Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа будет посвящена различным формам (источникам) права, существующим на протяжении уже многих лет. Как мы полагаем, тема курсовой работы является актуальной. И является она таковой, потому что формы (источники) права это обязательный компонент правовых знаний человека, изучающего юриспруденцию. Источники права показывают, говоря обыденным языком, откуда берется право, как оно действует и существует. Также по источнику явления судят и о самом явлении, а это немаловажно.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1 Понятие и классификация источников права…………………………….....5

2 Нормативно правовые акты как источники права………………………...11

3 Классификация нормативно правовых актов……………………………...16

4 Систематизация нормативно правовых актов……………………………..20

Заключение…………………………………………………………………….24

Список использованных источников………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Источники права.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

      Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты».1

      Нормативно-правовые акты как источники права имеют  определенные организационно-технические  и иные преимущества перед другими  источниками права. В чем они проявляются? Во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. И, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок в обращении, чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

      Мы  также должны упомянуть, что нормативно правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак - один из основных, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Так, М.Н. Марченко полагает, что «сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.»1 Нам следует отметить, что нормативно правовые акты как формы права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют. Проведем наглядно ряд сравнений нормативно правового акта с вышеперечисленными источниками права.

      Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

      Приведем  пример - действие такого индивидуального  акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его  в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.

      Нам необходимо сказать о том, что  одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ «Федеральное собрание принимает не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер». 1 Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.

      Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов  разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается  в характере, содержании и целях издания. Если нормативно правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.

      Подводя итоги по всему вышесказанному о  нормативно правовых актах как источниках права мы можем с уверенностью утверждать, что они обладают следующими признаками:

      Волевое содержание, официальный характер, входит в единую систему, нормативность, принимается по специальной процедуре, издается компетентными органами и лицами, регулирует общественные отношения, издается управомоченными органами и лицами, гарантируется принудительной силой государства, имеет форму и структуру, установленные законом.

      Т.е. нормативно-правовой акт является одним  из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство  правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений. 
 
 
 
 
 

      3 Классификация нормативно  правовых актов

      Сейчас  мы переходим к рассмотрению такого вопроса как классификация нормативно правовых актов. И в самую первую очередь считаем целесообразным ознакомиться с их группированием в  зависимости от юридической силы. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы - законы и подзаконные акты. Мы придерживаемся взгляда о том, что юридическая сила нормативно правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Так как она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

      Итак, закон - это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: «это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.»1

      Шершеневич  еще в начале нашего столетия отмечал, что формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности.

        Мы выделяем следующие виды  законов:

      1) Конституция (закон законов) - основополагающий  учредительный политико-правовой  акт, закрепляющий конституционный  строй, права и свободы человека  и гражданина, определяющий форму  правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

      2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным  и органически связанным с  Конституцией РФ (например, федеральные  конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

      3) федеральные законы - это акты  текущего законодательства, посвященные  различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

      4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными  органами и действие их распространяется  только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

      Также классификация законов может  проводиться по другим основаниям:

      - по сроку действия (постоянные законы и временные);

      - по характеру (текущие и чрезвычайные);

      - по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

      - по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

      Ознакомившись с видами и возможными классификациями  законов мы начинаем рассматривать  подзаконные нормативные правовые акты.

      Подзаконные нормативно правовые акты -это правотворческие  акты компетентных органов, которые  основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей  юридической силой, чем законы, они  базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. И подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. В десятки раз превышая количество законов, именно подзаконные акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию.

      Существуют  такие виды подзаконных актов:

      1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

      2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа  государства, наделенного широкой  компетенцией по управлению общественными  процессами;

      3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

      4) решения и постановления местных  органов государственной власти;

      5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

      6) нормативные акты муниципальных  органов;

      7) локальные нормативные акты - это  нормативные предписания, принятые  на уровне конкретного предприятия,  учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

      В зависимости от срока действия нормативные  акты классифицируют на:

      -нормативные акты неопределенно длительного действия;

      -временные  нормативные акты.

      Таким образом мы можем говорить о следующем: в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4 Систематизация нормативно  правовых актов

      В ходе общественного развития государство  активно осуществляет правотворческие  функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация нормативно правовых актов (законодательства) — «это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм». 1В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

      В настоящее время используются три  основные формы систематизации нормативно правовых актов: инкорпорация, кодификация  и консолидация. Они различаются в самом процессе упорядочения правового материала. Мы последовательно рассмотрим и дадим характеристику каждой из вышеперечисленных форм.

Информация о работе Источники права