Институт гражданства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и исследование теоретических основ института гражданства в Российской Федерации и его особенностей.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и содержание гражданства.
2. Проанализировать основные принципы гражданства.
3. Изучить правовые основания и условия приобретения, восстановления, прекращения гражданства Российской Федерации.
4. Определить государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве.
5. Изучить особенности производства по делам о гражданстве.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………………………..….
стр. 3
Глава 1. Конституционно-правовые основы гражданства в России…….
стр.6
1.1. Понятие и содержание гражданства………………………………….
стр.6
1.2. Основные принципы гражданства……………………………………
стр. 10
Глава 2. Законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации…………………………………………………………………...

стр.17
2.1. Правовые основания и условия приобретения, восстановления, прекращения гражданства Российской Федерации…................................

стр.17
2.2. Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве…………………………………………………………………

стр. 26
2.3. Производство по делам о гражданстве……………………………….
стр.28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………….........
стр.31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....
стр.33

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 67.82 Кб (Скачать)

Впервые это положение  было закреплено в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека. Выдача (экстрадиция) лица одним государством другому производится по просьбе заинтересованного государства  в связи с необходимостью проведения следствия в отношении данного  лица, суда над ним или исполнения приговора. Выдача осуществляется на основании  международного договора либо по усмотрению государства, к которому обращена просьба  о выдаче. В последнем случае, если выдача осуществляется, это делается на основании так называемой международной  вежливости, а не правовой обязанности, вытекающей из договора.

Как правило, имеются определенные ограничения выдачи, обусловленные  международными договорами, обычаями и внутренними правилами того или иного государства. Так, например, не подлежат выдаче лица, обвиняемые в  совершении политических преступлений.

В принципе, государства могут  допускать выдачу собственных граждан. Однако в законодательстве различных  государств преобладает тенденция  невыдачи собственных граждан, получившая отражение и в договорной практике. Правило невыдачи своих граждан  ни в коем случае не должно рассматриваться  как поощрение безнаказанности  преступных действий. Государство, не выдавшее своего гражданина, который  совершил преступление, судит его  по своим законам.

А теперь подробнее о каждом основании прекращения гражданства:

Выход из гражданства - это  утрата гражданства на основании  решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного  лица. Конституцией РФ лицам гарантируется  право изменить свое гражданство. Это  означает не только приобретение, но и  выход из российского гражданства. Изменение гражданства возможно только на основе свободного волеизъявления лица и не может быть актом односторонним, поскольку гражданство характеризуется  взаимной связью и обязанностью личности и государства19.

При выходе из гражданства  Российской Федерации на основании  ч. 1 ст. 19 ФЗ «О гражданстве РФ» лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов. При выходе из гражданства Российской Федерации на основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением представляются:

- документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

- документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

- документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

- документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.

При выходе из гражданства  Российской Федерации на основании  части третьей статьи 19 Федерального закона: ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой - является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих родителей или единственного родителя представляются:

- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);

- документ полномочного органа иностранного государства о наличии у ребенка иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ребенку иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;

- согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на прекращение гражданства Российской Федерации. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью. Должностное лицо обязано выяснить его мнение об изменении гражданства детей. Заявление родителей подписывается обоими родителями. В случае если один из родителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, подпись этого родителя на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.

Заявление о выходе из гражданства  Российской Федерации ребенка одновременно с родителями, одним из родителей  либо единственным родителем оформляется  на бланке заявления о выходе родителя из гражданства Российской Федерации.

Выход из российского гражданства  лица, проживающего на территории РФ, осуществляется с помощью личного обращения  гражданина. При подаче заявления  о выходе из гражданства необходимы документы, подтверждающие отсутствие не исполненных перед Россией  обязательств (например, для граждан  призывного возраста - справка из военкомата об отсутствии повестки о призыве  на срочную службу). При заявлении  ходатайств о выходе из гражданства  ребенка необходимы копии свидетельства  о рождении, усыновлении, письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства  и пр. Список документов, необходимых  для выхода из гражданства, в каждом случае конкретизирован.

Для граждан РФ, проживающих  за пределами территории РФ, выход  из гражданства также осуществляется с помощью личного обращения. Только для этих лиц предусматривается  упрощенный порядок выхода из гражданства.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей  которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным  гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей  либо по заявлению единственного  родителя. Российское гражданство ребенка  может быть прекращено только при  условии, что ребенок не станет лицом  без гражданства20.

