Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 20:18, реферат
Принятая Конституция весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст.10 Конституции, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правительство российской федерации в системе органов государственной власти………………………………………………………......4
1.1. Разделение властей и правительство……………………………………......4
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти…………………..5
Глава 2. Структура правительства РФ…………………………………………...6
2.1. Состав правительства РФ……………………………………………………6
2.2. Порядок формирования правительства РФ…………………………………8
2.3. Срок полномочий и отставка………………………………………………...9
Глава 3. Компетенция правительства РФ………………………………………12
3.1. Понятие компетенции правительства……………………………………...12
3.2. Функции правительства…………………………………………………….14
3.3. Ответственность правительства и его членов…………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………...
Для
урегулирования неотложных вопросов,
связанных с функционированием
народнохозяйственного
Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министров, несут персональную ответственность за выполнение, возложенных на министров задач.
По их представлению Правительство назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата министров.
В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства.
Коллегия, на своих регулярно проводимых заседаниях, рассматривает основные вопросы организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства.
Министерство издает в пределах своей компетенции на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.
Вообще министры Российской Федерации и руководители федеральных ведомств могут быть разделены на две статусные группы. Первая группа включает руководителей тех министерств и ведомств, которые в своей работе напрямую подчиняются Президенту РФ в соответствии с его конституционными полномочиями, федеральными законами и указами. Это министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (МЧС), юстиции, директор Федеральной службы безопасности, директор Федеральной пограничной службы, директор Федеральной службы налоговой полиции, директор Службы внешней разведки.
Президенту
РФ также подведомственны
Подчинение
некоторых федеральных
Вторую
группу составляют руководители министерств
и ведомств, работающие под непосредственным
руководством Правительства РФ. Это
министры: по атомной энергии, торговле,
региональной политики, национальной
политики, по налогам и сборам, государственного
имущества, здравоохранения, культуры,
общего и профессионального образования,
сельского хозяйства и продовольствия,
топлива и энергетики, транспорта, финансов
и другие, а также руководители государственных
комитетов, комиссий, служб и агентств,
надзоров.
2.2.
Порядок формирования Правительства РФ
Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.
Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.
В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Мы уже ранее говорили, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.
Интересен вопрос о том, может ли Президент РФ взять на себя функцию Председателя Правительства РФ. В практике такой случай имел место в 1992 году, когда Президент Б.Н. Ельцин некоторое время выполнял обязанности главы Правительства. Однако Конституция РФ 1993 года это не предусматривает.
Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.
Предусмотрены три основных случая с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу:
— не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства;
— в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Однако Государственная Дума тоже связана определенными сроками. Так в соответствии с ч.3. ст.111 Конституции РФ она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
По
поводу назначения главы Правительства
между Президентом РФ и Государственной
Думой могут возникать
После назначения председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.
Политическая система и форма правления в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный характер Правительства РФ.
В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.
Члены
Правительства не могут занимать
никакой другой должности в государственных
органах местного самоуправления, общественных
объединениях, не имеют права на
предпринимательскую
2.3.
Срок полномочий и отставка
В Конституции РФ 1993 года не установлен срок полномочий Правительства РФ. Однако он обязательно формируется в связи с избранием или переизбранием Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Таким образом, косвенно устанавливается максимальный срок полномочий состава Правительства в четыре года.
Как
уже ранее было отмечено, в Конституции
предусмотрена возможность
Правительство РФ слагает свои полномочия не в день объявления о результатах президентских выборов. Президент вправе принять отставку Правительства только тогда, когда он вступил в должность, при этом ему ничего не остается делать, как поручить Правительству и его Председателю продолжать действовать до сформирования нового Правительства.
Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что Правительство РФ является коллегиальным органом, т.е. все решения Правительства принимаются коллегиально, из чего вытекает вывод о существовании коллективной ответственности Правительства.
Вопросы отставки Правительства РФ регулируются ст.117 Конституции РФ. В ней предусмотрены различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.
Одно из них – заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной. Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления Правительства о своей отставке бывают редки. Правительство уходит в отставку в полном составе.
Другое основание отставки Правительства — это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это — следствие обострения противоречий между ними.
Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания — Государственной Думой. Вотум недоверия — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.
При
выражении недоверия
Предложение
о выражении недоверия
Обратим внимание на тот факт, что Государственная Дума не может быть распущена по указанным основаниям, в течение года после ее избрания. То есть, у Президента в этот период нет альтернативы выбора, — отставка Правительства или роспуск Государственной Думы.
И
последнее основание отставки –
постановка Правительством перед парламентом
вопроса о доверии. Это может быть
связано с общим вопросом – одобрением
его программы – либо с принятием конкретного
законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу
Председателя выразит недоверие Правительству,
то реакция Президента может быть двоякой:
в течение семи дней принять решение об
отставки Правительства или о роспуске
Государственной Думы и назначении новых
выборов. Трудно себе представить, чтобы
Председатель Правительства РФ предпринял
такую акцию без согласия Президента РФ,
но тогда ясно и то, что она исходит из
договоренности о принятии Президентом
в случае вынесения Думой недоверия именно
второго решения: роспуска Думы и назначение
новых выборов.
Глава
3. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
3.1.
Понятие компетенции правительства
Правительство — высший орган государственного управления, который руководит внутренней и внешней политикой страны, осуществляя ее на основе Конституции и законов. Правительство, вместе с тем, обеспечивает общественный порядок и национальную безопасность, а также осуществляет общее руководство органами государственного управления и Вооруженными силами. Таковы в общем, виде задачи Правительства, которые находят свое воплощение в закрепленных конституционных нормах. Несмотря на это, в некоторых Основных законах эти задачи формируются не отдельно, а непосредственно в тех полномочиях, которые закреплены за ними в Конституциях, или, что то же самое — в компетенции Правительства.