Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 20:18, реферат
Принятая Конституция весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст.10 Конституции, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правительство российской федерации в системе органов государственной власти………………………………………………………......4
1.1. Разделение властей и правительство……………………………………......4
1.2. Система федеральных органов исполнительной власти…………………..5
Глава 2. Структура правительства РФ…………………………………………...6
2.1. Состав правительства РФ……………………………………………………6
2.2. Порядок формирования правительства РФ…………………………………8
2.3. Срок полномочий и отставка………………………………………………...9
Глава 3. Компетенция правительства РФ………………………………………12
3.1. Понятие компетенции правительства……………………………………...12
3.2. Функции правительства…………………………………………………….14
3.3. Ответственность правительства и его членов…………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………...
Хотя инициатива отмены неконституционного и незаконного акта Правительства находится в руках у главы государства, ясно, что и без его решения любой акт Правительства, противоречащий Конституции РФ и федеральным законам, юридически ничтожен с самого начала.
Федеральным
конституционным законом о
Акты
Правительства РФ, затрагивающие
права, свободы и обязанности
человека и гражданина, вступает в
силу не ранее дня их опубликования.
3.3.
Ответственность правительства и его
членов
Надо различать политическую ответственность правительства и его членов перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическую их ответственность за правонарушения. Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства - при некоторых смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения - при любых.
Политическое и правовое значение правительства отчетливо проявляется в его взаимоотношениях с парламентом. В общем, виде эти отношения можно определить как взаимодействие и взаимозависимость. Зависимость правительства от парламента прослеживается во многом. Парламент утверждает бюджет и акты о налогообложении. От них прямо зависит финансирование, судьба правительственных планов, программ.
В результате деятельности правительства заключаются договоры с иностранными государствами, которые затем утверждает (ратифицирует) парламент. Иногда требуется, чтобы парламент предварительно санкционировал заключение международных договоров. Например, в Испании договоры политического, военного характера, а также соглашения, затрагивающие территориальную целостность, права и свободы личности, государственные финансы и ранее изданные законы заключаются по предварительному разрешению Генеральных Кортесов.
Парламент
принимает законы, которые обязывают
правительство и в целом
Парламенты
обычно участвуют в решении вопроса
об ответственности главы
Встречаются две основные формы парламентского недоверия — вотум недоверия и резолюция порицания. Обе имеют одинаковые последствия - правительство уходит в отставку либо глава государства распускает парламент, назначает выборы, и вновь избранные депутаты решают вопрос о доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства, и роспуск парламента.
Вотум доверия либо недоверия выносится по инициативе самого правительства, которое обращается к парламенту за поддержкой. Надо сказать, что такое обращение может быть спровоцировано депутатами, которые проводят расследования правительственной деятельности, заявляют запросы и, таким образом, компрометируют правительство, вынуждая его просить парламент о доверии.
Запрашивая доверие, кабинет министров предлагает депутатам одобрить правительственную политику, проект бюджета или какой-либо законопроект, имеющий принципиальное значение. Если правительству не удается получить большинство голосов в свою поддержку, то считается, что ему вынесен вотум недоверия.
Резолюцию порицания парламент принимает по инициативе депутатов, которые не согласны с программой правительства, недовольны проводимой политикой. Для того чтобы резолюция была принята и правительство ушло в отставку, за нее должно проголосовать большинство депутатов.
В каждом из названных случаев требуется набрать большинство в пользу той стороны, которая ставит вопрос о доверии. Получение большинства голосов представляет собой сложную задачу.
Предположим, что мнения парламентариев разошлись. Они таковы, что 1/3 депутатов поддерживает правительство, другая треть выступает против него, а остальные имеют неопределенную позицию и воздерживаются от подачи голосов. При такой расстановке правительство не получит доверия, если обратится за вотумом, - ему нужно большинство, а в пользу правительства настроена лишь треть депутатов. В итоге правительство получит вотум недоверия. Если же группа депутатов планирует смену правительства и предлагает принять порицающую его резолюцию, то и они не добьются успеха, так как против правительства настроена только треть парламента, - резолюция порицания не состоится, и, следовательно, правительству будет выражено доверие.
Недоверие может быть выражено не только всему составу правительства, правительственной программе, но и отдельным, скомпрометировавшим себя министрам.
Особо можно отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность за исполнение бюджета: не утверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра. Напомним, что во многих странах ответственность правительства за проводимую политику - солидарная: при неодобрении этой политики в отставку уходят все члены правительства, даже если кто-то из них в чем-то с этой политикой не соглашался. Выносить внутренние разногласия на общий суд нельзя; если такое случится, это влечет отставку соответствующего члена правительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя
итоги сказанного, можно теперь по
настоящему оценить роль и место Правительства
РФ, как высшего органа исполнительной
власти в осуществлении государственной
власти в Российской Федерации. Естественно
с принятием Конституции РФ 1993 года статус
Правительства существенно вырос, по сравнению
каким он раньше был. Однако в настоящей
Конституции РФ, на мой взгляд, находят
свое место и положения, которые ущемляют
статус Правительства, делая его на практике
только в части высшим органом исполнительной
власти. По существу руководство Правительством
РФ и соответственно исполнительной властью
осуществляется Президентом РФ. Поскольку
сам Президент РФ представляет кандидатуру
на должность Председателя Правительства
РФ, а также оказывает влияние на подбор
кандидатур других членом Правительства.
Все это делает Правительство чисто «президентским».
В связи с чем положение Конституции РФ
о том, что Правительство осуществляет
государственную власть наравне с Президентом
РФ, Федеральным собранием и судами, ставится
под сомнение.
Исходя из вышеизложенного видно, что
основными функциями Правительства являются
организация исполнения федеральных законов,
систематический контроль за их исполнением
органами исполнительной власти всех
уровней и принятие необходимых мер по
устранению допущенных нарушений.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