Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 21:17, контрольная работа
Цель контрольной работы исследование понятия правотворчества.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие правотворчества, рассмотреть сущность, функции, принципы и виды правотворчества;
- исследовать правотворчество в РФ, его характерные черты, стадии, особенности российской юридической техники;
- сделать вывод о проделанной работе;
Введение.
Понятие и содержание категории «правотворчество».
Понятие и принципы правотворчества.
Общие стадии правотворческого процесса.
Законодательствование как тип правотворчества: понятие, виды.
Референдум как вид законотворческой деятельности.
Парламентское законотворчество: цель и особенности процедуры.
Подзаконное и делегированное правотворчество.
Санкционирование как тип правотворческой деятельности.
Проспективное санкционирование: специфика правотворческой процедуры.
Судебное правотворчество.
Договорное правотворчество.
Заключение.
Принципы
создают фундамент
1. Принцип научности.
2. Принцип законности.
3. Принцип демократизма.7
По мнению профессоров Н.И. Матузова, А.В. Малько, к указанным основополагающим идеям должны быть добавлены: принцип профессионализма и принцип гласности.8 Другие авторы включают в этот перечень также принцип гуманизма и принцип тщательной и скрупулезной подготовку проектов законов и иных нормативных актов, принцип технического совершенства принимаемых документов.9 А.В. Дёмин относит также к принципам правотворчества принцип актуальности, современности правотворчества и принцип баланса публичных и частных интересов10, а А.Б. Венгеров - принцип исполнимости.11
Рассмотрим некоторые из этих принципов :
Принцип научности- означает использование приемов и методов научного анализа, достижений науки и строгое соответствие объективным критериям оценки.
Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д. Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными. Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.12
Принцип законности – этот принцип проявляется в отношении как процедуры принятия нормативно-правового акта, так и его содержания. Полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним.13
Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов
Принцип демократизма (народный характер правотворчества)- призван обеспечивать активное, и самое главное, эффективное, участие представителей народа, широких слоев общественности в правотворческом процессе. Этот принцип проявляется в том, что, во-первых, законодательные органы состоят из депутатов, представляющих население, а во-вторых, все субъекты правотворческой деятельности в своих нормативных актах выражают интересы граждан.
Одним из направлений развития политической системы общества на современном этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, что в процессе правотворчества отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума – самой непосредственной формы демократии. В частности, в 1993 году впервые путем референдума была принята Конституция России
Принцип гласности - тесно связан с принципом демократизма. Согласно ему процедура разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом должна быть доступна для круга лиц. Проявление данного принципа на практике — это всенародное обсуждение законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Этот принцип состоит в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Правда, политика всенародных обсуждений как средства реального выявления и учета мнения миллионов людей себя не оправдала, в первую очередь в силу отсутствия механизма подведения их итогов и дальнейшего учета в законодательстве.
Принцип профессионализма - от соблюдения этого принципа напрямую зависит качество правотворчества, эффективность механизма принятия государственных решений. В соответствии с требованиями профессионализма, в подготовке правовых актов должны принимать участие высококвалифицированные специалисты соответствующих отраслей общественной жизни, имеющие профессиональную подготовку, опыт работы и глубокие познания.
Строгая дифференциация правотворческих полномочий. Реализация этого принципа имеет огромное значение в условиях государственно-организованного общества на идеях разделения властей, наличия системы сдержек и противовесов. Любое «перетягивание одеяла» грозит нестабильностью, ростом правового нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями. В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет этого требования в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших государственных органов, в частности депутатов Федерального Собрания. Учитывая то, что они начинают работать на профессиональной основе, важно научить их законодательному процессу. Велика роль науки в реализации этого принципа, так как именно она помогает найти наиболее приемлемые правовые формы, представляет альтернативные проекты нормативных актов, учитывающие различные интересы в обществе, имеет возможность провести научный эксперимент.
