По тому, какие лица и организации
являются (признаются) субъектами права,
каким объемом прав и свобод
они наделены и реально обладают,
пользуются, можно судить о данной
правовой системе. Например, в
рабовладельческих обществах раб
не был субъектом права, а
в средневековых обществах Европы
и на древнем Востоке выделялись
различные категории лиц с
неравным правовым статусом. Лишь
в ходе буржуазных революций
было провозглашено формальное
равенство всех лиц независимо
от их социального положения,
национального происхождения, вероисповедания
и других различий. Объем юридической
свободы субъектов права служит
тем основанием, по которому в
истории права выделяются эпохи
и типы правовой культуры.
В нашей литературе при анализе
правовой системы субъект права
до последнего времени не выделялся,
что вполне понятно: личность
занимала подчиненное, второстепенное
положение в российской и советской
действительности, а потому субъект
права «всплывал на поверхность»
лишь при изучении некоторых
элементов механизма правового
регулирования, в частности при
анализе правового отношения.
В обновленной теории государства
и права личность, субъект права
выдвигается на центральное место
во всей правовой действительности
и выступает в качестве отправного
пункта и основания научных
исследований. Это соответствует
и этимологии слова «субъект»,
которое в переводе с латинского
означает, «лежащий внизу, находящийся
в основе, в основании в(.ей социальной
жизни». Субъект является носителем предметно-практической
деятельности и познания, источником активности
и развития прогресса.
В юриспруденции субъект рассматривается
как носитель прав и обязанностей
и участник правовых отношений.
Сторонники позитивистского правопонимания
подчеркивают, что названные свойства
субъект приобретает в силу правовых норм,
т.е. лишь в том случае, когда они закреплены
в позитивном, писаном праве (законодательстве).
Если же закон (государство) не соизволит
предоставить субъекту соответствующие
правовые свойства, то он и не будет субъектом
права, как не был им раб.
При социологическом подходе
субъектом права является тот,
кто реально (или через своих
представителей) участвует в правовой
деятельности, вступает в правовые
отношения, заключает сделки, договоры
и т. п., т. е. тот, кого сами
участники данных отношений признают
в качестве субъекта независимо
от того, как к этому отнесется
государство.
Согласно естественно-правовой доктрине
юридические свойства субъекта
права принадлежат человеку от
рождения - никто ему их не дает
и никто не может их отнять.
В Конституции РФ признано, что
«человек, его права и свободы
являются высшей ценностью», а
«основные права и свободы
человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения» (ст. 2, 17).
Это — юридическое закрепление
положения о том, что человек
есть основание и центр российской
правовой системы; все остальные
ее субъекты — организации,
объединения, хозяйственные общества
и товарищества, органы государства
суть лишь производные образования,
следствие активной деятельности
человека, самоопределяющегося в
любой из названных форм.
Вся деятельность государства,
его органов и должностных
лиц направлена на утверждение
прав и свобод человека и
гражданина, которые, определяют
смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются
правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Защита прав и свобод человека
и гражданина — основная функция
государства. В то же время
носителем суверенитета и источником
государственной власти является
многонациональный народ, а в конечном
счете человек и гражданин, объединенный
в крупную социальную общность — российский
народ, население Российской Федерации.
Таким образом, щ основания правовой системы
вырастает государственность в целом.
Сказанное вполне логично для
правового государства, где право
выступает первичным, фундаментальным
фактором во взаимоотношении
«право — государственность». Носителем
права здесь является человек,
общество в целом, которое передает
государству часть своих прав
и полномочий, заключая тем самым
(по идее, или условно) общественный
договор для того, чтобы государство
обеспечивало безопасность человека,
защищало его от произвола
и хаоса, гарантировало реальность
прав и свобод. Человек и гражданин
как избиратель формирует органы
государственной власти и местного
самоуправления, выражает свою политическую
волю на референдумах и свободных
выборах, участвует в отправлении
правосудия через институт присяжных
заседателей.
Стратегическими целями развития
российской политической системы
и государственности сегодня
являются:
1) построение
такого государственно-правового
механизма, который был бы действительно
направлен на реальное обеспечение
провозглашенного Конституцией
РФ положения о правах человека
как высшей ценности;
2) отработка
системы реального воздействия
человека на государство через
институты гражданского общества,
которые пока находятся в стадии
становления. Обе задачи глобальные
и долговременные. От их решения,
однако, будет зависеть реальность
рассматриваемого здесь положения
о субъекте как центре и
основе российской правовой системы.
В настоящее время это —
лишь идеал, цель нашего политико-правового
развития.
Не менее важный элемент правовой
системы — правовое сознание,
которое не существует в отрыве
от субъекта и может рассматриваться
отдельно лишь в ходе теоретического
анализа.
Правосознание традиционно определяется
как совокупность идей, чувств, представлений
о праве действующем и желаемом, о действиях
органов и лиц в сфере правового регулирования.
Это весьма формалистическая дефиниция,
слабо специфицирующая анализируемый
феномен. Более содержательно правосознание
можно определить как совокупность эмоционально-чувственных
и мысленных, идеальных образов, при помощи
которых человек воспринимает и оценивает
наиболее существенные общественные отношения
(в частности, по производству, обмену
и присвоению различных благ) в категориях
прав и обязанностей, эквивалентности
деяния и воздаяния за него, равенства,
справедливости, свободы и защиты от произвола,
ответственности за нарушение правовых
норм и договоров и т.д., а также действует
в сфере правового регулирования (установления
правовых норм и их реализации).
