Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 16:22, контрольная работа
Президент (лат. praesidens - букв, сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене [4].
Политическая необходимость поста главы государства вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами.
Введение……………………………………………………………………...3
Институт президента государства: происхождение, особенности
статуса в разных странах.…………………………………..……………….5
Институт Президента Российской Федерации ….…………………....11
Тест………………………………………………....................................17
Заключение…………………………………………………………………19
Список литературы……………………
Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Заочный факультет менеджмента и маркетинга
Кафедра региональной экономики и управления
Контрольная работа по дисциплине
«Система государственного управления».
Вариант №5.
На тему: «Институт Президента Российской Федерации».
Выполнила: Федюшина А.С.
Челябинск, 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
статуса в разных странах.…………………………………..……………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Президент (лат. praesidens - букв, сидящий впереди, во главе) — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене [4].
Политическая необходимость поста главы государства вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами.
Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.
Конституционно-правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти:
- правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;
- правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;
- правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.
Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.
Актуальность избранной темы обусловлена рядом факторов. Во-первых, растущим интересом общественности к институту Президента Российской Федерации. Во-вторых, значительностью той роли, которая возложена на Президента Конституцией Российской Федерации.
Объектом исследования данной работы является институт президентства Российской Федерации.
Предмет исследования — конституционно - правовой статус Прези-дента РФ, его компетенции как главы государства.
Цель исследования — комплексный анализ условий становления института президента в России.
Для выполнения выше указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть историческую
- пояснить, каковы особенности президентского статуса.
- показать особенности института Президента Российской Федера-ции.
Работа состоит из двух частей:
В первой главе работы рассмотрена историческая практика осуществления президентской власти в разных странах. Пояснено, каковы особенности президентского статуса в условиях президентской республики, парламентской республики и президентско - парламентской республики.
Во второй главе раскрывается правовой статус Президента РФ, конституционные полномочия, порядок избрания и отрешения от должности, практика руководства и управления страной.
В качестве информационных источников использовались учебники и учебные пособия для студентов вузов, электронные средства массовой информации.
Институт президента как форма государственной власти функциониру-ет длительный исторический период – более 200 лет. Процесс избрания пре-зидента, его полномочия, взаимоотношения с законодательными органами, сроки президентства и другие черты – не идентичны в различных странах, зависят от политических традиций, соотношения сил между президентом и другими ветвями власти, между противоборствующими политическими и классовыми группировками, другими факторами.
История президентства, взятая в мировом масштабе, отнюдь не свидетельствует о том, что это критерий демократичности. Много примеров, когда под сенью президентской формы правления скрывались откровенно диктаторские, тоталитарные режимы. И тем не менее, президентская форма власти, как правило, связывается с демократическими институтами государственного управления.
Родиной института президента стали США. Первый президент - Джордж Вашингтон (1788-1797), с его именем связано становление независи-мой республики. Известно, что Вашингтон отверг предложение стать монархом. Свою позицию аргументировал тем, что все антиамериканские акции Лондона были от имени короля, что английский король царствует, но не правит, а президент должен управлять страной.
Институт президента за свою историю явно эволюционировал в направлении усиления его роли в жизни страны, но не плавным образом, а со взлетами и падениям, рывками и застоем, испытывая зависимость от реального соотношения сил в стране, экономической конъюнктуры, международного положения, немаловажного личностного фактора.
Президент – глава государства, должностное лицо (в отличие от монарха), избираемое гражданами либо парламентом (или избирательной коллегией с участием парламента) на установленный в конституции срок (обычно от 4 до 7 лет).
Глава государства избирается гражданами путем прямых или косвенных выборов в президентских и смешанных формах правления.
Прямые выборы президента во Франции, Российской Федерации и других государствах – членах СНГ, в Болгарии, Польше, большинстве стран Латинской Америки проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Это значит, что выборы обеспечивают победу кандидату, баллотирующемуся по общенациональному единому избира-тельному округу и набравшему абсолютное большинство голосов избирателей. При отсутствии абсолютной победы предусматривается второй тур выборов, в который входит два претендента, набравшие наибольшее число голосов, при этом в повторном голосовании побеждает тот, кто получает относительное большинство избирателей.
Реже президенты избираются путем косвенных выборов, например, в США и Аргентине. Сначала голосуют избиратели за выборщиков от определенной партии; выборщики же, связанные партийной дисциплиной, подают свой голос за определенного кандидата в президенты.
