Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 21:59, контрольная работа
1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма правления. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы правления. Проанализируйте изменения формы правления в России. Каким образом форма правления закреплена в современном российском законодательстве?
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральская государственная юридическая академия
Челябинский филиал
Кафедра, «Теории государства и права»
Контрольная работа
по дисциплине: «Теория государства и права»
Вариант № 1
Выполнила: студентка гр. 130 ВО Дзуцева Елена Викторовна
Проверил:
г. Челябинск
2012 год
1. Дайте подробную характеристику такой формы государства как форма правления. Приведите примеры современных государств, имеющих различные формы правления. Проанализируйте изменения формы правления в России. Каким образом форма правления закреплена в современном российском законодательстве?
Форма правления. Примеры современных государств, имеющих различные формы правления.
Форма правления — это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней. Форма правления — это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.
Категория «форма государственного правления» дает возможность уяснить:
1) как создаются высшие
органы государства, и каково их строение.
2) как строятся взаимоотношения между
высшими и другими государственными органами.
3) как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны.
4) в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Основным в понятии формы правления
является организация верховной власти
государства и порядок ее образования. Главным, определяющим
признаком является правовой статус главы
государства.
Форма правления обусловливается также
конкретной расстановкой социально-политических
сил и результатами борьбы между ними.
Наука, фиксируя реально возникающие в истории формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них - это деление форм правления по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному — монархия, если многим - аристократия, если всем - демократия, или республика.
Характеристику форм правления
я начну с монархии.
Монархия (от греч. monarchia – единовластие,
единодержавие) - форма правления, при
которой верховная государственная власть
полностью или частично сосредоточена
в руках единоличного главы государства
– монарха (царя, короля, императора, фараона,
шаха), и в большинстве случаев являющаяся
пожизненной и передаваемой по наследству1.
Монархия как форма правления отличается следующими признаками: верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть; верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников; власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают; полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер1.
Монархия подразделяется на
виды: абсолютная монархия, дуалистическая
монархия, конституционная монархия и
парламентарная монархия.
Абсолютная монархия - такая форма правления,
при которой верховная государственная
власть по закону всецело принадлежит
одному лицу, она типична для позднего
феодализма, когда в глубинах аграрного
строя вызревают зачатки индустриального.
Основной признак абсолютной
монархии - это отсутствие каких-либо государственных
органов, ограничивающих компетенцию
монарха. Конституционная монархия (ограниченная) является
особой разновидностью монархической
формы правления, при которой власть монарха
ограничена конституцией, имеется выборный
законодательный орган - парламент и независимые
суды. Впервые такая монархия возникла
в Великобритании в XVII в. в результате
буржуазной революции.
Дуалистическая монархия является переходной
формой от абсолютной монархии к парламентарной.
При дуалистической монархии власть монарха
ограничена конституцией, но монарх и
формально (в силу конституционных норм)
и фактически (в силу неразвитости демократических
институтов) сохраняет большие властные
полномочия. В силу этого он находится
в центре политической системы данного
государства. Правительство несет двойную
ответственность перед монархом и парламентом,
но реально подчиняется воле монарха.
В настоящее время такая форма монархии
существует в Марокко, Иордании, Таиланде,
Непале.
Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям. Это Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Дания, Бельгия, Испания, Канада. Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность. Если парламент выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. При условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство, действует государственный режим, именуемый парламентарным, или парламентаризм. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии.
Второй формой правления является республика (лат. res publica, от res - дело и publicus - общественный) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков1.
Республиканская форма правления, на сегодняшний день, значительно преобладает над остальными формами правления. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Юридическими признаками республики являются: выборность высших органов государственной власти; избрание органов верховной власти на определённый срок; осуществление власти от имени народа, а не по собственному усмотрению; юридическая ответственность органов власти за принимаемые решения; принцип разделения власти; гарантированность прав человека и гражданина.
В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
президент избирается населением всей страны или выборщиками; президент является одновременно главой государства и правительства; президент обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; президент самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы издержек и противовесов1.
Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Парламентская республика характеризуется следующими признаками:
верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает1.
К парламентарным республикам
можно отнести Германию, Италию, Швейцарию,
Индию, Израиль, Ливан, Турцию, Венгрию,
Чехию, Словакию.
Смешанная республика - отличается двойной ответственностью
правительства – перед президентом и
парламентом. Смешанная республика сочетает
в себе наиболее сильные стороны парламентской
и президентской систем правления. Она
соединяет в себе сильную президентскую
власть (достоинство президентской республики)
и эффективный контроль за правительством
со стороны парламента (сильная сторона
парламентской республики). Один из наиболее
типичных примеров смешанной формы - республика
Перу по конституции 1933 года (до переворота
1968 г).
Нетипичные формы правления.
Все формы правления (кроме ярко выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу. “Чистых”, традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. В смешанных и “гибридных” формах правления утрачивается жесткость существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.).
Республиканская монархия.
В современных условиях есть такие монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, уже существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.
Монархическая республика.
Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора, (может называться как угодно - президентом, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть меняется. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть.
Суперпрезидентские республики Латинской Америки.
В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов и контр переворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки. Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких специфических черт, как: 1) высокая степень централизации государственного аппарата; 2) гипертрофированное развитие института чрезвычайного положения; 3) большая роль армии в политической жизни; 4) почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем.
Изменения формы правления в России.
Россия – это уникальная страна, где в течение 20 в. власти пробовали вводить все пять форм правления по очереди. До 1905 г. при Николае 2 в России была наследственная монархия. С 1905 г. до февраля 1917 г. русские пытались построить представительную демократию, с этой целью был создан русский парламент, многопартийная система, гарантированы политические свободы и свободные выборы, но не была принята конституция, и право назначения членов правительства осталось в руках императора, а не парламента. С марта по ноябрь 1917 г. было установлено двоевластие Временного правительства и Советской власти, были проведены выборы в Учредительное собрание, которое должно было выбрать форму правления. В октябре 1917 г. большевики захватили власть, и Ленин построил олигархию, где привилегированным слоем стала «ленинская гвардия» вместо дворянства, противники большевистской олигархии были физически уничтожены в ходе гражданской войны и чекистского террора. Большевики уничтожили охлократию батьки Махно на Украине. Сталин в тридцатые годы построил тиранию, при этом снова произошла смена элит – замена на вершине власти «ленинской гвардии» на номенклатуру. Хрущёв восстановил олигархию, устранив Берию, как нового претендента в тираны. Заслуга Горбачёва состоит в том, что он расшатал олигархию до основания. Ельцин разрушил олигархию и установил представительную демократию. Путин уничтожил охлократию и очаг гражданской войны в Чечне, а затем установил более консервативный и авторитарный вариант представительной демократии, навёл порядок после реформ Ельцина.
Каким образом форма правления закреплена в современном российском обществе?
1. Форма правления Российской
Федерации закреплена в Конституции РФ,
которая была принята 12 декабря 1993 года
по результатам всенародного голосования
проведенного в соответствии с указом
президента России 15 декабря 1993 года №
1633. Это выражено практически во всех ее
главах.
“Российская Федерация - Россия есть демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления” (cт.
1 Конституция РФ)2.
Информация о работе Контрольная работа по «Теория государства и права»