Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 16:20, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1.
В период феодальной раздробленности части расколовшейся Киевской Руси испытывали влияние с востока (Золотой Орды) и запада (Великого княжества Литовского и Русского). Проанализируйте, какие сходные этапы прошли Древнерусское государство, татаро-монгольские государства, Великое княжество Литовское и Русское? Выскажите свое мнение о схожести, отличии и взаимовлиянии в развитии их государственности.
Вопрос 2.
Поразмышляйте и выскажите свое предположение о том, при каких условиях Литва и Тверь могли одолеть Москву и стать центром объединения нового государства, и почему Новгород, на тот период более богатый, многолюдный и с более продвинутой формой государственности, не стал центром объединения русских земель?

Файлы: 1 файл

ИОГП.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     При таком положении вещей вполне понятно стремление московских бояр и дворян поддержать новый порядок  престолонаследия от отца к сыну, при котором растет и упрочивается их положение и влияние при дворе великого князя и в боярской думе. Ответом на захват Москвы Юрием и было массовое переселение московских феодалов в Коломну, этим московское боярство, воеводы, дворяне, «слуги вольные» подчеркивали свою приверженность к новым политическим порядкам.

     Василий Юрьевич и Дмитрий Шемяка, увидев, что опасения их были верны, убивают Семена Морозова, посоветовавшего Юрию отдать Василию Васильевичу Коломну, а сами, боясь гнева отца, бегут из Москвы. Оставленный боярами, воеводами и дворянами московскими, враждебно встреченный духовенством, Юрий вынужден был примириться с племянником. Он заключил договор с Василием, признав его «старшим братом», а сам в сопровождении только пяти слуг уехал к себе в Галич. Видя собственное бессилие в борьбе с Василием, Юрий в пылу гнева отказал в помощи двум своим своевольным старшим сыновьям — Василию Юрьевичу и Дмитрию Шемяке. Против них и начал войну Василий Васильевич, но среди ратей двоюродных братьев оказались и полки дяди, не сдержавшего своего обещания. Тогда Василий Васильевич двинулся на Юрия. Тут, в Ростовской области, вторично, в 1434 году, Василий был разбит, и так же, как и в первый раз, при столкновении с Юрием он казался побежденным, а вышел победителем. Несмотря на то, что разбитый Василий вынужден был бежать сперва в Новгород Великий, а затем в Нижний Новгород, и уже собрался в Орду за помощью, несмотря на переход его двоюродных братьев Ивана и Михаила Андреевичей, князей Можайских, на сторону Юрия, Василий опять выходит победителем. Внезапно, 5 июня 1434 года, умер Юрий, и московский престол захватывает старший его сын Василий Юрьевич. Братья его, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный, не признали этого захвата и пригласили Василия Васильевича заключить с ними договоры, по которым они получали уделы. Василию удается легко выбить своего противника из Москвы, и в 1435 году изгнанник снова на московском «столе».

     Так закончился первый этап московской межкняжеской усобицы. Княжество Московское вышло из нее ослабевшим, великокняжеская власть подорванной, с Москвой перестают считаться, авторитет великого князя падает. Усиливается обособленность Рязани и Твери, причем последняя уже явно «в стороне» великого Князя Литовского. Усиливается влияние Литвы: на знаменитом коронационном съезде в Троках при дворе Витовта в 1430 году среди гостей были Василий Васильевич, митрополит Фотий, Тверской и Рязанский князья.

     К этому времени относится и  попытка включить Москву по церковной  линии в орбиту влияния римского папы. Дело в том, что митрополиты  на Руси часто назначались константинопольским  патриархом из греков. Приехав в  Москву, большинство их находило общий  язык с великим князем. Но после смерти Фотия в Москву приехал Исидор, родом грек, который решил подчинить русскую православную церковь интересам греческой церкви и Византийской империи вообще.

     Переселение к окраинам Руси отдельных орд, немалочисленных и сильных, ищущих земель и склонных не только к налетам, но и к «службе» великому князю, имело своим результатом появление новой силы, на которую опирался великий князь. Это были «служилые татарские царевичи» и «ордынские князья» со своими мурзами, слугами и воинами. Так, уже в те времена наслужбе у Василия был царевич Бердыдад и др.

