Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

В современную эпоху фундаментальный принцип разделения властей является одним из важнейших оснований устройства и функционирования государственного механизма огромного числа стран. При этом большинство специалистов сходятся в том, что признание значимости данного принципа отнюдь не является констатацией факта его абсолютной, буквальной реализации на практике и отрицанием единства упорядоченной власти.

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управления

2. Понятие и сущность методов государственного управления

3. Акты государственного управления

Заключение

Библиография

Файлы: 1 файл

Государственное управление.docx

— 32.88 Кб (Скачать)

Акимы областей, городов республиканского значения назначаются на должность  Президентом Республики Казахстан  по представлению Премьер-министра. Акимы иных административно-территориальных  единиц назначаются вышестоящими по отношению к ним акимами. (п.4 ст. 87 Конституции РК).

В своей деятельности акимы подконтрольны  и подотчетны вышестоящим акимам и Президенту.

Таким образом, в государственном  управлении проявляется положительная, организующая и творческая деятельность органов исполнительной власти по руководству  экономикой, финансами, культурой, наукой, образованием, здравоохранением, охраной  общественного порядка.

Государственное управление организует и сплачивает людей, осуществляя  общее и отраслевое управление, воплощенное  соответственно в деятельности органов  исполнительной власти общей компетенции (Правительства РК, акиматов и т.д.) и деятельности органов отраслевого  управления (министерств, ведомств и  т.д.).

 

2. Понятие  и сущность методов государственного  управления

 

В последние годы в Казахстане резко  упал интерес к управлению в его  широком значении, касается ли это  государственного управления в целом  или отраслей и сфер, управления производством, аппарата управления. Особенно критически воспринимается идея государственного управления как противостоящая якобы  новой роли государства в условиях формирования рыночной экономики.4 Но происходит изменение функций управления и методов государственного регулирования и оно является, безусловно, полезным. Ни одно государство не отказывается о рычагов управления и регулирования, дело в их умелом использовании.5

Для государственного управления и  регулирования характерны в современных  условиях следующие методы:

а) общенормативное регулирование в отличие от индивидуально-распорядительного и регулирования прошлых лет. Управление на основе и во исполнение закона приходит на смену командному и оперативному воздействию;

б) применение способов официального признания хозяйствующих и иных субъектов;

в) введение лицензирования субъектов  и их деятельности;

г) определение порядка осуществления  видов хозяйственной деятельности;

д) налогообложение;

е) введение стандартизации продукции, работ и услуг;

ж) поддержка и стимулирование предпринимательства;

з) осуществление надзорных функций.

В административном, финансовом законодательстве закрепляют правовые режимы осуществления  этих и подобных им функций.

В качестве иллюстрации основных методов государственного управления и применения их на практике можно привести Положение о Министерстве сельского хозяйства РК, утвержденное 10 мая 1995 года. В котором, указано, что Минсельхоз является центральным органом государственного управления сельским хозяйством РК и подчиняется непосредственно Правительству. В целях проведения единой государственной аграрной политики, направленной на обеспечение населения продуктами питания, а промышленности - сырьем, увеличение экспортных возможностей аграрного сектора в условиях развивающихся рыночных отношений Министерство:

обеспечивает разработку приоритетных государственных (национальных) программ развития отраслей сельского хозяйства и участие в их реализации;

подготовку проектов, законодательных  актов и нормативных документов по аграрным вопросам;

содействие разгосударствлению и  приватизации, а также демонополизации  в агропромышленном комплексе (АПК);

развитие разнообразных форм хозяйствования и пр.

Управление сегодня связано  с работой профессионального  персонала. Поэтому столь важно  регулирование государственной  службы и борьба с бюрократизмом  и коррупцией.

Управление есть целенаправленное воздействие, рассчитанное на получение  результатов. Такая ориентация крайне необходима.6 Управлению присущь и такой элемент, как контроль. Его назначение - быть гарантией целостности и мощи государства. Сегодня наша страна переживает момент когда вырабатывается новый курс развития, но усилия и действия по его реализации далеко неэффективны. Нарастающий сепаратизм и местничество, с одной стороны, дурные традиции “командовать сверху” - с другой, усугубляют эти тенденции. А как результат - ослабевание государственности.

Среди мощных средств в преодолении  этих кризисных явлений и укреплении государства, находится контроль. Однако, сразу же подчеркнем, что государственный  контроль не является атрибутом какого-либо одного политического режима. Он всегда присущ любому государству, стремящемуся обеспечить реализацию политики, законов  и иных актов, охрану государственных  интересов.

В нашей стране контроль рассматривается  как одна из функций государства. Он призван:

во-первых, выступать как постоянно осуществляемая государственная деятельность не одного а всей системы органов государства;

во-вторых, можно сформировать вполне стройную, динамичную, не утяжеленную систему государственного контроля, охватывающую все его виды;

в-третьих, необходимо придать контролю демократический гласный характер, сделать участие в нем доступным для общественности;

в-четвертых, государственный контроль должен быть не самодовлеющим институтом, а средством эффективного решения  государственных, экономических, социальных и иных задач;

в-пятых, добиться высокого уровня качества контроля можно с помощью правового  контроля, основанного на законодательстве, исключающего произвольные действия, жесткость и ничем не ограниченное усмотрение.

Таким образом, государственный контроль станет эффективным, если в его системе  будут трудиться высококвалифицированные  специалисты и он будет обладать мощной правовой основой.

