Подходы к классификации правовых систем современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:08, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью этой работы является изучение особенностей правовых систем современности, закономерности их становления и развития. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы, обогатить каждую из них. Правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, поэтому их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

Оглавление

Введение.
Критерии классификации правовых систем.
Характеристика основных правовых систем современности.
Особенности правовой системы Российской Федерации.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 60.60 Кб (Скачать)

           Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в случае нарушения правовых норм. И здесь на первое место выходит правосудие, органы которого тоже действуют на основании закона. Однако их деятельность не ограничивается применением права в точном смысле этого слова. «Правосудие,— отмечает С. С. Алексеев,— это не механическое претворение в жизнь писаных юридических предписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право в жизни». Сказанное означает, что суды при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы международного права, которые в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России. Они также должны ориентироваться и на фундаментальные правовые ценности— права человека, которые могут быть закреплены лишь в самом общем виде в принципах права или правового сознания. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления .и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). Если в ходе рассмотрения дела суд установит факт несоответствия акта государственного или иного органа закону, то решение принимается в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ).

           Конституция РФ установила также широкий круг новых и уточнила известные ранее права граждан в области судопроизводства и правовой системы в целом: право каждого человека на судебную защиту всеми не запрещенными законом способами, право на обжалование в суд действий и решений не только должностных лиц, но и органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, право на обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, право на получение квалифицированной юридический помощи, право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, право считаться невиновным до вступления в силу приговора суда (презумпция невиновности), право на освобождение от свидетельских показаний против себя самого и своих близких родственников, право на возмещение ущерба, причиненного государством, и др. В нашей правовой системе возрожден институт присяжных заседателей.

           Перечисленные новеллы говорят  о том, что роль и значение  правосудия в нашей стране  многократно возрастают и в  перспективе статус решений судебных  органов должен приблизиться (в  сфере прав человека) к статусу  судебных решений в странах  прецедентного права. Конституция  РФ дает юридические основания  для такого вывода.

           Третьим видом юридической деятельности  является правовое поведение  граждан, организаций и органов,  складывающееся в конечном счете во всеобъемлющий правовой порядок в стране. В любом государственно-организованном обществе законодатель может устанавливать те или иные юридические нормы и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, а общественное правовое сознание — стремиться и желать установления и (или) соблюдения каких угодно прав и свобод, каких угодно правовых режимов, но если это не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а то, что есть на самом деле.

           Последним по счету, но не  по значению, является такой компонент  правовой системы, как нормативно-правовые  акты — писаное право, составляющее  нормативно-правовую подсистему  правовой системы. С точки зрения  юристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты суть  центр правовой системы, а с  позиции сторонников естественно-правовой  доктрины, отстаиваемой в настоящей  работе,— это не более чем  важный ее компонент. Но считать  подход позитивистов полностью  ошибочным было бы методологически  некорректно: это стиль мышления, мировоззрение, имеющее известные  конкретно-исторические обоснования  и пределы.

           Термин «законодательство» в  теории и на практике используется  в широком и узком смысле. В  узком смысле — это система  действующих законов. Законодательство  в широком смысле слова означает  все действующие в стране нормативные  акты.

           Важными новеллами являются следующие  серьезные «приобретения» нашей  правовой системы за время  реформ.

          Новелла первая. Конституция РФ  имеет сейчас не только высшую  юридическую силу (так было и  раньше. хотя формально-теоретически), но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применять непосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка. Например, пока в РФ не будет принят федеральный закон о замене военной службы альтернативной гражданской службой суды при обращении к ним граждан, вероисповеданию которых несение военной службы противоречит, должны будут ссылаться на п. 3 ст. 59 Конституции РФ. И такая практика уже имеется.

