Институт гражданства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и исследование теоретических основ института гражданства в Российской Федерации и его особенностей.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и содержание гражданства.
2. Проанализировать основные принципы гражданства.
3. Изучить правовые основания и условия приобретения, восстановления, прекращения гражданства Российской Федерации.
4. Определить государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве.
5. Изучить особенности производства по делам о гражданстве.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………………………..….
стр. 3
Глава 1. Конституционно-правовые основы гражданства в России…….
стр.6
1.1. Понятие и содержание гражданства………………………………….
стр.6
1.2. Основные принципы гражданства……………………………………
стр. 10
Глава 2. Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации…………………………………………………………………...

стр.17
2.1. Правовые основания и условия приобретения, восстановления, прекращения гражданства Российской Федерации…................................

стр.17
2.2. Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве…………………………………………………………………

стр. 26
2.3. Производство по делам о гражданстве……………………………….
стр.28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………….........
стр.31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....
стр.33

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 67.82 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………………………..….

стр. 3

Глава 1. Конституционно-правовые основы гражданства в России…….

стр.6

1.1. Понятие и содержание гражданства………………………………….

стр.6

1.2. Основные принципы гражданства……………………………………

стр. 10

Глава 2. Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации…………………………………………………………………...

 

стр.17

2.1. Правовые основания и условия приобретения, восстановления, прекращения гражданства Российской Федерации…................................

 

стр.17

2.2. Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве…………………………………………………………………

 

стр. 26

2.3. Производство по делам о гражданстве……………………………….

стр.28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………….........

стр.31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....

стр.33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Гражданство - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета. Главное в логическом основании  института гражданства заключается  в том, что посредством этого  института происходит придание государству  как субъекту права юридически значимых очертаний не только в области  его суверенных полномочий и его  территории, но и тех физических лиц, которые «составляют» государство.

Тема гражданства в  нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность.

Это объясняется тем, что  институт гражданства является одной  из форм взаимодействия лица и государства, выражающейся в наличии правовых, государственных связях между ними.

Нельзя не отметить, что  интерес к гражданству существенно  возрос и в связи с провозглашением  в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство  является звеном между народным суверенитетом  и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи  с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание.

Гражданство является непременной  предпосылкой для обладания лицом  всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных  конституцией и другим законодательством  обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и  за рубежом в дипломатическом  порядке и других установленных  в межгосударственном общении формах.

Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи  с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и  общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений  с другими странами и народами.

В настоящее время все  отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и  Законом «О гражданстве Российской Федерации».

Объектом исследования является совокупность правовых отношений, связанных  с гражданством, складывающихся между  личностью и государством.

Предметом исследования является система конституционно-правовых норм, законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения гражданства  Российской Федерации.

Целью работы является анализ и исследование теоретических основ  института гражданства в Российской Федерации и его особенностей.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие и содержание гражданства.

2. Проанализировать основные принципы гражданства.

3. Изучить правовые основания и условия приобретения, восстановления, прекращения гражданства Российской Федерации.

4. Определить государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве.

5. Изучить особенности производства по делам о гражданстве.

Теоритической основой нашего исследования послужили труды таких  современных ученых-юристов, как М.В. Баглай, Е. Ю. Бархатова [14], М. В. Варлен, Е.И. Козлова, Н.А. Михалева, Н.В. Леонова [19] и др.

Большой вклад в разработку данного вопроса внесли С.А. Авакьян, Н.В. Витрук, А.В. Мицкевич.

Эмпирическую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Закон о гражданстве Российской Федерации, Постановления Конституционного Суда РФ, прочие нормативно-правовые акты рассматривающие вопросы гражданства РФ.

Раскрытие темы проводилось  методом анализа и синтеза, теоретического анализа, и диалектико-материалистического подхода.

Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

Глава 1. Конституционно-правовые основы гражданства в России

1.1. Понятие  и содержание гражданства

 

Гражданство РФ определяется в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Это означает, что гражданство существует постоянно, независимо от воздействия внешних и факторов.

Обладание гражданством (подданством) соответствующего государства является естественным для человека состоянием. Отсутствие какого-либо гражданства (подданства), т.е. состояние без гражданства - скорее исключение, чем правило1.

Отношение к этой проблеме многих государств выражены в международной  Конвенции о сокращении безгражданственности от 30 августа 1961 г.  Она исходит из того, что вопросы предоставления гражданства решаются государствами прежде всего с учетом интересов индивидов. Поскольку гражданство предоставляется либо в силу закона, либо по ходатайству заинтересованных лиц перед властями, интересы самого государства также учитываются. Россия следует общемировой тенденции: в ст. 7 Закона о гражданстве предусмотрено, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Поскольку подавляющее большинство  людей в мире - граждане (подданные) того или иного государства, закономерен  вопрос: не следует ли говорить о  том, что любой человек в России обладает правом на гражданство? Особенно если вспомнить, что во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., сказано:

«1. Каждый человек имеет право на гражданство.

  2. Никто не может  быть произвольно лишен своего  гражданства или права изменить  свое гражданство»2.

Ведь если человек имеет  гражданство, тем самым его право  реализовано. Если он не имеет гражданства (в данном случае российского), то может  его получить по своему ходатайству. Наконец, если лицо не хочет оставаться в гражданстве, оно имеет право  его прекратить.

Соответственно этой логике в российском Законе о гражданстве  появилась запись: в РФ «каждый человек имеет право на гражданство» (ст. 1). Это право трактовалось именно как возможность иметь гражданство, приобретать его либо, наконец, выйти из гражданства. Эта идея была реализована и в Конституции РФ при внесении в нее изменений в апреле 1992 г.: в ст. 36 было записано, что каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства РФ в соответствии с законом РФ3.