Принцип гуманизма - цель правотворчества - права и свободы человека и гражданина. Право должно быть направлено на защиту интересов личности и всего общества в целом.
Принцип тщательности, скрупулезности подготовки проектов - в правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.
Принцип технического совершенствования - принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.14
Принцип актуальности, оперативности - при разработке и издании юридических норм правотворческие органы обязательно изучают социально-экономическую ситуацию, объективные потребности развития, необходимость и целесообразность юридического урегулирования общественных отношений, что является проявлением в правотворческой деятельности. Законодатель должен чутко реагировать на изменения обстановки в стране. Задавая обществу нормативную программу развития, он стимулирует позитивные изменения в различных сферах общественной жизни.
Принцип планирования – плановость дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия.
В современных условиях переустройства России с целью достижения заранее определенных целей планирование правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избежать непродуманного правотворчества, устранить дублирование и рассредоточить усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня, ликвидировать поспешность в правотворческой деятельности, создать условия для подготовки документов высокого качества, провести подготовительные мероприятия, включая консультирование с ведущими учебными и научными учреждениями, учесть их планы научно-исследовательской работы.[5] -Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией С.А. Комарова. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1996. - С. 49-50
Принцип исполнимости – он отражает необходимость при подготовке законопроектов и принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и позволит закону или иному нормативному правовому акту действовать и быть реализованным.
В правотворческой деятельности должен соблюдаться баланс публичных и частных интересов. Например, нормы, устанавливающие ставки налогообложения, должны, с одной стороны, гарантировать наполнение доходной части бюджета, а с другой - сохранить для налогоплательщика стимулы к осуществлению предпринимательской деятельности, получению доходов, приобретению дорогостоящего имущества.
Правотворческая деятельность современных
цивилизованных государств осуществляется
на базе вышеперечисленных основополагающих
принципов, представляющих собой организационные
начала, которые определяют существо,
характерные черты и общее направление
этой деятельности.
1.3.
ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА.
Правотворчество представляет собой универсальный процесс формирования и развития правовых актов.
Соглашаясь с мнением М.Н. Марченко в качестве критериев разделения правотворческой деятельности на виды можно выделить субъекты этой деятельности и регламенты процедуры правотворчества.
Субъект правотворчества - орган или сообщество, которое вправе принять тот или иной акт. Правомочность субъекта определяется конституционным или законодательным статусом. Субъектов правотворческой деятельности можно разделить на тех, которые вправе выступать с инициативой подготовки и принятия правового акта и тех, кто вправе или должен реагировать на правотворческую инициативу. Причем, если круг субъектов правотворчества строго определен, то круг субъектов правотворческой инициативы более широкий, и, как правило, регулируется лишь частично. Тем самым стимулируется участие в правотворческой деятельности граждан и их общественных объединений. В свою очередь, субъекты собственно правотворчества (уполномоченные непосредственно принимать правовые акты) зачастую вправе выступать с правотворческой инициативой, а рассмотрение предложений о правотворчестве может быть обязательным (согласно конституционным и иным правилам взаимоотношений органов) либо рекомендательным.
Регламенты
правотворчества различных
С учетом названных критериев можно выделить пять видов правотворчества: законотворчество; подзаконное правотворчество; локальное нормотворчество местного самоуправления; прямое, непосредственное правотворчество; договорное нормотворчество.
Законотворчество представляет собой законодательный процесс, посвященный стадиям и действиям по подготовке, обсуждению и принятию законов - актов высшей юридической силы, которые принимаются законодательным и представительным органом в особом порядке.
Законы призваны регулировать вопросы, имеющие важнейшее государственное значение, а именно: вопросы конституционного характера; принципы организации, порядок формирования и деятельности высших и местных органов государственной власти и управления; основные права, свободы и обязанности граждан; решение вопросов принятия и изменения бюджета; установление всех видов налогов; основные вопросы международных отношений и некоторые другие.
Информация о работе Правотворчество: понятие, принципы, виды