Кроме того, вышеупомянутые формы  и методы государственного управления будут более совершенными, если будут  основаны на глубоком и систематическом  изучении ситуации. В этой связи, следует  указать, что сегодняшнее государственное  управление нуждается не только в  совершенных методах контроля, но и информации .7

правовой исполнительный власть государственный

3. Акты  государственного управления

 

Государственная, в том числе  и исполнительная власть не может  реализовываться сама по себе, она  всегда должна воплотиться в конкретных действиях, которые представляют собой  различные формы государственного управления. Содержание исполнительной власти, которым являются ее права  и обязанности по государственному управлению, не может не получить внешнее  выражение в действиях органов  исполнительной власти, должностных  лиц. Однако эти действия могут быть различными по характеру. С правовой точки зрения интерес представляют только такие действия, которые влекут определенные последствия. Эти действия воплощаются в государственно-управленческих формах: правовых актах управления и административно-правовых договорах.

Под правовым актом управления теория права понимает - основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции  данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение  или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления.

Правовой акт управления обладает определенными признаками. Так, во-первых, он является подзаконным актом. Во-вторых, он опирается на властные полномочия органов государственного управления, а потому предстает в виде одностороннего юридически властного волеизъявления, а точнее - носит императивный и общеобязательный характер, определяет правила должного поведения людей. В-третьих, он издается только полномочным органом государственного управления и от имени государства, а потому носит официальный характер. В-четвертых, правовой акт управления оформляется установленным способом. Так по форме оформления они могут быть письменные, устные или могут быть выражены в форме конклюдентных действий (например, жест инспектора ГАИ).

Современная теория административного  права наделила административные органы управления широким спектром правовых актов. Основанием для классификации  являются юридические свойства актов, в соответствии с которыми все  правовые акты можно разделить на нормативные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные акты управления устанавливают  правила поведения, рассчитанные на длительное применение, регулируют однотипные отношения и имеют общий характер. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня, применительно к конкретному  органу это чаще всего регулируется Положением об этом органе.

Индивидуальные акты применения могут  издавать органы исполнительной власти различного уровня. Они являются юридическими фактами направленными на возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений, носят правоприменительный  характер, издаются в отношении определенных, указанных в акте лиц и решают конкретные административные дела (например приказ о назначении на должность, постановление  о наложении административного  взыскания и т.д.).

Смешанные акты управления - это такие  акты, в которых переплетаются  нормы и индивидуальные установления.

Каждый вид органа исполнительной власти издает акт определенного  вида. Правительство в рамках своей  деятельности правомочно принимать  постановления, распоряжения. Руководители центральных органов управления - приказы, постановления и инструкции.

Органы местного государственного управления для реализации своих  полномочий издают нормативные акты, обязательные для исполнения на соответствующей  территории. Так акимы принимают, согласно ст. 88 Конституции решения  и постановления. При этом на уровне административно-территориальной единицы  воспроизведена ситуация, характеризующая  отношения между высшими органами государственной власти: проекты  финансовых решений маслихатов должны быть одобрены соответствующим акимом. Отмена не соответствующих Конституции  и законодательству Республики Казахстан  решений маслихатов и акимов осуществляется в судебном порядке. Кроме этого, акты акимов могут отменятся Президентом, Правительством, либо вышестоящим акимом.

В сфере государственного управления действует презумпция действительности правовых актов управления, то есть правовой акт предполагается юридически сильным до того момента пока он не будет отменен в установленном  законом порядке.

Кроме того, для того, чтобы правовой акт полноправно выполнял свою функцию  регулирования общественных отношений  он должен удовлетворять следующим  требованиям.

Он должен быть законным:

а) соответствовать Конституции РК, законам и другим актам;

б) должен быть издан в пределах компетенции органа, его издавшего;

в) не должен нарушить законодательно закрепленные права и законные интересы граждан и организаций.

Правовой акт управления должен быть принят в установленном законом  порядке.

Правовой акт управления должен быть принят в установленной законом  форме.

Если правовой акт не удовлетворяет  перечисленным требованиям он должен быть отменен.

Итак, мы рассмотрели основные формы  волеизъявления государственных управленческих органов и пришли к выводу, что  государственный аппарат обладает широким спектром правовых форм управления. Однако в своей деятельности исполнительные органы не всегда правомерно используют их. Так нередко акимы принимают  правовые акты, выходящие за пределы  их компетенции. А отменить такой  акт, от которого страдает в первую очередь рядовой гражданин, к  сожалению, бывает значительно труднее, чем принять. Так, например, акимом Астаны принято постановление, запрещающее  бесплатный проезд в общественном транспорте работникам внутренних дел. По сути данный нормативный акт противоречит Закону “Об органах внутренних дел”. Однако, несмотря ни на что он продолжает действовать  и по настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Завершая свою работу, хотелось бы выделить те проблемы которые стоят  сегодня перед государственным  управлением и которые следует  решать в первую очередь в процессе модернизации управленческой деятельности.

В Казахстане период модернизации управления совпал с реформированием экономики - и это стало определяющей составной  совершенствования государственного аппарата. Сокращение государственного сектора экономики требует менее  обширной сети государственных управленцев. Что определяет принцип экономичности  формирования государственного аппарата. Общеизвестно, что недорогое государство  и недорогая управляющая власть по сердцу всем гражданам. Сейчас люди становятся достаточно грамотными и  обеспокоены судьбой государства, непроизводительными затратами. Следующая  ступень развития - это становление  активного гражданина, болеющего  за свою страну, её интересы; повышение  благосостояния наших граждан.

Во-вторых, в настоящее время  остро стоит проблема профессионализма государственной службы. Повышение  профессионального уровня работников государственного управления является одним из условий построения профессионального  государства.

Информация о работе Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управления