Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 14:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение социальной защиты граждан пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Задачи работы:
- рассмотреть условия и порядок назначения пенсий,
- определить размер пенсионного обеспечения пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф,
- показать пособия и компенсации пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф,
- изучить льготы для лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1. Пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф …………………………………………………………… 5
1.1 Законодательство в области пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие радиационных или техногенных катастроф ……… 5
1.2 Правила установления причинно – следственной связи инвалидности с чернобыльской катастрофой…………………………………………………... 10
1.3 Определение размера пенсионного обеспечения пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф ………………………. 13
2. Пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению (ГПО) семьям гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и граждан из подразделений особого риска………………………. 18
2.1 Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца по ГПО семьям граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждан, пострадавшим в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча ……… 18
2.2 Круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению как членам семьи пострадавшего вследствие радиационных или техногенных катастроф…… 19
2.3 Правовые нормы, регулирующие порядок установления размера пенсии по СПК семьям граждан, пострадавших от воздействия радиации…. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………... 27
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
1. Пенсии
по инвалидности по
1.1 Законодательство
в области пенсионного
1.2 Правила
установления причинно –
1.3 Определение
размера пенсионного
2. Пенсии
по случаю потери кормильца
по государственному
2.1 Условия
назначения пенсии по случаю
потери кормильца по ГПО
2.2 Круг
лиц, имеющих право на пенсию
по случаю потери кормильца
по государственному
2.3 Правовые
нормы, регулирующие порядок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………... 27
Введение
На сегодняшний день, как на территории Российской Федерации, так и на территориях иностранных государств проживает большое количество человек, которые могут быть объединены в одну группу, именуемую - «лица, пострадавшие от радиационных и (или) техногенных катастроф».
По законодательству Российской Федерации в эту группу включены лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее по тексту – лица, пострадавшие от ЧАЭС); лица, подвергшиеся радиации в результате аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (далее по тексту – лица, пострадавшие от аварии на Маяке); в результате испытаний на Семипалатинском полигоне и другие.
Указанное обстоятельство, а также необходимость возмещения государством нанесенного данным лицам вреда жизни и здоровью ставит перед законодателем задачу обособленного законодательного регулирования их социальной защиты, включая обеспечение необходимого уровня социальной защищенности данной категории населения.
Последствия Чернобыльской трагедии прямо или косвенно отразились на судьбах целого ряда государств, народов, экосистем и долго будут сказываться в будущем.
Радиационному воздействию население определенных территорий (и в России и за рубежом) подвергается не только в результате аварийных ситуаций на атомных станциях.
Актуальность работы заключается в том, что население, которое проживает на зараженных территориях, подвержено влиянию всех тех проблем, которые, так или иначе, коснулись всего населения Российской Федерации и стран СНГ. При этом, проблемы значительно усугубляются в зонах бедствия. Зачастую у многих людей, столкнувшихся с этой бедой, формируется ощущение незащищенности, которое провоцирует повышенную тревожность, нервозность, подавленность. К сожалению, меры по социальной защите пострадавших часто являются малоэффективными. К тому же, одной из основных проблем является отсутствие объективной и правдивой информации о реальной угрозе тем или иным группам населения. Для поддержания здоровья и условий жизни таких категорий граждан предусмотрены государством отдельные виды назначения пособий.
На сегодняшний день комплексный анализ вопросов социальной защиты лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в рамках действующего законодательства Российской Федерации и научных исследований отсутствует.
В то же время, отдельные аспекты, связанные с некоторыми вопросами социального обеспечения рассматриваемой группы населения, стали предметом изучения.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение социальной защиты граждан пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Задачи работы:
- рассмотреть условия и порядок назначения пенсий,
- определить
размер пенсионного
- показать
пособия и компенсации
- изучить льготы для лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды российских ученых: Зурабова М.Ю., Мачульской Е.Е., Никонова Д.А., Стремоухова А.В., Крюкова С.В., Самойлова С.А. и др., периодические издания, освещающие проблемы социальной защиты граждан пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, а также Конституция РФ, ГК РФ, федеральные законы и подзаконные акты, и другие НПА.
Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей рассмотрены в статье 10 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». [1]
Право на пенсию в соответствии с данным законом имеют:
1) граждане,
получившие или перенесшие
2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) граждане,
принимавшие участие в
4) граждане,
занятые на эксплуатации
5) граждане,
эвакуированные из зоны
6) граждане,
постоянно проживающие в зоне
проживания с правом на
7) граждане,
постоянно проживающие в зоне
проживания с льготным
______________________________
1 О государственном пенсионном обеспечении в РФ: федерал.закон: от 15.12.2001 №166-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ.- 2001.- №51.- Ст.4831.
8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их
переселения в другие районы;
9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
10) граждане,
выехавшие в добровольном
11) нетрудоспособные члены семей граждан.
12) граждане,
пострадавшие в результате
Данной статьей установлены условия предоставления гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, государственных пенсий по старости, государственных пенсий по инвалидности, а членам их семей - пенсий по случаю потери кормильца.
Гражданами, пострадавшими в результате радиационных или техногенных катастроф, являются граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф.
По закону пенсионер – «чернобылец» имеет право или на трудовую пенсию по старости (при наличии страхового стажа не менее 5 лет), или на государственную пенсию по старости (при наличии трудового стажа не менее 5 лет). Отдельным категориям инвалидов предоставлено право на одновременное получение двух пенсий. Например, детям-инвалидам одновременно с социальной пенсией может быть установлена государственная пенсия по случаю потери кормильца, если умерший кормилец относится к определенной категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
«Чернобыльцы» могут выйти на пенсию досрочно. Максимальная
______________________________
2 Зурабов М.Ю. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. – М, норма, 2007. – с. 318.
величина фактического
составляет 10 лет. Это значит, что возраст выхода на пенсию по старости
граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин. [3]
Государственные пенсии по старости выплачиваются в полном размере независимо от выполнения пенсионером оплачиваемой работы.
Государственная пенсия по старости может быть назначена, если гражданин, пострадавший в результате радиационных или техногенных катастроф, отвечает всем условиям, перечисленным в законе.
Специфическим условием назначения государственных пенсий по старости является принадлежность лица к одной из категорий, указанных в п. 1 ст. 10.
Особое внимание обратим на категорию «нетрудоспособные члены семей». Право на государственную пенсию по старости имеют нетрудоспособные члены семьи граждан, подвергшихся радиационным воздействиям вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работ по ликвидации последствий указанной катастрофы; ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения; занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения. [4]
К нетрудоспособным членам семьи таких граждан относятся следующие категории лиц:
- дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), если отсутствуют дети или
______________________________
3 Рубан О. Чернобыльская мистерия (О Чернобыльской трагедии и преступных действиях в борьбе за «чернобыльские льготы). // Московский Комсомолец- 2002. - 26 апреля.
4 Румянцев А. Тень Чернобыля все еще над нами. // Известия.- 2007, 26 апреля. - с.6.
иные лица, которые по закону обязаны их содержать;
- дедушка и бабушка умершего кормильца, которые являются
инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые обязаны их содержать;
- нетрудоспособные родители;
- дети, не достигшие возраста 18 лет, а также учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;
- супруг (жена, муж), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;
- супруг (жена,
муж) независимо от нахождения
на иждивении и независимо
от времени, прошедшего со дня
гибели (смерти) кормильца, по достижении
женой 50-летнего возраста, а мужем
55-летнего возраста или до
- нетрудоспособные
члены семей граждан, получивших
или перенесших лучевую
- граждане,
пострадавшие в результате
Нетрудоспособные члены семьи имеют право на государственную пенсию по случаю потери кормильца только в том случае, если достигли пенсионного возраста и если у них имеется необходимый трудовой стаж.
С 1 января 2010 г. действует новое правило: в случае признания
______________________________
5 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник/ Е.Е.Мачульская.-М. :Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.-582с.
гражданина инвалидом I, II и III групп вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ему назначается пенсия по инвалидности независимо от
продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать государственную пенсию по старости (по выбору). [6]
Информация о работе Пенсии гражданам,пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф