Источники права: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ различных подходов к пониманию категории «источник права», ее соотношение с категорией «форма права», характеристика основных форм права, рассматривая их через призму правовых систем, выявление ключевых источников российского права, в частности, анализ системы нормативных правовых актов Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
– рассмотреть различные подходы к определению категории «источник права»;
– соотнести ее с категорией «форма права»;
– проанализировать основные формы права;
– в рамках вопроса «основные формы права» охарактеризовать источники российского права;
– подвергнуть анализу иерархическую соподчиненность нормативных правовых актов в Российской Федерации;
– на основании изученных материалов выработать собственное мнение относительно данной проблемы.

Оглавление

План курсовой работы 3
Введение 4
1. Понятие источника права 5
1.1. Соотношение понятий «источник права» и «форма права» 5
2. Основные формы права 8
2.1. Правовой обычай 8
2.2.Нормативно-правовой договор 11
2.3.​ Нормативно-правовой акт 17
Заключение 27
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая по теории гос-ва и права.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Следует также помнить, что есть и ненормативные правовые акты, которые принимаются теми же субъектами права. Они в отличие от нормативных актов не являются источниками права. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу, издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм (акт о регистрации брака, договор купли–продажи, постановление о наложении штрафа). Среди ненормативных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).

Таким образом, можно выделить основные признаки НПА  как формы права:

1) НПА есть результат  правотворческой деятельности компетентных  органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

2) содержат в себе  общеобязательные правила поведения  (нормы);

3) содержащиеся в них  предписания являются выражением  государственной воли;

4) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

5) имеют строго определенную  документальную форму и реквизиты,  порядок вступления в силу  и сферу действия;

6) направлены на регулирование  наиболее типичных, массовых отношений,  в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;

7) рассчитаны на постоянное  либо длительное действие, тогда  как правоприменительные акты – на однократную реализацию;

8) нормативные акты  не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата;

9) может быть быстро  изменен или отменен в зависимости  от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.

В юридической доктрине нормативные правовые акты принято  классифицировать по трем основаниям: по юридической силе - на законы и подзаконные акты; по субъектам правотворчества - на акты законодательных органов власти, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, администрации учреждений, предприятий и акты принятые на референдуме; по территории действия - на федеральные нормативные акты, акты субъектов, муниципальные акты и локальные акты5.

Чаще всего рассматривается деление нормативных правовых актов на законы и подзаконные акты. Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти или всенародным голосованием. Для него характерно регулирование особенно важных, типичных общественных отношений. Принимается он по особой процедуре, носящей название законодательного процесса. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. К ним относятся все нормативные правовые акты, принятые иными, кроме законодательных, уполномоченными на то органами государственной власти. Примерами таких нормативных правовых актов могут служить указы Президента Российской Федерации.

Нормативный правовой акт является одной из самых удачных  форм права. У него достаточно много  преимуществ. К примеру, он издается оперативно, может быть в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы, происходящие в обществе Нормативные правовые акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения, реализации или ознакомления. Более того, они позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. Нормативные правовые акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае несоблюдения положений НПА нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Но есть, конечно, и  отрицательные аспекты, о которые  нельзя не упомянуть. Во-первых, нормативные правовые акты могут отставать от развития общественных отношений, следствием чего являются большие пробелы в законодательстве, а могут и наоборот уж «слишком мчаться вперед», насильно насаждая обществу чуждые ему правила. Во-вторых, всегда существует вероятность захламленности правовой системы нормативными правовыми актами, которые уже давно устарели и уже по тем же вопросам действуют новые акт, тогда происходят столкновения, коллизии.

В целом же я считаю, что если существует строго иерархическая  система нормативно-правовых актов, четко определена компетенции нормотворческих органов, постоянно проводятся систематизация действующих нормативных правовых актов, разработка новых правовых проектов базируется на истинных и современных потребностях общества, то данная форма права очень эффективна для регулирования общественных отношений.

Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Можно указать на такие  виды законов, которые действуют  в Российской Федерации: Основной Закон или Конституция, конституционные законы и обычные законы.

В свою очередь эти  законы различаются по сфере действия. Они классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Действие законов на всей территории Российской Федерации  отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих порядок его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением  государственной воли российского  общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

Конституция представляет собой основной закон государства, закрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан.

Конституция является юридической  базой всего текущего законодательства.

Конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 голосов депутатов парламента.

Обычные законы, хотя и  регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).

Постановления парламента отличаются от законов тем, что они, как правило, принимаются по частным вопросам, ранее урегулированным законами.

Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные.

Указы президента Российской Федерации занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с  Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". В отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы президента могут носить и ненормативный характер.

Нормативные указы президента – подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Юридическая природа указа президента обусловливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Нормативные указы, как  и законы следует различать в  зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании указы подразделяются на два виды: указы Президента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации. К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ. Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер.

Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти не только республик, но и всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.

Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее виды

Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную систему. В юридической литературе традиционно различают два вида систематизации – кодификацию и инкорпорацию.

Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, которое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других норм права, т.е. это – систематизация в процессе правотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства.

Главное назначение кодификации  заключается в ее правотворческой  функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе правотворчества лишь попутно. Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе законодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами. Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго определенными государственными правительственными органами. Наиболее интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной, принципиально новой юридической оценки. Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль – с него начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Кодекс (лат. codex – собрание законов) – кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений.

Наиболее традиционны  кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный, Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комплексные, межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отраслей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др. Устав – кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочисленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.). Положение – сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов. Положение – пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицированного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами или должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.

В результате кодификационной  работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

Систематизация нормативно-правовых актов – это обработка, приведение их в единую, согласованную систему.

Систематизация существует в формах инкорпорации и консолидации. Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворческого процесса.

Главное назначение инкорпорации – упорядочение нормативных актов.

Правда, инкорпорация может  оказывать воздействие и на правотворчество, особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведения содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в приведении в систему действующих нормативных актов.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация – упорядоченное объединение  нормативных актов путем издания  компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации. В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разновидности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Официальной формой хронологической систематизации нормативных актов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени нормативных актов. Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что способствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом регулировании и облегчает отыскание и использование нормативных актов в юридической практике. Например, Свод законов является вершиной предметной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные акты.

Информация о работе Источники права: понятие, виды