     По  Москве распространился слух, что  Василий привел татар недаром, что он будто бы обещал отдать Улу-Махмету все княжество и т. д. Бояре Иван Старков и Никита Константинович становятся во главе заговора, нити которого держит в руках Шемяка. В феврале 1446 года Василий уехал в Троицко-Сергиевский монастырь — гнездо недовольного им духовенства. Воспользовавшись этим, 12 февраля Шемяка вместе с перешедшим на его сторону Иваном Можайским захватывает Москву, а на следующий день, применив хитрость, врывается в Троицко-Сергиевский монастырь. Василий был схвачен, привезен в Москву и ослеплен. С тех пор за ним закрепляется прозвище «Темного».

     Василий с женой были сосланы в Углич, мать его Софья Виктовтовна отправлена в Чухлому. Дети Василия, Иван и Юрий,укрылись было у князей Ряполовских, бежавших в Муром, но и тут Шемяка схитрил, выманил их из Мурома и отправил к отцу в Углич. Многие князья и бояре, сторонники Василия, видя его неудачу, бежали в Литву. «Отъехали» в Литву князья Василий Ярославович, Семен Оболенский, «слуга вольный» Федор Басенок. От великого князя Литовского они получили ряд городов: Брянск, Гомель, Стародуб и др. Между тем Ряполовские, видя, что Шемяка их обманул, собрали в Муроме боярскую думу. На ней присутствовали сторонники Василия: князь Стрига-Оболснский, бояре Иван Ощера, Бобр, Юшка Драница, Русалка, Руно и др. Дума решила идти на Углич и освободить пленного Василия. Все московские бояре и весь великокняжеский двор потянулся к Мурому, где энергично действовали в пользу Василия Ряполовские. Ряполовские даже выступили походом против Шемяки, но, разбив его отряд, побоялись дальнейшей борьбы и «отъехали» в Литву. Шемяка испугался. По настоянию митрополита Ионы он освободил Василия, дав ему в вотчину Вологду, взяв с него слово не «искать» великого княжения.

     И на этот раз побежденный Василий  оказался победителем. Стоило только ему обосноваться в Вологде, как сейчас же начали толпами переезжать в Вологду бояре, дворяне, «слуги вольные», а Трифон, игумен Кирилло-Белозерского монастыря, снимает с него клятву, данную Шемяке. Снова у Василия развязаны руки. Заручившись поддержкой Твери, Василий пошел к Москве. Сейчас же двинулись на помощь Василию из Литвы Василий Ярославович, князь Оболенский и Федор Басенок. По дороге, у Ельни, они встретились с многочисленным татарским отрядом сыновей Улу-Махмета, Касима и Якуба, которые также шли служить великому князю, и уже вместе отправились дальше.

     Между тем Шемяка вышел навстречу Василию, оставив в Москве только несколько своих бояр. Этим воспользовался воевода Василия, Плещеев. Рассчитывая на поддержку москвичей, он с небольшим отрядом подошел к городу. Ворота были открыты, и Плещеев беспрепятственно вошел в Москву. Боярин Шемяки, Шига, был схвачен истопником княгини Растопчей, других переловили воины Плещеева. Так, без боя, была занята Москва, а 17 февраля 1447 года в стольный город въехал Василий. Он сразу же дает понять князьям, что времена Шемяки прошли.

     Зависящий от своих князей-союзников, не имея поддержки в боярской среде и лишь по стечению обстоятельств одно время завязавший сношения с московскими кругами, тяготеющий к удельным порядкам, Шемяка в ряде договоров с удельными князьями расширил их права. По сути дела снова были восстановлены удельные княжества. Князья-союзники Шемяки чувствовали себя снова хозяевами положения и старались наверстать потерянное. Своим надменным поведением, грабежом и притеснениями московских бояр, купцов и горожан, вымогательствами они восстановили против себя посадский люд, который не мог найти на них управу в суде Шемяки. Отсюда и пошло народное предание о «шемякином суде» — олицетворении суда неправого, несправедливого. Василий отнимает права, данные Шемякой князьям Можайскому, Суздальскому и другим, и снова делает их своими слугами, подручными. Правда, с некоторыми из них он еще вынужден был заключать договоры.

