Контрольная работа по «Теория государства и права»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма правления. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы правления. Проанализируйте изменения формы правления в России. Каким образом форма правления закреплена в современном российском законодательстве?

Файлы: 1 файл

контрольная работа. теория государства и права.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Норманнская теория. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

3. Раскройте понятие, признаки, стадии, виды правотворчества. Дайте  анализ проблем правотворчества в Российской Федерации.

Понятие, признаки, стадии, виды правотворчества.

Правотворчество - это деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию, изменению и отмене юридических норм. Несколько иначе звучит определение, изложенное профессором Р.Х.Макуевым4. По его мнению, правотворчество - это поисковая и процедурная деятельность по переводу правовыми предписаниями нужных общественных отношений в систему правоотношений. Эти определения различны по своей формулировке, но в целом одинаковы по смыслу. Если первое определение больше отвечает на вопросы «что?» и «кто?», то второе на вопросы «как?» и «зачем?».

Принципы правотворчества:

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности её осуществления, что выступает своеобразной гарантией от бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции.

2. Профессионализм правотворчества. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

3. Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов.

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановке, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования.

Признаки правотворчества:

1. Это выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или ограничение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение;

2. Это государственно-властная деятельность, составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней лишь с его санкции;

3. Это интеллектуально-волевая (познавательная и ценностно ориентационная) творческая деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;

4. Это процедурная деятельность, детально регламентируемая законом, который определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий;

5. Содержание этой деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм, иногда — в изменении сферы и объема действия уже существующих норм.

Стадии правотворчества:

 

Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа:

1. подготовка проекта нормативного акта;

2. его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:


- принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

- формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

-подготовка его текста;

- предварительное обсуждение проекта;

- согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;

- предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

- внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие - его на рассмотрение;

- обсуждение проекта;

- принятие и подписание нормативного акта;

- официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

Виды правотворчества:

В целом можно выделить три вида правотворчества:

1.Правотворчество компетентных  государственных органов. Представляет  собой такую разветвленную деятельность  всех органов государственной  власти и управления, в результате  которой формируется система  законодательства. Юридическая сила  нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).

2.Санкционированное правотворчество. Разрешенная государством правотворческая  деятельность должностных лиц (руководителей  предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных органов и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

3.Референдум. Проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

На виды правотворчество делится по следующим критериям:

1.Субъект правотворчества - орган  или общественное формирование, правомочия которого на принятие  соответствующего правового акта  определяются конституционным или  иным законодательным статусом. 2.Регламенты правотворчества различных  органов, регулирующих процесс подготовки, обсуждения, принятия и вступления в силу правовых актов. В них точно определяются стадии движения проекта акта, виды совершаемых с ним необходимых действий, конкретные субъекты, принимающие участие в каждой стадии, их права и обязанности и процедурный порядок взаимоотношений между ними.

3.Ориентированность правотворческого  процесса на строго определенные  виды правовых актов, формирование  которых является целью их  деятельности, определяющих пределы  дозволений их правоформирующих  действий, обозначающих границы отличия формируемого акта от актов других органов. Важную роль в этом плане играют положения Конституции5.

4.Относительное определение темы, структуры, объема и содержания  будущего правового акта. Такой  подход позволяет избежать ненужного смешения в повседневной практике различных видов нормативно-правовых актов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правотворчество является довольно сложным процессом. Оно имеет конкретные цели, основывается на весьма четко определенных принципах и подразделяется на виды.

Проблемы правотворчества в Российской Федерации.

Российское законодательство страдает проблемами, в нем много разночтений, несогласованностей, юридических коллизий на разных уровнях и в разных формах. Основные причины такого положения заключаются в непоследовательности и бессистемности правовой политики, отсутствии четко обозначенных приоритетов. Это, в свою очередь, проявляется в импульсивности законодательства, бессистемности законотворческих работ.

С качеством законотворчества, подготовкой нормативных актов связан принцип профессионализма правотворчества. К такого рода деятельности должны привлекаться специалисты, обладающими глубокими правовыми знаниями и опытом в моделировании законопроектов, - юристы, политологи, социологи, другие специалисты. Законодатели, к сожалению, не всегда имеют такие знания. Это также пагубно сказывается на возможности эффективного контроля правотворческих инициатив, исходящих от исполнительной власти, иных субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, а также становится причиной принятия законов, преследующих латентные цели. Независимая научная экспертиза, указание размеров и источников финансирования разработки законопроекта, сведения об их авторах позволили бы избежать многих ошибок при осуществлении правотворческой деятельности.

Независимо от усилий науки, законодатель обязан и сам предпринимать определенные меры, чтобы исключить собственные ошибки не через продолжительное время после издания акта, а еще во время правотворческого процесса. Он обязан институционализировать наблюдение за действием законов, чтобы вовремя подготовить их корректировку.

  При анализе вопроса о социальной действенности закона предполагается выяснение, прежде всего того, соблюдаются ли его нормы теми ответственными лицами, которым адресован этот закон. При этом очевидно, что причины неэффективности закона часто следует искать в нем самом: закон не может достичь преследуемой цели из-за своей ложной установки. Уже в этой взаимосвязи целесообразно не терять из виду тот факт, что сознательное или несознательное несоблюдение закона лицами, которым он адресован, является лишь одной из многих причин того, что закон не достигает своей цели.

При исследовании условий и причин фактического бездействия норм закона следует проводить различие между индивидуально технологическим, социально-психологическим и государственно-организационным факторами.

Нормативный акт становится эффективным тогда, когда становится прогнозируемым коллективное поведение в определенной ситуации. Например, если у места производства строительных работ на автотрассе установлено ограничение скорости до 60 км в час, то целые колонны машин проезжают мимо со скоростью 100 км в час, и тот кто хочет придерживаться предписанной нормы, сразу же получит неодобрительные световые и звуковые сигналы со стороны водителей машин, следующих за ним. Таким образом, группа адресатов установленного запрета может стихийно развивать «антинормы», обязательность которых в соответствующей ситуации окажется сильнее, чем официальные предписания. Коллективный деликт, как правило, пересиливает силу государственных запретов, поскольку наказание возможно всегда еще лишь выборочно.

Есть еще одна совершенно нерешенная проблема. Она заключается в том, что во всех государственно-правовых сферах идет перемещение власти от одной структуры к другой и фактическая компетенция органов редко согласуется с той, которая определена в ходе правотворчества.

Встречаются в практике и социально недейственные законы, не достигающие своей цели по той причине, что сам законодатель в большинстве таких случаев, руководствуясь политическими мотивами, создает лишь иллюзию желания достигнуть законной цели или преследует эту цель вопреки своей воле.

Существуют еще и компромиссные законы, они возникают в зависимости от обстоятельств как результат незавершенной борьбы политических сил. Сторонникам закона удалось добиться его принятия, противникам - предотвратить оснащение закона действенными санкциями. Такие процессы можно часто наблюдать в сфере экономического законодательства.

В связи с вопросами эффективности правовых норм актуальны проблемы качества законов и корректировки нормативных актов.

Сегодня, когда политические и экономические реформы, проводимые в Российской Федерации, а также процессы интеграции нашей страны в мировое сообщество требуют интенсивной правотворческой работы, со всей очевидностью обнаружилась необходимость модернизации правотворческого процесса. Правотворческий процесс в Российской Федерации характеризуется стремлением к дальнейшему укреплению демократических основ, повышению внимания к качеству и целесообразности принимаемых нормативно-правовых актов, гласности и профессионализма, а также привлечением научной общественности к разработке и обсуждению законодательных актов. Между тем, одним из главных недостатков современного законодательства является его противоречивость. В действующем законодательстве существует масса конфликтующих норм и институтов, ошибок и разночтений. Во многом этому способствует нестабильность правотворчества, абстрактность принимаемых нормативно-правовых актов, бессистемность законотворческих работ.

Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»