Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 21:17, контрольная работа
Цель контрольной работы исследование понятия правотворчества.
Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие правотворчества, рассмотреть сущность, функции, принципы и виды правотворчества;
- исследовать правотворчество в РФ, его характерные черты, стадии, особенности российской юридической техники;
- сделать вывод о проделанной работе;
Введение.
Понятие и содержание категории «правотворчество».
Понятие и принципы правотворчества.
Общие стадии правотворческого процесса.
Законодательствование как тип правотворчества: понятие, виды.
Референдум как вид законотворческой деятельности.
Парламентское законотворчество: цель и особенности процедуры.
Подзаконное и делегированное правотворчество.
Санкционирование как тип правотворческой деятельности.
Проспективное санкционирование: специфика правотворческой процедуры.
Судебное правотворчество.
Договорное правотворчество.
Заключение.
Порядок подготовки и принятия законов подробно регламентируется в юридических актах положениях конституций, регламентах палат парламентов, законов об организации парламентов. Эти же документы определяют круг субъектов права законодательной инициативы. Это могут быть депутаты и комитеты палат Парламента, Президент, Правительство, высшие судебные органы, законодательные органы субъектов федерации, местные органы, Национальный Банк, определенное число избирателей, центральные органы общественных организаций. В каждой стране их круг неодинаков. Общим является легальное признание того или иного круга органов, правомочных вносить проект закона или законодательное предложение, участвовать в его доработке, рассмотрении и принятии, с одной стороны, инициировать стадии законодательного процесса и всех лиц, обязанных на них действовать, с другой.
Характерной чертой законодательного процесса является четкая и детальная регламентация всех этапов движения законопроекта, начиная от внесения и заканчивая вступлением закона в силу.
Подзаконное правотворчество Президента, Правительства и иных органов исполнительной власти должно соответствовать положениям законов, которые имеют более высокую юридическую силу. Подзаконное правотворчество является более оперативным по целям подготовки и принятия актов. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.
Для
министерств и ведомств зачастую
требуются общие правила
Следует иметь в виду, что структурные
подразделения министерств,
Разновидностью правотворчества является порядок прямого, непосредственного принятия правовых актов. В данном случае речь идет о референдуме (например, в России) либо о народном голосовании (в Австрии и Швейцарии). Прямое правотворчество такого рода характеризуется рядом признаков. Во-первых, оно проводится по инициативе групп граждан, населения (определенной численности). Во-вторых, в референдуме участвуют избиратели, чья совокупная воля является прямым и единственным правообразующим источником конституции, закона или иного решения. В-третьих, итоги референдума либо народного голосования являются окончательными и обладают наивысшей юридической силой. Они не нуждаются в дополнительном утверждении каким-либо органом.
Среди видов правотворчества следует отметить деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров. Это конституционные, внутрифедеральные, управленческие, функциональные договоры и соглашения, заключаемые между различными государственными органами на добровольной основе. Содержащиеся в них нормы-обязательства служат основой для принятия других правовых актов и совершения необходимых юридических действий.
Примером такого рода соглашений может служить, в частности, Федеративный договор, явившийся правовой базой создания Российской Федерации на новой основе. Он содержит нормы о распределении компетенции между государственными образованиями Российской Федерации, о предметах исключительного ведения федерации и ее субъектов, а также их совместного ведения.
Другой пример такого вида правотворчества - это коллективные договоры и соглашения, содержащие обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной отрасли, территории, профессии. Такие соглашения могут заключаться на федеральном, республиканском, отраслевом, профессиональном или территориальном уровнях.
Существует
и иная классификация видов
Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства.
Этим видом правотворчества занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Основная масса правовых норм создается государством в лице своих органов. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативного правового акта. Так, к государственному правотворчеству относится рассмотренное выше правотворчество органов исполнительной власти на общефедеральном и местном уровнях.
Санкционированное правотворчество - это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.
Санкционированное правотворчество являет собой разновидность правотворческой деятельности общественных организаций. Другой подвид такого правотворчества- делегированное правотворчество- осуществление правотворческой деятельности общественными организациями по поручению компетентных государственных органов. Например, профсоюзы имели право издавать нормативные акты в области охраны труда, управления социальным страхованием. Правотворчество общественных организаций не
следует
путать с их деятельностью по регулированию
своих внутриорганизационных
Глава
2. ПРАВОТВОРЧЕСТВО
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Одно из важнейших направлений государственной деятельности — правотворчество. В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Процесс
создания правовых норм начинается с
возникновения объективных
2.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА
В
РОССИИ.
В Российской Федерации
1)
непосредственное
2)
правотворчество
3)
правотворчество должностных
4) совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений.16
5) локальное правотворчество.
Разберем их поподробней:
В российском государстве
Как вид правотворчества
Референдум в Российской Федерации проводится в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» (далее - Закон о референдуме)19 и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).20
На основании ст. 1 Закона о референдуме, референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом. В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.
На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации.
На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:
1. Изменения статуса субъектов Российской Федерации;
2.
Досрочного прекращения или
3.
принятия и изменения
4. введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
5. принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6. амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:
1.
Не менее чем двум миллионам
граждан Российской Федерации,
имеющих право на участие в
референдуме Российской
2. Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3
статьи 135 Конституции Российской Федерации.21
Референдум Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент Российской Федерации в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом. Конституционный Суд Российской Федерации проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.
Информация о работе Правотворчество: понятие, принципы, виды