     Борьба  длилась до 1453 года, пока, наконец, из Москвы не выехал в Новгород, где  укрывался в то время Шемяка, дьяк Степан Бородатый, организовавший заговор. Шемяка был отравлен, а сын его Иван бежал в Литву.

     На  этом закончилась усобица в Московском княжестве. Удельные князья лежали у  ног Василия Васильевича Темного. Удельный порядок был разбит и поруган. Укреплялся новый политический строй, зарождалась централизованная сильная власть. Решили исход борьбы бояре, церковь и горожане. Они и принесли победу Василию. После прекращения усобицы Василий Темный решительно принимается за ликвидацию уделов. Изгнан был из своего Можайского удела и бежал в Литву князь Иван Андреевич. Лишен был своего удела даже верный Василию князь Серпуховский, Василий Ярославович, умерший в заключении. Попытка серпуховских бояр и дворян его освободить привела только к жестокой расправе с ними, еще раз показавшей силу великокняжеской власти. Ликвидированы были уделы в Суздале. Беспрекословно подчинилась Василию и ранее своевольная Вятка. Опираясь на единство северо-восточной Руси, Василий укрепляет свою власть и в Новгороде, который по Яжелбицкому договору, 1456 года признал власть Василия, его суд, наместников, право собирать дани, «черный бор», обязывался не принимать врагов великого князя, уничтожить вечевые грамоты. Яжелбицкий договор — начало борьбы за ликвидацию самостоятельности Новгорода.

     Я считаю, что именно эти моменты в истории не позволили Литве, Твери и Нижнему Новгороду объединить вокруг себя земли русские и стать их центром.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Тестовые  задания 

     
  1. Система содержания должностных лиц за счет местного населения называлась:

     

       местничество; 

         кормление; 

      десятичная; 

      поместная. 
     

  1. По форме  правления Киевская Русь была:
 

    раннефеодальной монархией; 

       абсолютной монархией; 

       демократической республикой; 

       феодальной республикой. 
     

  1. Община  в Древнерусском государстве  получила название:
 

        вервь; 

       дружина; 

    вотчина; 

       удел.  
     

     
  1. Назовите  основные признаки военной демократии – формы общественных отношений:
 

    участие мужчин племенного союза в решении важнейших общественных проблем, особая роль народного собрания как высшего органа власти, всеобщее вооружение населения; 

        социальная дифференциация, разложение родоплеменных отношений;  

       народное ополчение и социальная дифференциация; 

       равное участие мужчин и женщин в управлении родовой общины. 
     

      
  1. Форму общественных отношений славян в VII – VIII вв. можно определить как:
 

    военную демократию; 

       раннефеодальные отношения; 

       родоплеменные отношения; 

       рабовладельческие отношения. 
     

     
  1. Идеологическая  направленность взглядов историков  Шлецера, Байера, Миллера состояла в  том, что:
 

    великокняжеская династия имеет скандинавское происхождение; 

    государственная власть имеет древнеримские корни; 

    норманны ускорили процесс образования государства у восточных славян; 

    ●  государственность на Русь принесли норманны, славяне неспособны к самостоятельному государственному развитию. 
     

  1. История государства  и права как научная дисциплина изучает:
 

         историю общества; 

    эволюцию структур, институтов и механизмов государственной  власти, а так же развитие системы в целом и отдельных отраслей права; 

         историю культуры, экономики и права страны; 

         историю государственных институтов, политических и правовых учений. 
     

  1. Древнейшим  источником права является:
 

        судебная практика князей; 

        закон; 

        нормы права; 

    обычай. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Дискуссия №2 

          Вопрос 1. 

           Смертная  казнь как высшая мера наказания в  обществе имеет как  сторонников, так  и противников. В  отечественной истории  права эта мера вводилась, отменялась и опять вводилась.

     Как вы думаете, какие  процессы в обществе и государстве характеризуют изменения этой нормы права? Оправдывает ли себя эта мера? 

Информация о работе Контрольная работа по "Истории отечественного государства и права"