Во взаимных правах и обязанностях лица и государства выражена сущность института гражданства. Однако, необходимо иметь в виду, что в правовой связи (взаимоотношениях) с государством находятся не только граждане данного государства, но также иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории этого государства, а иной раз проживающие на территории своего государства, но подавшие заявление о приеме их в гражданство данного государства или о предоставлении им политического убежища4.

Нормы права распространяют свое действие на всех лиц, проживающих  на территории России. В силу этого  российские законы обязательны не только для российских граждан, но и для  находящихся на территории РФ иностранцев  и лиц без гражданства, за исключением  лиц, пользующихся правом экстерриториальности.

Следует отметить, что отношения  государства с собственными гражданами заметно отличаются от отношений  того же государства с гражданами другой страны. Наличие российского  гражданства обеспечивает распространение  на гражданина субъективных прав и  свобод в полном объеме и необходимость  выполнения им обязанностей без каких-либо ограничений, тогда как иностранцы и лица без гражданства пользуются не всеми правами и несут не все обязанности, установленные  Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Связь гражданина с государством - связь длящаяся, т.е., она существует, как правило, с момента рождения и до смерти, а иногда продолжается и после смерти гражданина. Связь  же иностранца и лица без гражданства  с государством пребывания – связь  временная, она прекращается после  его выезда из страны, и может  возникнуть вновь в случае его  нового прибытия в РФ5.

Связь гражданина с государством характеризуется территориальной  устойчивостью, она не меняется, не ослабевает оттого, что гражданин  покидает страну.

Согласно ч.3 ст.4 Закона о  гражданстве РФ проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его  гражданства.  Гражданство не изменяется под воздействием каких-то внешних  факторов. Для приобретения или изменения  гражданства необходимы действия, как определенного лица, так и государства.

Свойства устойчивости, бессрочности, неограниченности в пространстве существенно  отличают гражданство от тех правовых связей, которые существуют меду государством и иностранцами, а также лицами без гражданства, находящимися на территории данной страны.

Связь лица с государством носит правовой характер, поскольку  в основе всех отношений, возникающих  по поводу гражданства, лежат правовые нормы, а вопросы состояния в  гражданстве, его возникновения  и прекращения регулируются законодательством  РФ.

Исходя из сказанного, можно  сделать вывод о том, что гражданство - это специфическая правовая связь лица с государством, определяющая его правовое положение и характеризующая устойчивостью, бессрочностью и неограниченностью в пространстве.

Как правовую категорию гражданство  можно рассматривать с трех взаимосвязанных  сторон: субъективное право, правоотношение и правовой институт6.

Большинство людей в мире обладают гражданством какого-то государства.

В важнейших международно-правовых документах употребляются формулировки, дающие основание считать, что в  них содержится признание гражданства  субъективным правом.

Право на гражданство закреплено в Декларации прав ребенка (1959 г.), в  Пакте о гражданских и политических правах(1966 г.), в Конвенции Содружества  Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995 г.), в Европейской конвенции о  гражданстве (1997 г.)

Термин «российское гражданство» употребляется также для определения государственно-правового института, т.е. совокупности норм, регулирующих отношения между государством и личностью по поводу гражданства. Нормы института гражданства закреплены в Конституции РФ, международных договорах РФ, Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами7.

Институт гражданства  выполняет следующие функции8:

1) устанавливает предпосылку  для обладания правами, обязанностями  и ответственностью, закрепленными  конституцией;

2) защищает от лица государства  права граждан;

3) защищает интересы государства;

4) способствует развитию  народов, повышению качества народа;

5) защищает интересы нации;

6) повышает сплоченность  народов, патриотизм граждан.

Конституция РФ, Федеральный  закон «О гражданстве РФ» 2002 г. устанавливают основы, определяющие качественные особенности российского гражданства.

Таким образом, мы пришли к  выводу, что гражданство - это специфическая правовая связь лица с государством, определяющая его правовое положение и характеризующая устойчивостью, бессрочностью и неограниченностью в пространстве.

 

1.2. Основные принципы гражданства

 

Принципы гражданства  РФ – те общие основы, фундаментальные  начала, которые определяют сущностные черты отношений гражданства9. Они сформулированы в статье 4 федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», а также в Конституции РФ.

Основополагающая роль принципов  российского гражданства заключается  в том, что все другие нормы  данного института должны находиться в соответствии с ними. Характерное  для принципов единство субъективного  начала и объективной стороны, находит  выражение в единстве научных  идей и тенденций практики.

Первостепенное значение принципов российского гражданства  проявляется в следующем10:

- принципы отражают сущность института гражданства;

- являются исходными началами;

- действуют непосредственно;

- установлены Конституцией РФ;

- выступают как руководство для практики государственного строительства в области гражданства;

- являются показателями демократичности государства, демонстрируют его отношения с личностью.

Для принципов российского  гражданства характерна тесная взаимосвязь  и взаимопроникновение. Во-первых, осуществление  одних принципов служит основанием для реализации других. Так, осуществление  на практике принципа самостоятельного решения лицом вопросов гражданства  является основанием для возможности  иметь гражданство другого государства (множественное или двойное гражданство). Во-вторых, нарушение государством одних принципов, их умаление не может  не повлечь за собой тех или  иных последствий по отношению к  другим принципам. Например, нарушение  принципа сохранения российского гражданства  при браке указывает на прекращение  гражданства либо его изменение  без волеизъявления лица, и тем  самым нарушается принцип свободного (самостоятельного) решения лицом  вопросов гражданства11.

Информация о работе Институт гражданства Российской Федерации