Подходы к классификации правовых систем современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью этой работы является изучение особенностей правовых систем современности, закономерности их становления и развития. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы, обогатить каждую из них. Правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, поэтому их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

Оглавление

Введение.
Критерии классификации правовых систем.
Характеристика основных правовых систем современности.
Особенности правовой системы Российской Федерации.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 60.60 Кб (Скачать)

           По тому, какие лица и организации  являются (признаются) субъектами права,  каким объемом прав и свобод  они наделены и реально обладают, пользуются, можно судить о данной  правовой системе. Например, в  рабовладельческих обществах раб  не был субъектом права, а  в средневековых обществах Европы  и на древнем Востоке выделялись  различные категории лиц с  неравным правовым статусом. Лишь  в ходе буржуазных революций  было провозглашено формальное  равенство всех лиц независимо  от их социального положения,  национального происхождения, вероисповедания  и других различий. Объем юридической  свободы субъектов права служит  тем основанием, по которому в  истории права выделяются эпохи  и типы правовой культуры.

           В нашей литературе при анализе  правовой системы субъект права  до последнего времени не выделялся,  что вполне понятно: личность  занимала подчиненное, второстепенное  положение в российской и советской  действительности, а потому субъект  права «всплывал на поверхность»  лишь при изучении некоторых  элементов механизма правового  регулирования, в частности при  анализе правового отношения.

           В обновленной теории государства  и права личность, субъект права  выдвигается на центральное место  во всей правовой действительности  и выступает в качестве отправного  пункта и основания научных  исследований. Это соответствует  и этимологии слова «субъект»,  которое в переводе с латинского  означает, «лежащий внизу, находящийся  в основе, в основании в(.ей социальной жизни». Субъект является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности и развития прогресса.

           В юриспруденции субъект рассматривается  как носитель прав и обязанностей  и участник правовых отношений.

           Сторонники позитивистского правопонимания подчеркивают, что названные свойства субъект приобретает в силу правовых норм, т.е. лишь в том случае, когда они закреплены в позитивном, писаном праве (законодательстве). Если же закон (государство) не соизволит предоставить субъекту соответствующие правовые свойства, то он и не будет субъектом права, как не был им раб.

           При социологическом подходе  субъектом права является тот,  кто реально (или через своих  представителей) участвует в правовой  деятельности, вступает в правовые  отношения, заключает сделки, договоры  и т. п., т. е. тот, кого сами  участники данных отношений признают  в качестве субъекта независимо  от того, как к этому отнесется  государство.

           Согласно естественно-правовой доктрине  юридические свойства субъекта  права принадлежат человеку от  рождения - никто ему их не дает  и никто не может их отнять.

           В Конституции РФ признано, что  «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью», а  «основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения» (ст. 2, 17). Это — юридическое закрепление  положения о том, что человек  есть основание и центр российской  правовой системы; все остальные  ее субъекты — организации,  объединения, хозяйственные общества  и товарищества, органы государства  суть лишь производные образования,  следствие активной деятельности  человека, самоопределяющегося в  любой из названных форм.

           Вся деятельность государства,  его органов и должностных  лиц направлена на утверждение  прав и свобод человека и  гражданина, которые, определяют  смысл, содержание и применение  законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, местного  самоуправления и обеспечиваются  правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита прав и свобод человека  и гражданина — основная функция  государства. В то же время  носителем суверенитета и источником  государственной власти является  многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в крупную социальную общность — российский народ, население Российской Федерации. Таким образом, щ основания правовой системы вырастает государственность в целом.

           Сказанное вполне логично для  правового государства, где право  выступает первичным, фундаментальным  фактором во взаимоотношении  «право — государственность». Носителем  права здесь является человек,  общество в целом, которое передает  государству часть своих прав  и полномочий, заключая тем самым  (по идее, или условно) общественный  договор для того, чтобы государство  обеспечивало безопасность человека, защищало его от произвола  и хаоса, гарантировало реальность  прав и свобод. Человек и гражданин  как избиратель формирует органы  государственной власти и местного  самоуправления, выражает свою политическую  волю на референдумах и свободных  выборах, участвует в отправлении  правосудия через институт присяжных  заседателей.

           Стратегическими целями развития  российской политической системы  и государственности сегодня  являются:

1) построение  такого государственно-правового  механизма, который был бы действительно  направлен на реальное обеспечение  провозглашенного Конституцией  РФ положения о правах человека  как высшей ценности;

2) отработка  системы реального воздействия  человека на государство через  институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии  становления. Обе задачи глобальные  и долговременные. От их решения,  однако, будет зависеть реальность  рассматриваемого здесь положения  о субъекте как центре и  основе российской правовой системы.  В настоящее время это —  лишь идеал, цель нашего политико-правового  развития.

           Не менее важный элемент правовой  системы — правовое сознание, которое не существует в отрыве  от субъекта и может рассматриваться  отдельно лишь в ходе теоретического  анализа.

           Правосознание традиционно определяется  как совокупность идей, чувств, представлений  о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующая анализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от произвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).

           Общественное сознание становится правовым лишь после того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности в качестве основы жизнедеятельности и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии за правонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.

           Русская культура не имела  достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем  появились только собственные  правовые формы и отношения.  А потому наряду с последними действовали и заимствованные—византийские, литовские, шведские и др. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту. Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т. п.

           Правовое сознание возникает  в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать  себя, свою уникальность, свою собственную  сущность. Личное самосознание, личное  достоинство — абсолютно необходимые  предпосылки формирования правового  сознания и правовой культуры  в целом. Их отсутствие или  слабость, а также авторитарная  государственность, ряд других  обстоятельств привели к формированию правового нигилизма — системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. Широко известна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л. Н. Толстого, всех лидеров коммунистического эксперимента, ряда современных общественных и культурных деятелей.

           Если в общественном правовом  сознании выделить правовую идеологию  и психологию, то можно сказать,  что в России правовой нигилизм  проявляется на обоих уровнях.  В правовую идеологию он проникал  через марксизм-ленинизм — «знамя  нашей эпохи». Еще К. Маркс и  Ф. Энгельс писали, что коммунисты  находятся в оппозиции к праву  и даже к такому его проявлению, как права человека, а В. Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами, опирающуюся непосредственно на насилие. В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее обществейного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

           Следующий компонент правовой  системы — правовая деятельность, складывающаяся из правотворческой  деятельности органов государственной  власти, из право-применительной деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и т.д.) и иных органов государства, а также из деятельности по реализации права всеми названными органами и иными организациями и субъектами российской правовой системы.

           Через правотворческую деятельность, которая отражает основные социально-экономические,  культурные и иные потребности  общества, в нормативно-правовую  систему включаются юридические  предписания — нормы, программы,  модели поведения деятельности  людей и органов (организаций)  российского общества.

           Крупная, можно сказать, глобальная  задача, которую нужно решить  в ходе правотворческой деятельности  в ближайшие годы - формирование  практически новой нормативно-правовой  системы (системы законодательства), которая бы отражала и направляла  происходящие в обществе изменения  фундаментальных начал жизнедеятельности:  переход от огосударствленной экономики к экономике, где значительную роль играют частная собственность, приватизированные предприятия, частнопредпринимательская деятельность; от всеобщей имущественной унификации в нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию достойного человека уровня материального благосостояния; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

           Для выполнения этих задач  правотворческая деятельность должна  отвечать ряду требований. Прежде  всего она должна быть законодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов. На уровне Федерального Собрания РФ требуется выработка основополагающих в этой сфере нормативно-правовых документов — регламентов палат, в особенности Государственной Думы; на уровне субъектов Федерации — создание модельного регламента их законодательных (представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особое внимание федеральный законодатель должен уделять системному, кодификационному право-творчеству, результатом которого станут крупные блоки правовых норм, комплексно регулирующие области, виды общественных отношений.

           Вторым по значению после правотворчества  видом юридической деятельности  является правоприменение — властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменитель-ной деятельности — проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.

Информация о работе Подходы к классификации правовых систем современности