Президенты избираются парламентами1 или специальными избира-тельными коллегиями в парламентских республиках. Так, парламенты избирают президентов в Греции, Венгрии, Турции, Чехии и других странах. При этом в первых двух турах обычно для избрания президента требуется квалифицированное большинство голосов всех членов парламента. Если таким образом президент не избран, необходимо получить, лишь абсолютное большинство голосов. В случае отсутствия такого большинства в ряде стран предусмотрен роспуск парламента и проведение выборов президента новым его составом.
Избирательные коллегии для избрания президента страны создаются обычно с участием парламента или одной из его палат. Так, в соответствии со ст. 83 конституции Италии «Президент республики избирается парламентом на совместном заседании его членов. В выборах участвуют по три делегата от каждой области, избираемых областным советом с обеспечением представительства меньшинства». Избрание президента республики производится тайным голосованием большинством двух третей собрания. После третьего голосования достаточно абсолютного большинства.
В ФРГ избирательная коллегия называется федеральным собранием. Она состоит из членов бундестага2 и такого же числа членов, избираемых ландтагами3 земель согласно принципу пропорциональных выборов. Чтобы быть избранным, необходимо набрать абсолютное большинство голосов членов федерального собрания в первых двух турах и относительное – в третьем туре.
Участие президента в осуществлении реальной власти зависит также от избранной в стране формы правления.
Роль президента в парламентских выборах ограничена функциями главы государства, сводится к согласованию действий трех ветвей власти (исполнительной, законодательной, судебной).
Обладая формально значительными полномочиями, роль главы государства в повседневной управленческой практике является по существу номинальной4. В ст. 89 конституции Италии отмечается: «Никакой акт Президента республики не действителен, если он не контрассигнован5 предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны.
Акты, имеющие силу закона, и другие указанные в законе акты контрассигнуются также председателем совета министров» [2].
Аналогичная норма имеется и в основном законе ФРГ: «Для действительных приказаний и распоряжений федерального президента необходима их контрасигнатура федеральным канцлером или компетентным федеральным министром» (ст. 58) [2].
В руках президента президентской республики сосредоточена значительная повседневная власть, он – глава государства и глава исполнительной власти, ключевая фигура в государственном механизме управления. Так, исполнительная власть в США в соответствии со ст. II конституции США осуществляется президентом США. В своей деятельности он не подотчетен никаким органам. Должности премьер-министр не существует, кабинет состоит из министров, которые назначаются и освобождаются от должности президентом. Министры в своей деятельности целиком подотчетны главе государства.
Президент принимает непосредственное участие в законодательном процессе, подписывая или отклоняя все билли6, принятые конгрессом7. Используя свое право предоставлять конгрессу различного рода информацию, президент формулирует в своих посланиях конкретные законодательные предложения. Важная функция президента – нормирование и проведение кадровой политики. Он назначает различного рода должности «по совету и с согласия сената». Обширны его полномочия во внешней политике: назначает и отзывает послов и других полномочных представи-телей, заключает международные договоры, исполнительные соглашения.
Близкий к этому конституционно-правовой статус имеют президенты латиноамериканских стран с президентской формой правления.
Смешанная форма правления изначально предполагает, цель сбалансирования власти, распределения полномочий между тремя ее ветвями таким образом, чтобы обеспечить и их взаимодействие, и их взаимный контроль. Наибольшую сбалансированность полномочий предусматривает конституция Французской республики.
Рассмотрим статус и полномочия главы государства Франции. В соответствии с Конституцией этой страны «Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и международных договоров» (ст. 5) [2].
Президент Франции во взаимодействии с парламентом реализует полномочия: промульгирует8 законы и может потребовать от парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей; может передать на референдум любой законопроект. Он может объявить о роспуске национального собрания, однако лишь после консультаций с премьер-министром и председателями палат (такая сдерживающая мера не предусмотрена в полномочиях Президента РФ). Президент Франции во взаимодействии с правительством реализует полномочия: назначает премьер-министра, прекращает исполнение его функций по представлению им заявления об отставке правительства; по предложению премьер-министра назначает других членов правительства и прекращает исполнение ими функций (ст. 3) [2]; председательствует в совете министров, подписывает ордонансы9 и декреты10, рассмотренные в совете министров и т.д. Кроме этих прав, осуществляемых в нормальных условиях президент Франции «в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы» выполняет чрезвычайные полномочия. Важную роль в механизме сдержек власти президента и согласования его действий с правительством выполняет контрасигнатура, ставшая во Франции обязательной после введения в 1962г. Прямых выборов президента. Она означает, что президентские указы и декреты получают юридическую силу лишь с подписью премьер-министра. В то же время важнейшие декреты премьер-министра в свою очередь должны иметь контрасигнатуру соответствующих министров как выражение их согласия с данным декретом и принятия ответственности за его исполнение.
Информация о работе Институт Президента Российской Федерации