Общественное сознание становится правовым
лишь после того, как в нем сформируются
идеи о юридической нормативности в качестве
основы жизнедеятельности и упорядоченности,
противостоящей хаосу и произволу, идеи
о воздаянии за правонарушения, формальном
равенстве и справедливости, защите личности,
ее собственности от произвола других
субъектов, в том числе государства, идеи
о судебном разбирательстве конфликтов
и др.
Русская культура не имела
достаточно времени для того,
чтобы в ней естественным путем
появились только собственные
правовые формы и отношения.
А потому наряду с последними
действовали и заимствованные—византийские,
литовские, шведские и др. Россия, как отмечал
Ф.М. Достоевский, была предельно открыта
чужому историческому опыту. Однако если
правовые формы лишены прочной основы
в общественном сознании, не вырастают
из него, а лишь навязываются извне государством,
то они очень легко отторгаются этим общественным
сознанием и психологией, которые предпочитают
праву иные, более понятные и хорошо знакомые
ему формы регуляции общественных отношений:
моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые,
религиозные и т. п.
Правовое сознание возникает
в индивидуализирующейся культуре,
когда человек начинает осознавать
себя, свою уникальность, свою собственную
сущность. Личное самосознание, личное
достоинство — абсолютно необходимые
предпосылки формирования правового
сознания и правовой культуры
в целом. Их отсутствие или
слабость, а также авторитарная
государственность, ряд других
обстоятельств привели к формированию
правового нигилизма — системы взглядов
и представлений, отрицательно оценивающих
роль права в жизни общества. Широко известна
крайняя нигилистичность по отношению
к праву не только широких слоев российского
населения, но и отдельных знаменитых
его представителей: Л. Н. Толстого, всех
лидеров коммунистического эксперимента,
ряда современных общественных и культурных
деятелей.
Если в общественном правовом
сознании выделить правовую идеологию
и психологию, то можно сказать,
что в России правовой нигилизм
проявляется на обоих уровнях.
В правовую идеологию он проникал
через марксизм-ленинизм — «знамя
нашей эпохи». Еще К. Маркс и
Ф. Энгельс писали, что коммунисты
находятся в оппозиции к праву
и даже к такому его проявлению,
как права человека, а В. Ленин определял
диктатуру пролетариата как государственную
власть, не связанную и не ограниченную
никакими законами, опирающуюся непосредственно
на насилие. В правовой психологии широких
слоев населения в силу антинародной политики
должностных лиц государства, попрания
прав и свобод граждан было бы наивно искать
положительное отношение к праву. Исключение
составляли одиночки, положившие в середине
60-х гг. начало диссидентскому (правозащитному
по сути) движению в СССР. И лишь с середины
80-х можно говорить о начале нового этапа
в развитии общественного правового сознания
в России, когда внимание общества стало
сосредоточиваться на идеях прав и свобод
личности, на идее обществейного договора
и необходимости формирования такого
политического устройства, при котором
государство зависит от гражданского
общества.
Следующий компонент правовой
системы — правовая деятельность,
складывающаяся из правотворческой
деятельности органов государственной
власти, из право-применительной деятельности
правоохранительных (суда, органов внутренних
дел, прокуратуры и т.д.) и иных органов
государства, а также из деятельности
по реализации права всеми названными
органами и иными организациями и субъектами
российской правовой системы.
Через правотворческую деятельность,
которая отражает основные социально-экономические,
культурные и иные потребности
общества, в нормативно-правовую
систему включаются юридические
предписания — нормы, программы,
модели поведения деятельности
людей и органов (организаций)
российского общества.
Крупная, можно сказать, глобальная
задача, которую нужно решить
в ходе правотворческой деятельности
в ближайшие годы - формирование
практически новой нормативно-правовой
системы (системы законодательства),
которая бы отражала и направляла
происходящие в обществе изменения
фундаментальных начал жизнедеятельности:
переход от огосударствленной экономики
к экономике, где значительную роль играют
частная собственность, приватизированные
предприятия, частнопредпринимательская
деятельность; от всеобщей имущественной
унификации в нищете (за малым исключением)
к формированию среднего класса, созданию
достойного человека уровня материального
благосостояния; от навязываемой народу
узкой группой партийного руководства
политики к политике, основанной на интересах
электората и определяемой в конечном
счете избирателями; от имперской национальной
политики к политике, основанной на равноправии
и самоопределении народов в Российской
Федерации.
Для выполнения этих задач
правотворческая деятельность должна
отвечать ряду требований. Прежде
всего она должна быть законодательно
урегулированной так, чтобы был сформирован
работающий механизм по выявлению, учету
и согласованию интересов всех групп и
слоев российского общества, по созданию
юридически совершенных нормативно-правовых
актов. На уровне Федерального Собрания
РФ требуется выработка основополагающих
в этой сфере нормативно-правовых документов
— регламентов палат, в особенности Государственной
Думы; на уровне субъектов Федерации —
создание модельного регламента их законодательных
(представительных) органов, в котором
были бы отражены общие принципы и особенности
их собственной законодательной деятельности
и участия в федеральном законотворчестве.
Особое внимание федеральный законодатель
должен уделять системному, кодификационному
право-творчеству, результатом которого
станут крупные блоки правовых норм, комплексно
регулирующие области, виды общественных
отношений.
Вторым по значению после правотворчества
видом юридической деятельности
является правоприменение — властное
индивидуально-правовое регулирование
общественных отношений. Основное предназначение
правоприменитель-ной деятельности —
проведение в жизнь правовых норм с учетом
индивидуальных особенностей ситуации.