Гражданину РФ может быть отказано в выходе из российского  гражданства, если он:

- имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

- привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

- не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Данное условие, судя по всему, направлено на сокращение безгражданства, провозглашенное Европейкой конвенцией о гражданстве 1997г., подписанной Россией и иные основания.

Заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации  составляется по форме, утверждаемой Министерством  внутренних дел Российской Федерации  или Министерством иностранных  дел Российской Федерации. В заключение указываются основания принятия полномочным органом в отношении  заявителя решения о приеме в  гражданство Российской Федерации  или выходе из гражданства Российской Федерации, решение суда, которым  установлен факт использования заявителем подложных документов или сообщения  им заведомо ложных сведений в целях  приобретения или прекращения гражданства  Российской Федерации, с изложением установленных судом обстоятельств, а также статья Федерального закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства Российской Федерации.

Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим  его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства  Российской Федерации, информируется  об этом полномочным органом в  месячный срок со дня подписания заключения.

Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства  Российской Федерации и решения  суда направляются полномочным органом  соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации  для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов.

Сведения об отмене решения  по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие  электронные базы данных.

В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации  полномочный орган обязан принять  меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации  лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид  на жительство иностранного гражданина.

При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации  у лица изымается справка о  выходе из гражданства Российской Федерации  и выдается паспорт гражданина Российской Федерации.

Оптация. Групповое предоставление гражданства - это наделение гражданством населения, какой либо территории в  упрощенном порядке либо предоставление в упрощенном порядке гражданства  переселенцам. Оптация также является одним из оснований прекращения  российского гражданства. При территориальных  преобразованиях в результате изменения  в соответствии с международным  договором Российской Федерации  Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая  подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного  международного договора.

Анализ норм Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации» позволил сделать  вывод, что в Российской Федерации  предусмотрены следующие формы  приобретения гражданства: по рождению; в результате приема в гражданство  Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным  Федеральным законом о гражданстве  или международным договором  Российской Федерации.

 

2.2. Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве

 

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве, определены в  Федеральном законе «О гражданстве РФ» (ст.28). К ним относятся: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительный власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации21.

Закон о гражданстве предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве, и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

В системе органов, связанных  с решением вопросов гражданства, основными  полномочиями обладает Президент Российской Федерации как глава государства, олицетворяющий его.

Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы  гражданства Российской Федерации (ст. 89, п. «а»). Закон о гражданстве Российской Федерации конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. Он принимает решения по следующим вопросам: прием в гражданство, восстановление в гражданстве, разрешение на выход из гражданства; разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства.

По всем названным вопросам Президент издает указы. Другие государственные  органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

К органам, ведающим делами о  гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Согласно Положению об этой Комиссии, которое утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., она представляет предложения Президенту РФ о совершенствовании законодательства о гражданстве, предварительно рассматривает  заявления о приеме в гражданство  РФ и о политическом убежище, анализирует  применение законодательства о гражданстве, вправе направлять разъяснения федеральным  органам, занимающимся вопросами гражданства, и др. Комиссия вправе запрашивать данные, касающиеся вопросов гражданства, у федеральных органов, организаций, должностных лиц.

Остальные государственные  органы, принимающие участие в  решении вопросов гражданства или  решающие их, входят в систему органов  исполнительной власти. К ним относятся  Министерство внутренних дел и его  органы, а также Министерство иностранных  дел, дипломатические представительства  и консульские учреждения.

Полномочия, возложенные  на эти органы по решению вопросов гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые – принимают  их в отношении лиц, проживающих  на территории Российской Федерации, а  вторые – за ее пределами.

В число таких полномочий входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации проверка фактов и представленных документов;  направление ходатайства  вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение  принадлежности лиц к гражданству  Российской Федерации; осуществление  регистрации приобретения или прекращения  гражданства Российской Федерации  в предусмотренных Законом случаях.

В процедуре оформления и  решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства в  порядке регистрации (т. е. в упрощенном  порядке) и во всех остальных случаях  имеются существенные различия. Они  касаются: установленной формы обращения; органов, принимающих решения; актов, которыми оформляются решения; порядка  обжалования.

Информация о работе Институт гражданства Российской Федерации