Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1.
В период феодальной раздробленности части расколовшейся Киевской Руси испытывали влияние с востока (Золотой Орды) и запада (Великого княжества Литовского и Русского). Проанализируйте, какие сходные этапы прошли Древнерусское государство, татаро-монгольские государства, Великое княжество Литовское и Русское? Выскажите свое мнение о схожести, отличии и взаимовлиянии в развитии их государственности.
Вопрос 2.
Поразмышляйте и выскажите свое предположение о том, при каких условиях Литва и Тверь могли одолеть Москву и стать центром объединения нового государства, и почему Новгород, на тот период более богатый, многолюдный и с более продвинутой формой государственности, не стал центром объединения русских земель?

Файлы: 1 файл

ИОГП.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     В российском обществе, вот уже которое  десятилетие ведутся споры о смертной казни. Нужна ли смертная казнь?

     Смертная  казнь, существует столько, сколько существует само государство. Сначала она существовала в виде «принципа талиона»: наказание должно быть равным преступлению. Библия гласит:  «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9:6).

     В Древней Руси существовал принцип  «талиона», но в Русской Правде мы не находим упоминаний о смертной казни. Впервые это наказание было законодательно утверждено лишь в 1398 году в Двинской уставной грамоте. И назначалось оно только за кражу, совершенную в третий раз. Интересно, что убийство смертной казнью не каралось.

     Конечно, князья были вольны не придерживаться закона. Так, князь Изяслав в 1069 году овладев Киевом, послал своего сына, чтобы тот казнил 70 человек, которые  участвовали в изгнании Изяслава из Киева. Тем не менее, это скорее были исключения из правил.

     Дальше перечень преступлений, караемых смертной казнью, расширялся. Так Псковская судная грамота 1467 года упоминает уже 5 преступлений: воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, кража в третий раз. Но, по-прежнему, в перечне преступлений отсутствует убийство.

     Уже в 1497 году в первом «уголовном кодексе» — Судебнике Ивана III, а затем и в Судебнике 1550 года Ивана Грозного список преступлений, караемых смертной казнью значительно расширился, предусматривал уже 12 преступлений.

     При Иване Грозном это наказание  приобрело невиданный размах. На Красной  площади стояли виселицы, срубы для  сжигания еретиков. Прямо на Лобном месте заживо закапывали в землю  изменивших мужьям женщин, сажали на кол, четвертовали, колесовали. Казни проходили на глазах толпы.

     Уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче  сделало смертную казнь основным видом наказания.

     Смертная  казнь предусматривалась за 64 вида преступлений. В нем же было указано, какими способами ее исполнять. Смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. Обыкновенная казнь совершалась путем отсечения головы, повешения и утопления. Квалифицированная — сожжением, залитием горла металлом, четвертованием, колесованием, закапывания в землю по плечи, посажением на кол.

     Вешали, в основном, военных — за «измену ратных дел». Сожжение применялось к осужденным за религиозные преступления. Преступников сжигали или на костре или в деревянном срубе. Иногда применялось «медленное сожжение», что представляло собой копчение «злодея». В 1701 году так были сожжены некие Гришка Талицкий и его приятель Савин за то, что те распространяли листовки о Петре I. Обоих восемь часов окуривали едким дымом, от которого у них вылезли все волосы на теле, и их тела медленно тлели.

     Общество  не относилось к таким изуверским наказаниям отрицательно. Палач не являлся презираемым человеком, наоборот, исполнение роли палача признавалось делом богоугодным. И даже Петр I сам лично отрубил головы пяти стрельцам.

     В 1741 году на царский престол воссела Елизавета Петровна, любимая дочь Петра I. Через два с половиной года, 7 мая 1744 года она подписывает указ о прекращении экзекуций над осужденными к смертной казни. Это была не отмена — это был «мораторий», продлившийся 10 лет. В 1754 году был издан Указ об окончательной отмене смертной казни и замене ее бичеванием кнутом, вырыванием ноздрей и клеймением лица.

