Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 10:26, реферат
Рассматривая новое российское государство с точки зрения общественно-политического устройства, мы отнесем его к самой многочисленной группе – современная Россия – республика. Среди них традиционно принято выделять президентские, парламентские и полупрезидентские (смешанные) республики. Согласно конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, Президент как институт государственной власти, стоит особняком, он не относится ни к одной из трех ветвей власти. Он стоит выше них, контролирует их деятельность и вообще наделен очень обширными полномочиями.
Введение
Институт президентства в российской федерации.
Статус президент по конституции 1993 года.
Порядок избрания президента.
Вступление в должность. Церемония инаугурации
Прекращение полномочий президента РФ
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Рассматривая новое российское
государство с точки зрения общественно-политического
устройства, мы отнесем его к самой
многочисленной группе – современная
Россия – республика. Среди них
традиционно принято выделять президентские,
парламентские и
Согласно ст. 10 Конституции
государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе
ее разделения на законодательную, исполнительную
и судебную ветви. Органы всех ветвей
власти самостоятельны. При этом разделение
властей не только не исключает, но,
напротив, предусматривает координацию
усилий различных ветвей власти и
их взаимодействие в установленных
Конституцией РФ пределах и формах.
Основная роль по обеспечению взаимодействия
властей возложена Конституцией
на Президента, который согласно ч.
2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной
Необходимо еще раз
отметить, что современное
1. Институт президентства в российской федерации.
Президентство является относительно
молодым, новым и еще не полностью
устоявшимся юридическим
2. Статус президента по конституции 1993 года.
Согласно ст. 80 Конституции, Президент “является главой государства”. Называясь главой государства, Президент может быть номинальной, формальной и безвластной фигурой, а ведущая роль в управлении государством может принадлежать правительству. Однако в России была избрана прямо противоположная модель, согласно которой у нас не просто сильный, а сверхсильный Президент.
В соответствии с Конституцией (ст.
80) Президент является гарантом Конституции
РФ, прав и свобод человека и гражданина.
В установленном Конституцией порядке
он принимает меры по охране суверенитета
РФ, ее независимости и
В чем наиболее ярко отражается модель сильного российского Президента? Здесь можно выделить следующие важные факторы.
4. Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль существуют в самых минимальных размерах. В сущности можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента. Говоря точнее, в отношении Президента России система “сдержек и противовесов” почти не действует. Даже если Президент РФ совершит государственную измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для его отрешения от должности (ст. 93 Конституции), подобное отрешение будет весьма проблематичным и сложным, поскольку в Конституции не предусмотрена ответственность Президента за грубое нарушение не только самой Конституции, но и законов, и президентской присяги. Хотя формально парламент России в лице своих палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции может отрешить Президента от должности. Это отчасти естественно, т.к. довольно сложно представит, что человек, занимающий столь высокий и ответственный пост и имеющий столь большие и широкие полномочия, совершит какое-либо тяжкое преступление.
5. В свою очередь возможности самого Президента, особенно по отношению к парламенту, весьма внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты – Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. ст. 84, 111, 117). Не стоит забывать и о том, что в верхней палате – Совете Федераций – Президент имеет сильное лобби в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством РФ и Президентом РФ, образно говоря, “корпоративной солидарностью”. Более того, в настоящее время идет разговор о том, что необходимо вернуться к прежней системе назначения руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ Президентом, что обеспечит ему лояльность и дополнительную послушность региональной исполнительной власти, сделает регионы более подчиненными центральному правительству. Предпринимаются и уже были предприняты ряд шагов по укреплению президентской власти в регионах, в частности введение института президентских полномочных представителей во вновь образованных семи федеральных округах, что при наличии у них реальных полномочий, может в значительной мере урезать местную власть в лице губернаторов.
6. По существующей конституции
у Президента есть право на
свое законотворчество, то есть
на принятие актов (прежде
7. Президент держит в руках все нити внутренней и внешней политики государства. Согласно ст. 86 Конституции он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты. Однако одной его подписи недостаточно, т.к. эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими палатами (ст. 106 Конституции РФ).
8. Правительство РФ вполне можно назвать Правительством Президента РФ, поскольку Президент его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. ст. 83, 111), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. ст. 103, 111). Согласно ст. 117 Дума может также выразить недоверие Правительству, в связи с чем Президент ставится перед дилеммой – объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. Если же палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан либо отставить Правительство, либо распустить Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ). При этом нельзя не отметить, что ряд членов Правительства, занимающих ключевые посты, работает под непосредственным руководством Президента (министры иностранных дел, обороны, внутренних дел и др.), Президент устанавливает также всю систему федеральных органов исполнительной власти.
Тот факт, что Президент
в любой момент может отправить
созданное им же Правительство, имеет
два довольно негативных момента. Во-первых,
отставка Правительства по инициативе
Президента ни коим образом не способствует
стабильности политической, экономической
и социальной обстановки в стране.
Так за время президентства Б.Н.
В связи с этим в Государственной
Думе уже возникал вопрос о том, что
необходимо ввести ответственность
Президента при роспуске правительства
(т.к. количество сменившихся правительств
говорит о злоупотреблении
Во-вторых, Президент, отправляя в отставку созданное им же самим Правительство, кроме того, что он публично высказывает резкое недовольство его действиями, косвенным образом, он проявляет недоверие к самому себе как к создателю этого Правительства.
Кроме того, процедура протаскивания через Государственную Думу кандидатуры подходящего Президенту премьера, свидетелями чего россияне становились неоднократно в ходе президентства Б.Н.Ельцина, выглядит довольно абсурдно и не добавляет авторитета никому из участвующих в ней лиц. Всем очевидно, что идет откровенный торг между Президентом и Государственной Думой, что опять-таки не способствует укреплению авторитета российской власти и государственности в глазах международной (впрочем и российской тоже) общественности.
9. В стране существует вертикаль исполнительной власти, включающая сверху вниз (или наоборот) все структуры, вплоть до главы сельского муниципального образования (несмотря на провозглашенное Конституцией РФ отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти). Вершиной этой пирамиды можно считать Президента РФ.
10. В соответствии со ст. 87 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83). Однако он обязан (ч. 2 ст. 87) при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федераций (ст. 106). К тому же парламент наделен правом утверждать федеральный бюджет, с помощью которого законодательная власть может влиять на вопросы субсидирования армии и флота. Именно в ведении Совета Федераций находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за ее пределами (п. “г” ст. 102).
Конституция предоставила Президенту
право вводить на территории России
и в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение. Однако та же статья обязывает
Президента незамедлительно сообщить
об этом Совету Федераций и Государственной
Думе. Именно законодательной власти
принадлежит право
3. Порядок избрания президента.
Процедуру подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации можно разбить на несколько этапов.
Первый – принятие и объявление решения Советом Федерации о назначении выборов Президента.
Информация о работе Институт президентства в Российской Федерации