Правотворчество: понятие, принципы, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 21:17, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы исследование понятия правотворчества.

Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

- исследовать понятие правотворчества, рассмотреть сущность, функции, принципы и виды правотворчества;

- исследовать правотворчество в РФ, его характерные черты, стадии, особенности российской юридической техники;

- сделать вывод о проделанной работе;

Оглавление

Введение.

Понятие и содержание категории «правотворчество».
Понятие и принципы правотворчества.
Общие стадии правотворческого процесса.
Законодательствование как тип правотворчества: понятие, виды.
Референдум как вид законотворческой деятельности.
Парламентское законотворчество: цель и особенности процедуры.
Подзаконное и делегированное правотворчество.
Санкционирование как тип правотворческой деятельности.
Проспективное санкционирование: специфика правотворческой процедуры.
Судебное правотворчество.
Договорное правотворчество.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсач ТГП.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

      Кроме того, отступление от правил юридической техники, русского литературного языка и формальной логики при подготовке закона неизбежно порождает законотворческие ошибки, в результате которых возникают пробелы или противоречия, нечеткие или неясные правовые предписания и так далее. Наиболее распространенные недочеты федеральных законов обусловлены их слабой юридической проработкой. Как считает Л.А Окуньков, «в России найдется не более двух - трех десятков специалистов, знающих тонкости законотворчества, умеющих формулировать правовую норму и перспективу ее реализации».43

      Терминологические несоответствия чаще всего встречаются  при внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты. Для российского парламента, где еще не сложились жесткие требования к надлежащему юридическому оформлению законов, вольное обращение с понятийным аппаратом - одно из распространенных явлений. Практические семинары по эффективности законодательных процедур, развитию юридической техники. Все это способствует взаимному обмену опытом, разумной унификации подходов к применению технико-юридических процедур                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

      Сегодня Россия несет на своих плечах тяжелое  бремя реформирования. С чем это  связано, почему так происходит и  что ждет нас впереди - вопросы, которые требуют глубокого анализа. Рассматривая тему правотворчества в современных условиях, необходимо учесть историческое развития идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления. Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества - гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности -основная цель государства. А правотворчество это инструмент при помощи которого этой стабильности можно добиться.

      Завершая  исследование правовой природы правотворчества, его сущности и назначения, можно сделать следующие выводы.

      Во-первых, правотворчество - это организованная форма государственной деятельности, направленной на создание, изменение и отмену правовых норм, иными словами, это процесс возведения государственной воли в общеобязательные правила поведения.

      Во-вторых, правотворческий процесс должен осуществляться с соблюдением принципов законности, демократизма, гласности и гуманизма. Ему в обязательной мере должен быть присущ научный характер и связь с правоприменительной практикой. При осуществлении правотворчества органами государственной власти должен соблюдаться баланс между частными и публичными интересами, а все проекты нормативных правовых актов должны быть своевременны и отвечать принципу исполнимости. В-третьих, заниматься этим видом деятельности могут только специально уполномоченные субъекты правотворчества, обязанные соблюдать принципы профессионализма и технического совершенства принимаемых актов.

      В зависимости от субъекта осуществления  правотворчества, правотворчество бывает от имени государства в лице государственных органов, от имени народа путем прямого волеизъявления (референдум), санкционированное правотворчество. Правотворчество можно разделить на виды и в зависимости от того, какой нормативно-правовой акт будет принят правотворческим органом -законотворчество, подзаконное, договорное, нормативное правотворчество.

      В процессе правотворчества реализуются  следующие функции: происходит обновление законодательства путем издания новых нормативных правовых актов, устраняются устаревшие юридические нормы (путем их отмены), восполняются пробелы в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.

      Неизменным  элементом правотворческой деятельности является соблюдение ее субъекта правил и требований юридической техники. Отступление от этого принципа приводит к образованию законотворческих ошибок, пробелов в праве. На данный момент в нашей стране правила юридической техники законодательно не закреплены. В условиях растущего объема законотворчества и сложного процесса правоприменения проблемы законодательной техники приобретают актуальное значение. В связи с чем целесообразным было бы разработать и утвердить постановлением Правительства РФ "Общие правила законодательной техники". Это позволит обеспечить ту меру единообразия, которая будет способствовать повышению качества всех законодательных актов. 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 

1.  Конституция  Российской Федерации. Принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 года. С изменениями от 25.03.2004 // Российская газета. -25.12.1993.-№237.-С. 2.

2.  Федеральный  конституционный закон № 2-ФКЗ  от 10 октября 1995 г. «О референдуме  Российской Федерации». В ред.  от 27.09.2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 42. -Ст. 3921.

3.  Федеральный  Закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации." В ред. от 04.07.2003, с изм. от 25.02.2004. // Собрание законодательства РФ. - 17.06.2002. - № 24. - Ст. 2253.

4.  Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания" (с изменениями и дополнениями от 22 октября 1999 года). // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - № 8. Ст. 801; 1999 г. - N 43. - Ст. 5124.

5.  Постановление  Конституционного Суда Российской  Федерации от 12 апреля 1995 г. по  делу о толковании статей 103 (часть  3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации. // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.-№ 6. -Ст. 1451.

6. Международное и национальное уголовное законодательство: проблемы юридической техники. М., 2004. С.

18.  Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 2. М., 1981. С. 270.

17. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 7.

7.   Венгеров  А.Б. Теория государства и права:  Часть II. Теория права. Том II. — М.:Юристъ, 1997.-152 с.

6.  Дёмин А.В.  Теория государства и права: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2002. (серия «Высшее образование»). - 184 с.

9. Законотворчество в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000. С. 242.

15. Надеев Л.Л.  Законотворческие ошибки. // Российская  юстиция. - 2001. - № 5. -С. 38.

14. Окуньков Л. А .Отклонение федеральных законов главой государства. // Право и экономика. - 1998. - № 10. - С. 15

8.  Общая теория  государства и права. Академический  курс в 2-х томах. Под ред.  М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 2000.-656 с.

9. Общая теория  права. Учебник для юридических  вузов. / Под общ. ред. А.С. Пиголкина, - 2 изд., испр. и доп. - М.: Издательство  МГТУ им Н.Э. Баумана, 1996. -384 с.

12. Прянишников Е.А.  Законодательная техника: Научно-практическое пособие. М., 2000. С. 213 - 231.

10. Справочник по нормотворческой технике / Пер. с нем. 2-е изд., перераб. М., 2002. С. 296.

15. Студеникина  М.С. Вступление федерального  закона в силу: правовое регулирование и практика. // Журнал российского права. - 2000. - № 7. - С. 32.

11.Теория государства  и права: Курс лекций./ Под ред.  Н.И. Матузова, А.В. Малько. т- 2 изд., переработ, и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 776 с.

16. Тихомиров Ю.А.  . О правилах законодательной техники. // Журнал российского права.-  1999.- № 11.-С. 56.

13. Черданцев  А.Ф. Теория государства и права.  Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2000. - 432 с.

14. Шугрина Е.С.  Техника юридического письма: Учеб.-практ.  Пособие. - 2-е изд. -М.: 2000. -272 с.

15.Российская газета. 1997. 25 сент. Изменения и дополнения внесены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. (Российская газета. 1999. 6 апр.))

Электронные источники:

16.www.allpravo.ru

17.www.academic.ru

18.ru.wikipedia.org

19.law.edu.ru

20.www.vuzlit.net 
 

Информация о работе Правотворчество: понятие, принципы, виды