теоретическое исследование личностной профессиональной правовой культуры сотрудников  применительно к условиям переходного  периода, переживаемого современным  российским государством, имеет высокую  актуальность.

Правовая культура, как  правило, рассматривается в широком  смысле. Изучение же личностного аспекта  этой проблемы, с выходом на вопросы  правомерного поведения, в основном сводился лишь к общей постановке вопроса. Специальное же изучение этой правовой категории, роли профессиональной правовой культуры в юридической практике - весьма редкое явление. Недостаточно разработана и такая проблема, как связь между уровнем индивидуальной правовой культуры и качеством правоохранительной деятельности, как отдельных сотрудников, так и органов внутренних дел в целом.

Под объективными условиями  формирования правовой культуры мы понимаем не зависящие от субъекта воспитания обстоятельства материального и  духовного порядка, в которых  живут и действуют люди, обстоятельства прежде всего социально-правовой среды их жизнедеятельности. В целом совокупность объективных условий - это и взаимодействие правовых, духовных явлений. Объективные условия - это конечно же среда жизнедеятельности социального субъекта, включающая соответствующие объективные отношения, выступающие результатом деятельности людей и институтов, но не сама их деятельность. Хорошо известно положение К. Маркса о том, что исходным пунктом характеристики человека является "определенный характер общества, в котором он живет...".

Среди объективных условий, пожалуй, одним из самых важных, оказывающих  воздействие на правовую культуру, является реформа правовой системы. Как известно, весну 1985 г. определяют началом перемен в жизни общества. Имея ряд конкретных направлений  своей реализации, реформа выдвинула  решающим направлением обеспечение  полновластия местных органов власти как основу государственности и  самоуправления. Данная реформа была призвана освободить от деформации и  искажений политическую жизнь страны, способствовать развитию демократии, гласности, плюрализма, становлению  гражданского общества, обеспечению  подлинного народовластия. Но реализация политической и правовой реформы  оказалась сопряжена с рядом  негативных явлений и трудностей. Это усиление дезорганизации общественного  производства и массовые беспорядки, конфликты на межнациональной почве  и разрыв межрегиональных экономических  связей. В ходе дальнейшего общественного развития появились и другие кризисные явления, охватившие не только сферу экономическую, но и другие (политическую, правовую, социальную):

- в сфере политической  наблюдается "потеря управляемости"  на всех уровнях и во всех  звеньях функционирования государства,  острые политические конфликты,  межнациональные, корпоративные  и иные;

- в сфере экономической  - обесценивание доходов населения:  огромный и быстрорастущий государственный  долг, как внутренний, так и внешний;

- в сфере социальной, где  произошла стремительная дезинтеграция  социальных групп, - утрата идентификации  личности с прежними структурами,  ценностями, нормами". Общество вследствие  указанных причин представляет "огромный  потенциал психологических напряжений, неудовлетворенности, агрессивного  раздражения, образующих устойчивый  негативный фон повседневного  существования".

Рассмотрев изменения  в ходе первого этапа реализации политической, экономической, правовой реформы, считаем необходимым более  подробно остановиться на проблемах дня сегодняшнего, ибо сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с последствиями тех кризисных явлений, которые вызваны этими реформами.

Динамично изменяется среда  функционирования органов внутренних дел. В общественной жизни набирает темп тенденция усиления и консолидации мощных коммерческих структур, которые  все более осознают свои интересы. С учетом проникновения представителей преступного мира в коммерческие структуры это явление способно оказать дестабилизирующее воздействие  на социальное настроение масс. Реальная власть в определенных сферах переходит  к системе управления, формируемой  на криминальной основе. Криминальные структуры России набирают силу, и  тому есть реальные подтверждения. Достаточно резкий переход от состояния завышенных ожиданий в обществе к состоянию  неопределенности и страха перед  будущим, перспективы спада производства и массовой безработицы ведут  к утрате реальных стимулов к труду, резко снижают законопослушность населения. Сложившаяся к настоящему времени обстановка объективно является питательной средой для преступности. Усиливается криминальная активность, характерными особенностями которой являются: консолидация, организация, вооружение, коммерционализация, политизация и интернационализация.

Важнейшими факторами  негативного влияния на сотрудников  органов внутренних дел являются коммерческие структуры, система предпринимательства  в целом. Необходимость сотрудничества с сотрудниками органов внутренних дел для них носит объективный  характер, обусловленный повышенным риском предпринимательской деятельности в условиях нестабильности. Нередко  коммерческие структуры служат надежным прикрытием преступных элементов. Преступники  используют и коррумпированные связи  в органах внутренних дел и  управления. Налицо интенсивный процесс  сращивания общеуголовной и экономической преступности, коррупции. Усиление момента организованности преступной среды сопровождается и резким ростом ее технической оснащенности, ростом объема материальных средств, находящихся в ее распоряжении.

Информация о работе Правовой нигилизм в правовой культуре сотрудника ОВД