Исполнительные
органы власти.
Общее положение. Структура. Специфика
полномочий и компетенций
Структура
федеральных органов
исполнительной власти
I. Федеральные министерства,
федеральные службы и федеральные агентства,
руководство деятельностью которых осуществляет
президент Российской Федерации, федеральные
службы и федеральные агентства, подведомственные
этим федеральным министерствам
- Министерство
внутренних дел Российской
Федерации
- Министерство
Российской Федерации
по делам гражданской
обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации
последствий стихийных
бедствий
- Министерство
иностранных дел Российской
Федерации
- Министерство
обороны Российской
Федерации
- Министерство
юстиции Российской
Федерации
- Государственная
фельдъегерская служба
Российской Федерации
- Служба
внешней разведки Российской
Федерации
- Федеральная
служба безопасности
Российской Федерации
- Федеральная
служба Российской Федерации
по контролю за оборотом
наркотиков
- Федеральная
служба охраны Российской
Федерации
- Главное
управление специальных
программ Президента
Российской Федерации
- Управление
делами Президента Российской
Федерации
Структура
федеральных органов
исполнительной власти
II. Федеральные
министерства, руководство деятельностью
которых осуществляет Правительство Российской
Федерации, федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим федеральным
министерствам
- Министерство
здравоохранения
и социального
развития Российской
Федерации
- Министерство
культуры Российской
Федерации
- Министерство
образования и науки
Российской Федерации
- Министерство
природных ресурсов
и экологии Российской
Федерации
- Министерство
промышленности и торговли
Российской Федерации
- Министерство
регионального развития
Российской Федерации
- Министерство
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
- Министерство
сельского хозяйства
Российской Федерации
- Министерство
спорта, туризма и молодежной
политики Российской
Федерации
- Министерство
транспорта Российской
Федерации
- Министерство
финансов Российской
Федерации
- Министерство
экономического развития
Российской Федерации
- Министерство
энергетики Российской
Федерации
Контроль
органов законодательной власти
- Контроль органов
законодательной власти проявляется
в закрепленных в Конституции
России отдельных правомочиях палат
Федерального Собрания Российской Федерации
в отношении органов государственного
управления. Формами такого контроля
выступают:
- - утверждение
Советом Федерации указа Президента Российской
Федерации о введении военного или чрезвычайного
положения;
- - возможность
принятия решения Советом Федерации об
отрешении Президента Российской Федерации
от должности;
- - назначение Советом
Федерации судей Конституционного Суда
Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации, Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации;
- - назначение на
должность и освобождение от должности
Советом Федерации Генерального прокурора
Российской Федерации;
- - принятие решения
Государственной Думой о доверии Правительству
Российской Федерации;
- - назначение на
должность и освобождение от должности
Государственной Думой Председателя Центрального
банка Российской Федерации;
- Основным контролирующим
органом в руках законодательной
власти, безусловно, является Счетная
палата Российской Федерации. В соответствии
с Федеральным законом от 11 января
1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской
Федерации» ее задачами являются:
- - организация
и осуществление контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов по объемам, структуре
и целевому назначению;
- - определение
эффективности и целесообразности расходов
государственных средств и использования
федеральной собственности;
- - оценка обоснованности
доходных и расходных статей проектов
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
- - финансовая экспертиза
проектов федеральных законов, а также
нормативных правовых актов федеральных
органов государственной власти
- - анализ выявленных
отклонений от установленных показателей
федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов
- контроль за законностью
и своевременностью движения средств
федерального бюджета и средств федеральных
внебюджетных фондов в Банке России
Счетная палата вправе проводить ревизии,
проверки и иные контрольные мероприятия.
Контроль, осуществляемый
органами исполнительной власти
Органы исполнительной
власти контролируют деятельность подведомственных
им структур с использованием различных
методов, в том числе и путем
непосредственного оперативного вмешательства
в деятельность организаций и
физических лиц. Функции государственного
контроля осуществляют Правительство,
федеральные министерства и иные
федеральные органы исполнительной
власти, а также органы исполнительной
власти субъектов РФ. Правительство
РФ как высший исполнительный орган
государственной власти общей компетенции
наделено широкими контрольными полномочиями
в отношении федеральных органов
исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Федерации.
