Техногенные аварии и катастрофы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:59, реферат

Краткое описание

Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ПРИЧИНЫ ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЙ
1.1 Аварии на гидротехнических сооружениях
1.2 Аварии на транспорте
1.3 Аварии на морском и речном транспорте
1.4 Аварии на авиационном транспорте
2 ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ
2.1 Землетрясения
2.2 Наводнения
2.3 Оползни, сели
2.4 Ураганы, циклоны, тайфуны, штормы, смерчи, бури
2.5 Снежные заносы, метели, ураганы
2.6 Пожары
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

БЖД РЕФЕРАТ..docx

— 43.17 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ПРИЧИНЫ ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЙ 7

1.1 Аварии  на гидротехнических сооружениях 7

1.2 Аварии на транспорте 8

1.3 Аварии  на морском и речном транспорте 9

1.4 Аварии  на авиационном транспорте 9

2 ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ 11

2.1 Землетрясения 11

2.2 Наводнения 11

2.3 Оползни, сели 12

2.4 Ураганы, циклоны, тайфуны, штормы, смерчи, бури 13

2.5 Снежные  заносы, метели, ураганы 14

2.6 Пожары 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 20

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных  средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др.                                

Человек и среда его  обитания образуют систему, состоящую  из множества взаимодействующих  элементов, имеющую упорядоченность  в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и  оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).

Негативные воздействия  факторов природной среды проявляются  главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.

Мысль о глобальных катастрофах  и их влиянии на развитие живых  организмов належит выдающемуся  французскому ученому XVIII ст. Ж. Кювье. Он считал, Ідо покойное развитие жизни на Земле много раз перерывалась революционными быстрыми изменениями катастрофического характера, вследствие которых кардинально менялся состав животных и растений, которые населяло Землю. Кювье считал, что такими катастрофами были всемирные потопы. О причинах таких потопов Кювье в своих произведениях не пишет, но с его книг вытекает, что он имел в виду затопления континентов вследствие их опускания ниже уровня океана.

Если в конце XVIII ст. Н. Палас сообщил о находках в  Сибири скелетов и даже туш мамонтов в мерзлому сибирскому грунті, это было воспринято как доказательство потопа, воды которого принесли к Сибири с далекой Индии. Авторы гипотезы всемирных потопов ссылались и на авторитет Библии, где описанная такая вселенская катастрофа.

С появлением эволюционного  учения Ч. Дарвина теорию катастроф  как движущих сил развития жизнь  на Земле отвергли. Отвергли, как  сегодня обнаруживается, не совсем обосновано. Дело в том, что фактический  материал, собранный палеонтологами, климатологами, астрономами, свидетельствует, что в истории

Земли много процессов  имеет циклический характер, причем одни из отрезков этих циклов можно  рассматривать как медленную  эволюцию, другие же — как быстрые  революционные изменения. В особенности  убедительно об этом свидетельствует  история органического мира. Палеонтологам  ныне известные «критические эпохи» в развития биосферы, на протяжении которых вымирали большие систематические  группы растений и животных, которые  к тому

Существовали десятки  миллионов лет, а также эпохи  быстрого развития отдельных систематических  групп. Так, в начале палеозойской эры  в морях резко уменьшилось  количество без скелетных организмов, вместе с тем бурно начали развиваться  скелетные, покрытые панцирями,— трилобиты, моллюски. В конце палеозоя вымерли  большие земноводные и большинство  папоротевих растений, в середине мелового периода быстро появились покрытосеменные растения, а в конце — внезапно вымерли динозавры, вместе с тем бурно начали развиваться млекопитающие.

Перечень таких примеров можно было бы продолжить. Причем много  что переломные моменты в развития биосферы имеют катастрофический характер. Рассмотрим, например, вымирания динозавров. Эта группа животных властвовала  на Земле на протяжении почти 150 млн лет. Миллионы, если не миллиарды этих рептилий, травоядных и хищных, гигантов, таких, как 70-тонный диплодок, существа размером с голубая, сухопутные и морские, бегая по земле и парящие в воздухе, населяли всю Землю. Это была настоящая эра ящеров. И вот завершается меловый период, а с ним и вся мезозойская эра. И случается невероятное: динозавры исчезают! Гиганты и пигмеи, сухопутной, морские и летающие — все до одного, на всей Земле не оставив потомков. Как писал американский палеонтолог Д. Симпсон, «наиболее загадочное событие в истории Земли — это переход от мезозоя, века рептилий, к кайнозою, века млекопитающих. Впечатление такое, будто во время спектакля, в который все главные роли выполняли рептилии, и в частности толпы разнообразнейший динозавров, занавес на миг упавшая и здесь же поднялась снова, открыв те же декорации, но совсем других актеров: ни одного динозавра, другие рептилии на заднем плане в роли статистов, а в главных ролях — млекопитающие, о которые в предшествующих действиях не было и языка».

Идею о катастрофических событиях в истории Земли, в частности  об экологических катастрофах, ныне разделяет много ученых. Обсуждаются  причины и масштабы таких катастроф, их вероятность в будущем и  влияние на биосферу.

Среди причин катастрофических быстрых изменений, в частности  и экологических, называют внутренние, обусловленные свойствами самой  Земли как планеты, и внешние, космические. Тем не менее следует подчеркнуть, что четкой границы между этими двумя группами причин провести невозможно, так как все внутренние, земные причины, при более детальном рассмотрении обнаруживаются так или иначе связанные с внешними, космическим изменением магнитного поля земли.