           Новелла вторая. Согласно п.З ст. 15-Конституции РФ «неопубликованные законы не применяются». Данная норма направлена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего народа, которая была широко распространена и выражалась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. Но еще более важно положение п. 3 о том, что не только законы, но и «любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

           Новелла третья. В силу п.4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации являются составной  частью ее системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем  предусмотренные законом, то применяются  правила международного договора».  Приведенное правило, во-первых, делает нашу правовую систему  открытой для передовых, прогрессивных  положений, принципов и норм  международного права, так как  они теперь входят в нее  составной частью, и, во-вторых, устанавливает  приоритет норм, содержащихся в  международных договорах Российской  Федерации, перед внутринациональным законодательствам. Сказанное относится и к международным договорам СССР, так как Россия является его правопреемником. Наиболее важное значение имеют Пакты о гражданских и политических, а также об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и конвенции Международной орга-•низации труда (МОТ).

           В российской правовой системе  происходят ныне и другие весьма  важные изменения. Например, резко  возрастает роль закона в системе  источников права. Такое положение обусловлено общим духом и смыслом Конституции РФ, провозгласившей Россию демократическим федеративным правовым государством, прямым ее указанием на то, что законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимают решение согласно закону (ст. 120).

           Сегодня в России идет процесс  становления частного права. Государство  встает на защиту тех договоренностей,  которые заключили между собой  частные лица. Этот процесс можно  сравнить с разгосударствлением  социалистической собственности,  приватизацией. Как в сфере  экономики появляется субъект,  наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает  субъект, наделенный существенной  автономией, независимостью, возможностью  самостоятельно, свободно и в  своем интересе решать свои  частные дела, не причиняя при  этом ущерба правам и законным  интересам" других лиц, т.  е. субъект, частное право которого  гарантируется государством. Это  приводит к росту значения  диспози-тивного метода правового регулирования.

           Принципиально новым феноменом  в истории. российской правовой  системы является наделение всех  субъектов РФ правом издания  законов, что приведет к формированию  наряду с федеративной нормативно-правовой  системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема -коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.) Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров и коллизий.

           Российская правовая система  находится ныне в ситуации  глубоких структурных реформ. При  этом основным направлением ее  развития- является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

           Проблема классификации правовых  систем на определенные группы  является одной из основных  проблем сравнительного правоведения. Мы попытались разобраться на каких факторах основываются классификации систем. Рассмотрели взгляды и методы различных ученых. Можно сказать, что к основным факторам классификации правовых систем относятся: этический, расовый, географический, религиозный, а также деление по правовой технике и стилю права.

           Необходимость и важность классификации  правовых систем вызывается следующими  причинами. Во-первых, сугубо научными, познавательными и "образовательными" причинами. Так как глубокое и разностороннее познание правовой картины мира требует не только ее общего (и с неизбежностью в значительной мере поверхностного) рассмотрения, но и изучения ее с точки зрения особенного, рассмотрения ее по отдельным, вбирающим в себя сходные правовые системы частям. Только глубокое и всестороннее изучение последних, взятых сначала сами по себе, а затем - в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом, позволяет дать четкую, адекватную отражающую реальную действительность, правовую картину мира. Во-вторых, это обусловливается сугубо практическими целями - целями унификации действующего законодательства и совершенствования национальных правовых систем.

           Классификация правовых систем  современности позволяет на фоне  всей совокупности правовых систем  глубже и разнообразнее исследовать  отдельные правовые системы,  увидеть их достоинства и недостатки. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1.   Бошно С.В. Прецедент, закон и доктрина (опыт  социального – юридического исследования). // Государство и право. 2007. № 4.

          2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009.

         3. Кананыкина Е.С. Философский анализ английских источников права: законодательство. // История государства и права. 2010. № 20.

      4. Котковец С.П. Категория «правовая система» в современной теории права // История государства и права.  2007. № 7.

       5. Леже Р. Великие правовые системы современности. Сравнительно-правовой подход. М.: Волтерс Клувер, 2011.

      6. Марченко М.Н. Правовые системы  современного мира. М., 2008.

      подходы, перспективы процесса. // Государство  и право. 2010. № 1.

      7. Талянин В.В., Талянина И.А. Особенности правовой системы современной России // История государства и права.  2007. № 4. 

Информация о работе Подходы к классификации правовых систем современности