     Екатерина II выступала также против смертной казни. Впрочем, все ее благие намерения  рассеялись после начала Пугачевского бунта. Указ Екатерины гласил: «Пугачеву учинить смертную казнь, четвертовать, голову взоткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города и положить на колеса».

     В период правления Николая I официально было казнено 40 человек, однако введение шпицрутенов и телесных наказаний, несомненно, являлось одной из форм казни. Предельно циничная резолюция Николая на одном из приговоров о смертной казни гласила: «виновных прогнать сквозь 1000 человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало и не мне ее вводить». На деле же существовали и виселицы, и расстрелы.

     После февральской революции 1917 года смертная казнь вновь была отменена, но восстановлена  уже через 4 месяца.

     После прихода к власти большевиков, смертная казнь вновь была торжественно отменена. И это не было совсем уж пустыми словами. Например, генерал Краснов не только был не казнен, а отпущен «под честное слово не воевать против Советской власти». Практически до лета 1918 года большевики не применяли насилия к политическим противникам. Однако, если суды смертных казней не выносили, то созданной 20 декабря 1917 года «Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем» было дано право внесудебных расстрелов. Внесудебные расстрелы продолжались до начала 1920 года.

     Смертная  казнь была внесена в число наказаний в первый Уголовный кодекс РСФСР. Перечень преступлений то расширялся, то сужался.

     Начиная с конца 1980-х годов, Россия стала  на путь постепенного сокращения применения смертной казни.

     В 1992 г. к этому виду наказания было осуждено 159 человек (было казнено в указанном году 18 человек), в 1993 г. осуждено — 157 человек (казнено — 10 человек), в 1994 г. осуждено — 160 человек (казнено — 10 человек), в 1995 г. Осуждено — 141 человек (казнено — 40), в 1996 г. осуждено — 153 человека (официальных данных о казненных нет), в 1997 г. осуждено 106 человек (не казнено ни одного), в 1998 г. осуждено 116 человек, в 1999 г. — 19.

     Конституция РФ, принятая в 1993 году, в ч. 2 ст. 20 установила, что «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

     16 мая 1996 года Президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Приговоры к смертной казни перестали применяться: последний такой приговор приведен в исполнение 02 сентября 1996 года.

     До 1999 г. смертная казнь применялась в России. 2 февраля 1999 г. вопрос о возможности применения смертной казни в России рассмотрел Конституционный Суд Российской Федерации. Суд признал, что поскольку лицо, которому инкриминируется обвинение по статье, предусматривающей в санкции смертную казнь, имеет право в соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей, а такие суды созданы не во всех субъектах Федерации — граждане, судимые в разных регионах, ставятся в неравное положение. Поэтому Конституционный Суд признал, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может назначаться ни одним судом Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время смертная казнь в России не может не только исполняться, но и назначаться судами.

     Сегодня в России количество осужденных к  пожизненному заключению, в том числе  и тех, кому в порядке помилования  смертная казнь заменена пожизненным  отбыванием лишения свободы, составляет более полутора тысяч человек. Практически все они — убийцы. Более 30 процентов являются хроническими алкоголиками и наркоманами, более половины — рецидивисты.

     В настоящее время законодательство позволяет им выйти на свободу через 25 лет. Если учесть, что средний возраст «пожизненников» — около тридцати лет, то на свободу «с чистой совестью» выйдет здоровый 55-летний мужчина, утерявший все социальные связи, без квартиры, без работы, но с твердой жизненной позицией: общество виновато во всем, что с ним произошло.

     Общество обязано защищать себя от преступлений. Если право на необходимую оборону существует у отдельно взятого человека, то такое право должно быть и у общества людей. При необходимой обороне человек, если его жизни угрожает опасность, может нанести любой вред нападающему, и общество людей также должно иметь это право. Это не принцип «талиона», о котором рассуждают сладкоголосые правозащитники, никогда не сталкивающиеся с убийцей в темном углу, а принцип нормального механизма самозащиты.