Согласно ст. 114 Конституции и Федеральному
конституционному закону «О Правительстве
Российской Федерации» оно осуществляет
меры по обеспечению законности, прав
и свобод граждан и иные полномочия,
возложенные на него Конституцией,
федеральными законами и указами
ПрезидентаФедеральные министерства
и иные федеральные органы исполнительной
власти могут осуществлять межотраслевой
(надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный)
контроль. Среди этих органов имеются
такие, основной деятельностью которых
является именно специализированный контроль(Федеральная
антимонопольная служба)
Контроль
исполнительных органов власти в
финансово-экономической сфере
В финансово-экономической
сфере контроль осуществляют министерства
финансов, экономического развития и торговли,
Центральный банк России. Осуществление
жесткого контроля за целевым использованием
бюджетных средств - одна из основных задач
экономической политики. В связи с этим
министерствам финансов, экономического
развития и торговли и Центральному банку
поручено ежеквартально докладывать Правительству
о ходе выполнения федерального бюджета
и сконцентрировать свои усилия на финансовой
стабилизации и укреплении курса рубля.
В иных сферах деятельности
контроль осуществляют, например, федеральные
службы
III.
Федеральные службы
и федеральные
агентства, руководство
деятельностью которых
осуществляет Правительство
Российской Федерации
- Федеральная
антимонопольная
служба
- Федеральная
таможенная служба
- Федеральная
служба по тарифам
- Федеральная
служба по финансовому
мониторингу
- Федеральная
служба по финансовым
рынкам
- Федеральное
космическое агентство
- Федеральное
агентство по обустройству
государственной границы
Российской Федерации
- Федеральное
агентство по поставкам
вооружения, военной,
специальной техники
и материальных средств
Так же, для осуществления
межотраслевого контроля создаются специализированные
инспекции(Государственная жилищная инспекция)
Особенностью межотраслевого
контроля федеральных органов исполнительной
власти является то, что он осуществляется
за определенными сферами (вопросами)
деятельности не подчиненных им органов
и должностных лиц
Отраслевой (внутриведомственный)
контроль, в отличие от межотраслевого,
проводится органами одной отрасли
или сферы в отношении подчиненных
им органов и должностных лиц
по всем вопросам исполнительной и
распорядительной деятельности
Система органов
исполнительной власти
Классификация
органов исполнительной власти
Специфика полномочий
органов исполнительной валсти
- Федеральные органы
исполнительной власти могут создавать
свои территориальные органы (управления,
отделы и т.д.), действующие на территории
субъектов Федерации, но не входящие
в систему их исполнительных органов.
- Кроме того, в
некоторых федеральных органах исполнительной
власти имеются межтерриториальные органы,
деятельностью которых могут охватываться
несколько субъектов Федерации (например,
железные дороги, военные округа и т. п.).
- Формирование
органов исполнительной власти субъектов
Федерации осуществляется ими самостоятельно
в порядке, предусмотренном ст. 73, 77, 78 Конституции,
а также актами субъектов Федерации.
- Московская городская
администрация имеет особый (двойной)
статус: она является исполнительным органом
государственной власти и одновременно
исполнительным органом городского самоуправления.
Специфика компетенции
федеральных надзоров и агентств
- По порядку
разрешения подведомственных вопросов
различаются: а) коллегиальные органы
управления, решающие основные вопросы
на коллегиальной основе, т.е. большинством
голосов лиц, входящих в их состав
(Правительство, государственный комитет,
федеральная комиссия и др.); б) единоначальные
органы, в которых основные вопросы решаются
их руководителями (министерства, большинство
администраций субъектов Федерации). Коллегиальность
позволяет наиболее квалифицированно
решать сложные вопросы с учетом мнения
многих специалистов. Единоначалие обеспечивает
оперативность руководства и повышение
персональной ответственности руководителей
за результаты работы органа исполнительной
власти. В ряде случаев сочетание этих
начал может выражаться в том, что коллегии
действуют в единоначальных органах.
- Для подготовки
и рассмотрения предложений по вопросам,
имеющим важное значение, прежде всего
межотраслевого характера, Президентом,
Правительством, министерствами и ведомствами
создаются координационные и консультативные
органы. Их правовой статус определен
Указом Президента от 28 сентября 1992 г.1