Правительство Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 20:18, реферат

Краткое описание

Принятая Конституция весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст.10 Конституции, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Правительство российской федерации в системе органов государственной власти………………………………………………………......4

1.1. Разделение властей и правительство……………………………………......4

1.2. Система федеральных органов исполнительной власти…………………..5

Глава 2. Структура правительства РФ…………………………………………...6

2.1. Состав правительства РФ……………………………………………………6

2.2. Порядок формирования правительства РФ…………………………………8

2.3. Срок полномочий и отставка………………………………………………...9

Глава 3. Компетенция правительства РФ………………………………………12

3.1. Понятие компетенции правительства……………………………………...12

3.2. Функции правительства…………………………………………………….14

3.3. Ответственность правительства и его членов…………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованных источников…………………………………………...

Файлы: 1 файл

ПОРГ готовая.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

      Хотя  инициатива отмены неконституционного и незаконного акта Правительства  находится в руках у главы  государства, ясно, что и без его  решения любой акт Правительства, противоречащий Конституции  РФ и федеральным законам, юридически ничтожен с самого начала.

      Федеральным конституционным законом о Правительстве  РФ установлено, что постановления, и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства в Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания.

      Акты  Правительства РФ, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, вступает в  силу не ранее дня их опубликования. 

      3.3. Ответственность правительства и его членов 

      Надо  различать политическую ответственность  правительства и его членов перед  парламентом или главой государства (ответственность за политику) и  юридическую их ответственность  за правонарушения. Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства - при некоторых смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения - при любых.

      Политическое  и правовое значение правительства  отчетливо проявляется в его  взаимоотношениях с парламентом. В  общем, виде эти отношения можно  определить как взаимодействие и  взаимозависимость. Зависимость правительства  от парламента прослеживается во многом. Парламент утверждает бюджет и акты о налогообложении. От них прямо зависит финансирование, судьба правительственных планов, программ.

      В результате деятельности правительства  заключаются договоры с иностранными государствами, которые затем утверждает (ратифицирует) парламент. Иногда требуется, чтобы парламент предварительно санкционировал заключение международных договоров. Например, в Испании договоры политического, военного характера, а также соглашения, затрагивающие территориальную целостность, права и свободы личности, государственные финансы и ранее изданные законы заключаются по предварительному разрешению Генеральных Кортесов.

      Парламент принимает законы, которые обязывают  правительство и в целом администрацию  государства. Само собою это подразумевает, что высокопоставленные лица зависят в выборе своих подчиненных от того, как депутаты посмотрят на организацию и стоимость государственной администрации. Акты, изданные правительством или министерствами, могут утратить силу, если парламент издаст закон, устанавливающий новые правила по тому же предмету правового регулирования.

      Парламенты  обычно участвуют в решении вопроса  об ответственности главы правительства, министров.

      Встречаются две основные формы парламентского недоверия — вотум недоверия и резолюция порицания. Обе имеют одинаковые последствия - правительство уходит в отставку либо глава государства распускает парламент, назначает выборы, и вновь избранные депутаты решают вопрос о доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства, и роспуск парламента.

      Вотум доверия либо недоверия выносится  по инициативе самого правительства, которое  обращается к парламенту за поддержкой. Надо сказать, что такое обращение  может быть спровоцировано депутатами, которые проводят расследования правительственной деятельности, заявляют запросы и, таким образом, компрометируют правительство, вынуждая его просить парламент о доверии.

      Запрашивая  доверие, кабинет министров предлагает депутатам одобрить правительственную  политику, проект бюджета или какой-либо законопроект, имеющий принципиальное значение. Если правительству не удается получить большинство голосов в свою поддержку, то считается, что ему вынесен вотум недоверия.

      Резолюцию порицания парламент принимает  по инициативе депутатов, которые не согласны с программой правительства, недовольны проводимой политикой. Для того чтобы резолюция была принята и правительство ушло в отставку, за нее должно проголосовать большинство депутатов.

      В каждом из названных случаев требуется  набрать большинство в пользу той стороны, которая ставит вопрос о доверии. Получение большинства голосов представляет собой сложную задачу.

      Предположим, что мнения парламентариев разошлись. Они таковы, что 1/3 депутатов поддерживает правительство, другая треть выступает против него, а остальные имеют неопределенную позицию и воздерживаются от подачи голосов. При такой расстановке правительство не получит доверия, если обратится за вотумом, - ему нужно большинство, а в пользу правительства настроена лишь треть депутатов. В итоге правительство получит вотум недоверия. Если же группа депутатов планирует смену правительства и предлагает принять порицающую его резолюцию, то и они не добьются успеха, так как против правительства настроена только треть парламента, - резолюция порицания не состоится, и, следовательно, правительству будет выражено доверие.

      Недоверие может быть выражено не только всему  составу правительства, правительственной  программе, но и отдельным, скомпрометировавшим  себя министрам.

      Особо можно отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность за исполнение бюджета: не утверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра. Напомним, что во многих странах ответственность правительства за проводимую политику - солидарная: при неодобрении этой политики в отставку уходят все члены правительства, даже если кто-то из них в чем-то с этой политикой не соглашался. Выносить внутренние разногласия на общий суд нельзя; если такое случится, это влечет отставку соответствующего члена правительства.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Естественно с принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно вырос, по сравнению каким он раньше был. Однако в настоящей Конституции РФ, на мой взгляд, находят свое место и положения, которые ущемляют статус Правительства, делая его на практике только  в части высшим органом исполнительной власти. По существу руководство Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ. Поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства. Все это делает Правительство чисто «президентским». В связи с чем положение Конституции РФ о том, что Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, ставится под сомнение. 
Исходя из вышеизложенного видно, что основными функциями Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Конституция РФ от 12.12.93г.
  2. Комментарий к Конституции РФ /Под ред. Окунькова Л.А. –М.: БЕК 1996г.
  3. Федеральный закон “О Правительстве Российской Федерации” от 14 мая 1997 года.
  4. Федеральный закон “О безопасности” от 05.03.92г.
  5. Федеральный закон “Об обороне” от 31.05.96г.
  6. О системе федеральных органах исполнительной власти. Указ Президента РФ от 14.08.96г. № 1176.
  7. О структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 22.07.98г. № 1142.
  8. Положение об Аппарате Правительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 года.
  9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. –М.: 2001.
  10. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. –М.: ИНФРМА–М. 2008.
  11. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации, М.,20010.
  12. Малько А.В., Колесников Е.В. Конституционное право России, М.:Норма, 2009.
  13. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.  –М.: Юнити, 2009.

Информация о работе Правительство Российской федерации