     Статистика  говорит, что отмена или введение смертной казни не влияет в целом на уровень преступности. Да она и не должна влиять. Преступлений, заслуживающих смертной казни не так много, они не дают процентов в статистику. А вот моральное состояние общества, когда люди знают, что, кто бы что бы не совершил, его всего лишь посадят, но не расстреляют — будет ухудшаться.

       Все дело в том, что смертная казнь исполняется в отношении отнюдь не «случайно оступившегося человека». Если коротко обрисовать портрет такого преступника, то это мужчина 30 лет с твердой антиобщественной, асоциальной ориентацией. Человек с атрофированной душой и совестью. Ему нет дела до страдания людей. Он презирает их. Как правило, уже находясь в заключении, многие из них впервые за долгие годы берут в руки книгу. Как правило, это Библия. Возможно ли его раскаяние? Наверное. Однако, как утверждают сотрудники учреждений, где отбывают наказание такие преступники, «уход в религию» — это, как правило, способ получить какие то материальные блага. Для таких людей святого ничего нет.

     Смертная казнь и раньше, в 70-80-х годах, не приводилась в исполнение немедленно. Бывало, проходил не один год, прежде чем приговоренного выводили на расстрел. Вполне возможно закрепить законодательно, что смертная казнь приводится в исполнение не ранее двух или трех лет после вступления приговора в законную силу. И вот здесь — работа тюремных воспитателей и психологов. После истечения этого срока — они должны давать взвешенную объективную характеристику с привлечением специалистов, действительно ли человек изменил свое отношение к преступлению, к обществу. И если ответ положительный, то в порядке помилования этот человек должен получать пожизненное заключение.

     Правозащитники  говорят о том, что, пожизненное заключение лучше тем, что смертная казнь совершается быстро, а при пожизненном заключении преступник страдает.

     Самый главный аргумент против смертной казни — «судебная ошибка». Этот аргумент затмевает собой другие. Его выкидывают на стол, как крапленого туза из рукава.

     На  сегодняшний день существует детектор лжи. Говорят, его можно обмануть психически выдержанным людям. Но если предложить обвиняемому в суде присяжных пройти эту процедуру, и при наличии сомнений в правдивости результатов — то с согласия подсудимого следует назначить допрос с применением психотропных средств.

     Я считаю, эта процедура должна быть закреплена юридически, и в ней должно быть расписано все по моментам. Допрос должны проводить присяжные в отсутствие сотрудников прокуратуры и работников милиции. Для чего? Государство должно отказаться от преследования данного человека, если при допросе вскроются факты его участия в других, еще не раскрытых преступлениях. Государство должно расследовать такие преступления обычным, установленным законом путем. Присяжные должны дать обязательство не разглашать факты, не относящиеся к данному делу, ставшие им известными при допросе.

     Ход допроса должен фиксироваться, и  при несогласии прокуратуры или  вышестоящего суда должен быть продемонстрирован  опять же только суду присяжных в  другом составе.

     Таким образом, судебные ошибки могут быть сведены к абсолютному минимуму.

     Должна  ли быть в цивилизованном государстве смертная казнь? Я думаю, что да.  Как сказал известный в XIX веке журналист Карр, смертную казнь можно бы отменить, но пусть начнут господа убийцы. Пока существуют дикие, немотивированные, жестокие убийства, она должна существовать.

В статье использованы материалы сборника «Смертная  казнь: за и против»,- М.: Юридическая  литература, 1989г. и журнала «Преступление  и наказание» ФСИН России 
 

     Вопрос 2. 

     В русской государственности  между собой постоянно  соперничали две  тенденции: единовластие и народовластия. В разные периоды эта дилемма решалась по-разному. Выскажите свое мнение, какая форма государственной власти более приемлема для России, и почему? 

Информация о работе Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права"