Одной из особенностей нашей  планеты есть ее магнитное поле. Все живые существа Земли миллионы лет эволюционировали именно в условиях магнитного поля и без него существовать не могут. Канадский ученый Я. Крейн исследовал живые организмы, которые находилось в специальной камере с меньшей, чем земная, напряженностью магнитного поля. После 72-часового пребывания в таких условиях резко (в 15 раз) уменьшалась способность бактерий к размножению, снижалась нейромоторная активность птиц, у мышей поднимался обмен веществ. В случае большего пребывания в условиях послабленного магнитного поля в тканях возникали необратимые изменения и развивалось бесплодие.

Геофизики (палеомагнитологи) установили, что на протяжении геологической истории нашей планеты магнитное поле неоднократно снижало свою напряженность и даже изменяло знак (то есть северный и южный магнитные полюса менялись местами). Таких эпох изменения знака магнитного поля, или инверсий, ныне установлен много десятков, они отразились в магнитных свойствах горных пород. У эпохи непосредственного изменения знака магнитного поля это поле исчезало, чтобы потом снова появиться, нарастая к норме, но уже с противоположным знаком. Сколько времени продолжительная эпоха без магнитного поля, палеонтологи сказать сегодня не могут, но думают, что несколько тысяч лет. Например, нынешняя магнитная эпоха условно названа эпохой прямой полярности. Она длится уже близко 700 тыс. лет. Тем не менее напряженность поля медленно, но неуклонно снижается. Если этот процесс будет развиваться и в дальнейшем, то приблизительно через 2 тыс. лет напряженность магнитного поля Земли упадет к нулю, а потом, через определенное время «без магнитной эпохи», начнет нарастать, но будет иметь противоположный знак.

Если опыты Крейна считать адекватными, то «безмагнитная эпоха» может восприниматься живыми организмами как катастрофа. Многие из них вымрут или изменят свои свойства. Тем не менее существует еще и Другая опасность. Дело в том, что магнитное поле Земли есть щитом, защищает жизнь на Земле от потока солнечных и космических частиц (электронов, протонов, ядер некоторых элементов). Двигаясь с огромными скоростями, такие частицы являются сильным ионизирующим фактором, который, как известно, влияет на живу ткань, и, в частности, на генетический аппарат организмов.

1 Причины техногенных аварий

1.1 Аварии на гидротехнических сооружениях

Опасность возникновения  затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток  воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные  разрушения происходят из-за большой  скорости и все сметающего на своем  пути огромного количества бегущей  воды.

Высота и скорость волны  прорыва зависят от размеров разрушения гидросооружения и  разности высот  в верхнем и нижнем бьефах. Для  равнинных районов скорость движения волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/час, в горных местностях доходит  до 100 км/час. Значительные участки местности  через 15 – 30 минут обычно оказываются  затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение  которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.

По каждому гидроузлу  имеются схемы и карты, где  показаны границы зоны затопления и  дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство  жилья и предприятий. В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон  и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте находиться до тех пор, пока не спадет вода или  не будет получено сообщение о  том, что опасность миновала. При  возвращении на прежние места  остерегаться оборванных проводов. Не употреблять продукты, которые находились в контакте с водными потоками. Воду из открытых колодцев не брать. Прежде, чем войти в дом, надо внимательно  осмотреть его и убедиться, что  нет опасности разрушения. Перед  входом в здание обязательно проветрить его. Спичками не пользоваться – возможно присутствие газа. Принять все меры для просушивания здания, полов и стен. Убрать весь влажный мусор.

1.2    Аварии на транспорте

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны  столкновением поездов, их сходом с  рельсов, пожарами и взрывами. При  возгорании непосредственную опасность  для пассажиров представляют огонь  и дым, а также удары о конструкции  вагонов, что может привести к  ушибам, переломам или гибели людей.

Для уменьшения последствий  возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения  в поездах. Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях,  в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода  с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Автомобильный транспорт  является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно  от них самих. Одним из правил безопасности является неукоснительное  выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки  принимаемым мерам не удается  избежать дорожно-транспортного  происшествия, то необходимо управлять машиной  до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник  или забор. Если же это неосуществимо  – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук., напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом  ребенок, крепко прижать его, накрыть  собой  и также упасть набок. Наиболее опасное место – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет запрещается сидеть на нем.

Как правило, после удара  двери заклинивает, и выходить приходится через окно. Машина, упавшая в  воду, может некоторое время держаться  на плаву. Выбираться из нее нужно  через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую  помощь» и ГАИ.

1.3 Аварии на морском  и речном транспорте

Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых  гибнет свыше 2 тыс. человек. При кораблекрушении  по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей  последовательности: вначале женщины  и дети, раненые и старики, а  затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и  др.

Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; пищу и воду расходовать экономно; нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.

1.4 Аварии на авиационном транспорте

Безопасность полета  зависит не только от экипажа, но и  от пассажиров. Пассажиры обязаны  занимать места согласно номерам, указанным  в авиабилетах. Садиться в кресло следует так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Для этого  ноги необходимо упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под  расположенное впереди кресло.

Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где находятся аварийные  выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование. Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.

Информация о работе Техногенные аварии и катастрофы