Контрольная работа по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 08:07, контрольная работа

Краткое описание

ЗАДАНИЕ 1
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности.

Файлы: 1 файл

контр по ТГП.docx

— 35.69 Кб (Скачать)

ЗАДАНИЕ 1

В соответствии со ст. 10 Конституции  РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей  является одной из основных характеристик  правового государства и выступает  в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и  свобод как высшей ценности.

Характеристики  принципа разделения властей:

1) разделение функций  по осуществлению государственной  власти на законодательную, исполнительную  и судебную. В соответствии с  принципом разделения властей  в государстве действуют:

  • законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов;
  • исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов;
  • судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти.

Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной  Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;

2) самостоятельность органов  каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они  независимы друг от друга, не  подчинены друг другу;

3) система сдержек и  противовесов. Этим термином обозначается  система полномочий трех ветвей  власти в сфере взаимоотношений  друг с другом, установленная  Конституцией РФ с целью не  допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой.

Такими полномочиями являются, например:

- право Государственной  Думы давать согласие на назначение  Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству  РФ;

- право Президента РФ  распускать Государственную Думу;

- право Конституционного  Суда признавать неконституционными  законы, принятые Федеральным Собранием,  и др.;

4) единство государственной  власти. Разделение властей не  означает, что государственная власть  делится на части. Между государственными  органами распределяются функции  по ее осуществлению.

Согласно ст. 11 Конституции  РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание (Совет  Федерации и Государственная  Дума);

3) Правительство РФ;

4) суды Российской Федерации.

В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную  власть в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом  и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система  судов общей юрисдикции и арбитражных  судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.

Проанализируйте со ссылкой на нормативные источники, как данный принцип реализуется  в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В статье 10 говориться: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть». Все эти высшие государственные  органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного  суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных  органов при сохранении конституционного принципа единства государственной  власти.

Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции  РФ 1993 г. «Президент РФ является главой государства» (п. 1, ст. 80, Конституции  РФ). В прежней Конституции его  функция была определена через термины  «высшее должностное лицо» и  «глава исполнительной власти». Изменение  конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или  его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более  точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении  четвёртой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют  термин «президентская власть», то это  может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных  полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими  властями, но в основном — с исполнительной властью. «Президент не вправе вмешиваться  в полномочия Федерального Собрания или судебных органов — Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путём передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признаётся главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и т.д.)».  Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.

Конституция проводит чёткое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время  полномочия Президента в сфере взаимоотношений  с парламентом позволяют рассматривать  главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать  выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются  Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов  государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.

После выборов Государственная  Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может  созвать заседание Думы ранее  этого срока. Президент имеет  право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в  Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным  Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном  принятии законопроекта двумя палатами Федерального  Собрания при раздельном обсуждении  большинством в две  трети каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать  закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в  действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после  чего закон должен быть или отклонён, или входит в силу. Президент обращается к Федеральному  Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране,  об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным  конституционным законом. Президент  вправе распускать Государственную  Думу, но не предусмотрено его право  распускать Совет Федерации, Роспуск  Думы возможен в случае трёхкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4, ст.111, Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение 3-х месяцев (ч.3, ст.117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4, ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска.

Государственная Дума не может  быть распущена Президентом:

  • в течение года после её избрания;
  • с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  • в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;
  • в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

 Строгое обусловливание  роспуска Думы и ограничения  прав Президента в этой области  свидетельствует о том, что  роспуск Думы рассматривается  как явление экстраординарное  и не желательное. При всех  случаях роспуска Государственной  Думы Совет Федерации  продолжает  свою деятельность, обеспечивая  непрерывность представительной  власти.

В соответствии с принципом  разделения властей и независимости  судов Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов  судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

Конституция Российской Федерации  выделяет и третью самостоятельную  ветвь власти — Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это  отражено в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ;
  • Высший Арбитражный Суд РФ.

Согласно Конституции  РФ действуют другие федеральные  суды.

В Российской Федерации государственная  власть строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

 

 

ЗАДАНИЕ 2

Метод правового регулирования — совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

Метод правового регулирования  включает следующие компоненты:

  • порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);
  • степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);
  • способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);
  • способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права  различают два противоположных  метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

Императивный  метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

 

Императивный  метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права.

Например, система правового  регулирования правоохранительной или военной службы включает в  себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают  должное построение и функционирование таких видов государственной  службы. При этом взаимоотношения  сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления.

Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

Императивный, метод - строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления. Данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких-либо отступлений. Этот метод чаще всего присущ административному и уголовному праву, хотя используется конституционным правом, встречается в иных отраслях права. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае является государственно-властное предписание (приказ о переводе на другую работу, решение суда и др.)

Информация о работе Контрольная работа по "Теории государства и права"